Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 09:15, реферат
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились.
Введение
1. Вхождение человека в организацию
1. . Обучение при в вхождении в организацию
2. . Влияние организации на процесс вхождения
3. . Развитие чувства ответственности перед организацией
4. . Завершение процесса включения человека в организацию
2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
Заключение
К разряду
сильных средств, способствующих удержанию
нового члена в организации и
его ускоренной адаптации к организационному
окружению, относятся беседы с руководством,
а также разъяснения и
1.3. Развитие чувства ответственности перед организацией
Успешно организованный процесс включения человека в организационное окружение приводит к тому, что у него появляются чувство ответственности за дела организации и устойчивые внутренние обязательства по отношению к организации. Если процесс ориентации нового сотрудника завершается этим, то организация может считать, что добилась значительного результата. Эффективным способом воспитания нового сотрудника в таком духе являются заметные большие вложения средств и времени в него на начальном этапе.? В этом случае новый сотрудник начинает ощущать, что организация вкладывает в него слишком много, и он должен ей платить тем же самым. Появляется внутреннее чувство долга перед организацией и вины в том случае, если он недостаточно ответственно и результативно подходит к своей деятельности в организации. Осуществляя такого рода воспитание нового члена, организация должна подчеркивать, что она ожидает от него добросовестной и напряженной работы и лояльности по отношению к организации.
Воспитанию
у нового члена организации устойчивого
чувства ответственности перед
организацией способствует также принятие
им таких решений и осуществление
таких действий, которые могут
быть объяснены и оправданы только
в системе ценностей данной организации.
Совершив определенные действия, новому
сотруднику ничего не остается, как далее
поступать соответствующим образом. Он
как бы сам себя связывает дополнительными
обязательствами с данной организацией.
Достаточно
заметно чувство
1.4. Завершение
процесса включения нового
Завершающей стадией процесса включения нового члена в организацию является его переход в полноправные члены организации. Это очень важная часть- всего процесса вхождения, и организация должна очень серьезно подходить к этому. С точки зрения организации, этот переход может осуществляться тогда, когда новый член организации реально, а не на словах, освоил ее нормы и ценности. Для человека этот процесс состоит в том, что организация делает его полноправным членом и соответствующим образом указывает на это. Форма перевода нового сотрудника в полноправные члены организации обычно различается в разных организациях. Однако можно указать на некоторые наиболее распространенные формы осуществления процесса перехода. Это могут быть присвоение титула или звания, наделение определенными полномочиями по принятию решений, допуск к конфиденциальной информации, к участию в определенных мероприятиях для ограниченного круга лиц и т.п. Не обязательно мероприятие по переводу в полноправные члены должно носить публичный характер и быть известно широкому кругу лиц. Однако, независимо от степени публичности и формы процесса, переход должен быть проведен таким образом, чтобы новому сотруднику было совершенно ясно, что он окончательно принят организацией и стал ее полноправным членом.
2. Ролевой
аспект взаимодействия
Как уже
говорилось, организация ожидает
от человека, что он будет выполнять
определенную роль. Если член организации
успешно выполняет свою роль и
если при этом он сам лично удовлетворен
характером, содержанием и результатами
своей деятельности в организации
и своего взаимодействия с организационным
окружением, то не возникает конфликтных
противоречий, подрывающих взаимодействие
человека и организации. Одним из
важнейших условий этого
Сформулировать
предпосылки относительно роли таким
образом, чтобы роль, с одной стороны,
соответствовала целям, стратегии
и структуре организации и, с
другой стороны, отвечала запросам и
ожиданиям человека, исключительно
трудно. Двумя необходимыми условиями
этого являются ясность и приемлемость
роли. Ясность роли предполагает, что человеку,
ее исполняющему, известно и понятно не
только содержание роли, то есть содержание
его работы и способы ее осуществления,
но и связь его деятельности с целями и
задачами организации, ее место в совокупности
работ, выполняемых коллективом.
Приемлемость роли состоит в том, что человек
готов ее выполнять осознанно, исходя
из того, что выполнение данной роли будет
давать ему определенное удовлетворение
и приведет к получению некоего положительного
результата, который не обязательно должен
носить материальный характер и быть четко
определенным для человека до начала действия.
Использование
ролевого подхода к встраиванию
человека в организацию может
сопровождаться возникновением конфликтов
по выполнению ролей и появлением
ряда проблем, осложняющих существование
и функционирование организации. Очень
часто в организациях с формальными
организационными отношениями источником
неудовлетворительного
Нечеткие инструкции и неопределенная
постановка задачи, неясность смысла и
значения порученного действия при отсутствии
должной системы коммуникаций и обратных
связей в организации могут привести к
тому, что человек, выполняющий определенную
роль, даже несмотря на старание и желание
все сделать наилучшим образом, получит
отрицательный с позиций интересов организации
результат.
Неопределенность роли нельзя однозначно
рассматривать как негативную характеристику
построения роли. В любой организации
с повышением уровневой позиции роли обязательно
возрастает ее неопределенность.
