Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 09:15, реферат
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились.
Введение
1. Вхождение человека в организацию
1. . Обучение при в вхождении в организацию
2. . Влияние организации на процесс вхождения
3. . Развитие чувства ответственности перед организацией
4. . Завершение процесса включения человека в организацию
2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
Заключение
Реферат: "Человек в организации"
Раздел: Рефераты по менеджменту
Содержание:
Введение
1. Вхождение человека в организацию
1. . Обучение при в вхождении в организацию
2. . Влияние
организации на процесс
3. . Развитие чувства ответственности перед организацией
4. . Завершение
процесса включения человека
в организацию
2. Ролевой аспект взаимодействия человека
и организации
Заключение
Введение
Основой
любой организации и ее главным богатством
являются люди. Было время, когда считалось,
что машина, автомат или робот вытеснят
человека из большинства организаций
и окончательно утвердят примат техники
над работником. Однако, хотя машина и
стала полновластным хозяином во многих
технологических и управленческих процессах,
хотя она и вытеснила человека почти полностью
или даже полностью из отдельных подразделений
организаций, роль и значение человека
в организации не только не упали, но даже
и увеличились.
При этом человек стал не только самым
ценным "ресурсом" организации, но
и самым дорогостоящим. Многие организации,
желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности,
говорят не о размере их производственных
мощностей, объеме производства или продаж,
финансовом потенциале и т.п., а о числе
работников в организации. Хорошая организация
стремится максимально эффективно использовать
потенциал своих работников, создавая
все условия для наиболее полной отдачи
сотрудников на работе и для интенсивного
развития их потенциала. Все это является
одной стороной взаимодействия человека
и организации.
Но есть и другая сторона этого взаимодействия,
которая отражает то, как человек смотрит
на организацию, на то, какую роль она играет
в его жизни, что она дает ему, какой смысл
он вкладывает в свое взаимодействие с
организацией.
Подавляющее
большинство людей почти всю
свою сознательную жизнь проводят в
организациях. Начиная с яслей
и кончая домом для престарелых,
человек сознательно или
Вступая
во взаимодействие с организацией,
человек интересуется различными аспектами
этого взаимодействия, касающимися
того, чем он должен жертвовать для
интересов организации, что, когда
и в каких объемах он должен
делать в организации, в каких
условиях функционировать в организации,
с кем и сколько времени
взаимодействовать, что будет давать
ему организация и т.п. От этого
и ряда других факторов зависит удовлетворенность
человека взаимодействием с организацией,
его отношение к организации и его вклад
в деятельность организации. человек подбирается
для выполнения определенной работы, осуществления
определенной функции, то есть для исполнения
определенной роли в организации. При
втором подходе работа подбирается человеку
таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала
его возможностям и соответствовала его
претензиям на определенное место в организации.
Первый подход является традиционным
и наиболее распространенным в современной
практике менеджмента. Второй подход также
имеет практическую реализацию преимущественно
в рамках японского типа управления. При
этом, несмотря на повышенную сложность
реализации, наблюдается тенденция к расширению
использования в мировой практике менеджмента
если и не полностью второго подхода, то
ряда его идей и элементов практического
осуществления. В данном реферате далее
будут рассматриваться идеи и практическая
реализация первого подхода к включению
человека в организационное окружение
(рис. 1).
|Человек подбирается для выполнения |Работа
или функция подбирается для |
|определенной работы или функции |человека
|
|Изучение |Изучение возможностей и стремлений
|
|Описание работы |человека |
|Определение квалификационных требований|Закрепление
за человеком определенного|
| | |
|Отбор кандидатов по квалификационным
|места в организации |
|требованиям |Подбор работы, наиболее
|
|Назначение человека на определенную
|соответствующей возможностям и месту
|
|работу |человека |
| |Закрепление работы за человеком |
Рис. 1.. Два подхода к установлению взаимодействия человека и организации
1. Вхождение человека в организацию
Каждому
человеку в жизни не один раз приходится
переживать процесс вхождения в
организацию. Находиться в организации,
быть ее членом, и входить в организацию,
становиться ее членом далеко не одно
и то же. Вхождение человека в
организацию всегда сопряжено с
решением нескольких проблем, которые
обязательно сопутствуют этому
процессу. Во-первых, - это адаптация
человека к новому окружению, которая
не всегда проходит успешно и успех
которой зависит от правильного взаимодействия
обеих сторон: человека и организационного
окружения. Во-вторых, - это коррекция или
изменение поведения человека, без которых
во многих случаях невозможно войти в
организацию. В-третьих, - это изменения
и модификации в организации, которые
происходят даже тогда, когда организация
уже имеет свободное
"место" для человека и сама принимает
человека на это место в соответствии
с ее потребностями и критериями отбора.
Данные проблемы определяют не только,
сможет ли человек войти в организацию.
От их решения во многом зависит и то, как
человек будет функционировать в организации,
как будет строиться его взаимодействие
с организационным окружением.
1.1. Обучение при вхождении в организацию
Необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них, которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с организационным окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Установление системы таких норм и ценностей и соответствующее описание их является важной задачей руководства, в частности лиц, ответственных в организации за кадры. Вступающий в организацию человек также должен осознать значимость и необходимость этого обучения и рассматривать его как часть "цены", которую он должен "заплатить" за вхождение в организацию. При этом он должен понимать, что это поможет ему существенно сократить "плату" за конфликты, которые будут возникать между ним и организационным окружением в будущем.
Основными
сторонами жизнедеятельности
• миссия и основные цели организации;
• допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;
• имидж и отличительный образ, который имеет и создает организация;
• принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого организма;
• обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации;
• поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, выполняя роль.
Вступая
в организацию, человек должен уяснить
для себя, каким нормам он должен
следовать в общении с
Возможны
два принципиально различных
процесса обучения. Первый
- это процесс обучения человека, понимающего
нормы и ценности организации по той причине,
что его предыдущий опыт был связан с работой
в схожей по ценностям, нормам и поведенческим
стереотипам организации. В этом случае
новому члену организации необходимо
в основном сконцентрироваться на конкретных
фактах проявления знакомых ему норм и
принципов поведения и общения с целью
подстройки своего поведения к конкретным
условиям организации. Необходимые знания
и информацию он может получить, наблюдая
поведение отдельных ключевых людей, путем
выяснения и бесед с коллегами и руководством
и, наконец, путем непосредственного инструктажа
со стороны соответствующих лиц.
Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в организацию человек приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения. В этом случае встает очень серьезная задача познания себя как носителя другой системы ценностей и норм и отхода от этих норм и ценностей. А уже только после этого может начаться усвоение новых норм и ценностей, которые существуют в организации и которым он должен следовать, становясь членом этой организации. Второй процесс обучения при вхождении человека в организацию существенно сложнее первого, так как он требует не только внимательного изучения того, что делается в организации, как ведут себя ее члены, но и глубокого изучения своего поведения с целью отказа от поведенческих норм, неприемлемых в новой организации, и пересмотра отдельных ценностей в соответствии с тем, какие ценности приняты в новой организации.
1.2. Влияние
организации на процесс
Отобрав
человека для работы, для исполнения
им определенной роли, организация
исходила из того, что этот человек
ей нужен и будет полезен. Поэтому
удержание человека и его адаптация
к условиям труда в организации
является исключительно важной задачей,
за решение которой в первую очередь
ответственно управление организаций.
Успех вхождения человека в организацию
зависит от того, насколько этот
человек смотивирован на вхождение
в организацию, и от того, насколько организация
на начальном этапе вхождения в состоянии
его удержать. Если человек сильно смотивирован
на членство в организации, он будет стараться
преодолеть трудности вхождения и добиваться
того, чтобы, несмотря на болезненность
этого процесса, адаптироваться к организационному
окружению. Если же мотивация вхождения
не очень высокая, то он может прекратить
процесс обучения и адаптации к организационному
окружению, сразу уйдя из организации,
или же остаться в ней до явного разрастания
конфликта между ним и организационным
окружением. Однако даже если человек
и не имеет достаточно сильной мотивации
на вхождение, организация может попытаться
удержать его и добиться его адаптации
к новым условиям.
Очень часто именно начальный период адаптации
для многих оказывается непреодолимым
и самым трудным. Оставаясь же какое-то
время в организации, даже вопреки желанию,
при соответствующем общении человек
постепенно адаптируется и становится
"нормальным" членом организации.
Для того чтобы удержать входящего в организацию человека, могут быть применены разные приемы. В частности, это могут быть меры долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты, обещания в будущем продвижения по службе или предоставления интересных мест работы, предоставление за счет организации возможностей обучения и развития, предоставление на льготных условиях жилья и многое другое.
На этапе вхождения нового работника в организационное окружение, организация должна решать одновременно три задачи:
• разрушать старые поведенческие нормы входящего человека;
• заинтересовывать его в работе в организации;
• прививать ему новые нормы поведения.
Все эти
процессы идут в тесной взаимосвязи
и достигаются совокупным набором
определенных приемов и методов.
При вхождении человека в организацию
часто отрицательные результаты
может дать недогрузка на работе, постановка
упрощенных задач и легких заданий.
Так же к негативным последствиям приводит
постановка очень сложных задач и большая
загрузка на работе. Желательно, чтобы
на начальном этапе вхождения человека
в организацию он не сталкивался с такими
случаями.
Очень благоприятным, как с точки зрения разрушения старых стереотипов, так и с точки зрения повышения заинтересованности в работе в организации, является создание таких ситуаций и постановка таких задач, которые, во-первых, могут быть решены новым членом организации самостоятельно, во-вторых, несут в себе элемент вызова и необычности и, в-третьих, для решения которых требуются действия и поведение, противоречащие тому, как человек действовал ранее. В этом случае новый работник получает повышенный интерес к организации, удовлетворение от получения необычного для него результата и сомнение по поводу абсолютной правильности предыдущего опыта и предыдущих знаний.
Ускоренной
адаптации к новому организационному
окружению способствует создание групп
из начинающих членов организации с
включением в эти группы сотрудников,
имеющих продолжительный опыт работы
в организации. Данный прием позволяет
новичкам не только быстрее и лучше узнать
и понять организационное окружение, но
и установить на начальном этапе более
тесный контакт с организационным окружением.
Новые члены организации обычно имеют
тягу к ускоренному сближению друг с другом,
тенденцию к установлению неформальных
объединений новичков. Эти неформальные
группы создают
"промежуточную" культуру, которая
еще не базируется на принципах новой
организации, но и не отражает полностью
принципы и нормы их предыдущего поведения.
Новые члены организации зачастую, обсуждая
между собой вопросы жизни организации,
в рамках своей
"промежуточной" культуры могут давать
неверные оценки событиям, происходящим
в организации, неверно интерпретировать
поведение других членов организации
и делать для себя неверные выводы по поводу
того, как они должны вести себя в организации.
Эти ошибочные выводы и взгляды могут
быть эффективно предотвращены, если с
группой новичков постоянно работает
опытный член организации, который выступает
как бы мостом перехода "промежуточной"
культуры неформальной группы новичков
в культуру организации.