Более того, в некоторых ситуациях неопределенность
ролей может рассматриваться как положительная
характеристика отношений в организации.
Это вызвано тем, что она способствует
развитию самостоятельности, расширяет
сферу принятия решения, способствует
обучению работников и, что наиболее важно,
развивает у членов организации чувство
ответственности и обязательности по
отношению к организации.
При отдельных
обстоятельствах выполнение определенной
роли может быть затруднено противоречиями,
порождаемыми ролью.
Противоречие может возникнуть между
руководством и работником, если первое
считает, что он неверно выполняет свою
роль, или второй считает, что ему предъявляются
необоснованные требования, претензии
и обвинения. Конфликт по поводу выполнения
роли может возникнуть и тогда, когда ожидания
коллег не соответствуют действиям члена
организации. Часто это происходит в ситуации,
когда новый член организации выполняет
свою роль не так, как делал его предшественник
и к чему привыкли окружающие его коллеги.
Ролевое противоречие может возникнуть,
если цели члена организации противоречат
целям организации, если его ценности
не соответствуют ценностям группы, в
которой он трудится, и т.п.
Ролевые
конфликты - достаточно распространенное
явление во многих организациях, и
их не следует рассматривать
Можно
указать на несколько типовых
ситуаций, приводящих к возникновению
конфликтов данного рода. Знание о
существовании таких ситуаций может
быть полезно для предсказания возможности
возникновения конфликта. Конфликт
по поводу выполнения роли часто возникает
тогда, когда индивид одновременно
выполняет несколько различных
взаимоисключающих в отдельных
моментах ролей. К ролевому конфликту
приводит противоречивое распоряжение
или противоречивая задача, требующая
одновременного соблюдения правил выполнения
роли и достижения результата, недостижимого
при выполнении данных правил.
Проблемы осуществления роли возникают
тогда, когда член организации должен
играть роль, занимающую двойственную
или пограничную позицию в организации,
по отношению к которой существуют взаимоисключающие
ожидания. Сильным источником проблем
исполнения роли является противоречие
между ценностями индивида и характером
выполняемой им роли. К конфликту приводят
изменения содержания роли, сопровождаемые
неадекватным изменением вознаграждения
за осуществление новой ролевой деятельности.
Одним
из сильных факторов, порождающих
конфликты при осуществлении
роли, является так называемая перегрузка
роли. Она состоит в том, что
по отношению к работнику, выполняющему
определенную роль, предъявляются повышенные
ожидания, существенно выходящие
за рамки ожиданий, соответствующих
его роли. В результате этого данный
сотрудник нагружается
Обобщение
сказанного относительно источников ролевых
конфликтов позволяет выделить основные
группы причин, порождающих проблемы
выполнения роли. Первую группу составляют
причины конфликтов, связанные с
противоречиями, изначально заложенными
в содержание роли. Ко второй группе
могут быть отнесены все те причины,
которые связаны с
Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами. Это может быть изменение содержания и способа осуществления роли (изменение работы), изменение людей, исполняющих роль, и перестановка.
При изменении
работы (первый подход) происходит выяснение
причин и факторов, заключенных в
роли, которые приводят к конфликтам
и противоречиям, и осуществляется
корректировка роли. Если роль внутренне
противоречива, то необходимо исключить
из нее одну из альтернативных сторон.
Работа может быть слишком напряженной
и интенсивной. Поэтому ее следует
облегчить или разгрузить. В зависимости
от характера работы может существовать
потребность в более четком описании
работы и в более четкой регламентации
ее границ. Может быть и обратная
ситуация, при которой необходимо
сделать описание работы менее детализированным,
предоставив тем самым
Второй подход состоит в том, что осуществляется развитие человека с тем, чтобы он мог выполнять закрепленную за ним роль и справляться с возникающими конфликтами. Развитие работника происходит по трем направлениям. Первое - это более углубленное ознакомление с ролью. Часто именно незнание работником своей роли является причиной ролевых конфликтов. Второе - это повышение квалификации и совершенствование исполнительской техники работника. Улучшенные исполнительские возможности существенно ослабляют напряжение, которое испытывает работник при исполнении роли. Третье - развитие у исполнителя способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приноравливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно коммуницировать с людьми в конфликтных ситуациях.
Третьим
подходом к предотвращению ролевых
конфликтов является перестановка работников
с одной роли на другую в зависимости
от их способностей справляться с
конфликтными ситуациями. Например, если
конфликты порождаются
Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Существует формальный статус, отражающий позицию нахождения роли в иерархическом построении организации, и неформальный статус роли, который придается ей окружающими людьми, формальный статус роли говорит о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Роли, расположенные на одном иерархическом уровне, могут иметь различный формальный статус, так как он определяется не только уровнем иерархии, но и средой деятельности, к которой относится роль. Например, роли начальника отдела могут иметь различный статус, в зависимости от того, какую позицию занимает отдел в организации.