Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:30, реферат
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Сущность и
характерные черты менеджмента
в социально-культурной сфере
Сущность
менеджмента
Под менеджментом
понимается система управленческой
деятельности, обеспечивающей успешное
функционирование самых различных
социальных институтов - организаций,
призванных осуществлять некоторую социально-значимую
деятельность.
Социально-культурная
сфера - сложное, неоднозначное понятие.
Одни авторы определяют социально-культурную
сферу как совокупность предприятий,
выпускающих продукт, связанный
с жизнедеятельностью людей, и в этом
случае к социально-культурной сфере относятся
очень многие отрасли экономики, такие
как автомобилестроение, производство
бытовой техники и пр. Другие вкладывают
в понятие социально-культурной сферы
совокупность предприятий, выполняющих
социально-культурные функции, имеющие
значение для культурного уровня всего
общества, в этом случае в социально-культурную
сферу попадает достаточно узкий перечень
предприятий - театры, библиотеки, клубы,
музеи.
Под социально-культурной
сферой мы будем понимать совокупность
отраслей, предприятия которых производят
товары и услуги, необходимые для удовлетворения
социально-культурных потребностей человека.
Деятельность
в социально-культурной сфере осуществляется
организациями, учреждениями, предприятиями
различной ведомственной принадлежности
(государственными, муниципальными, частными,
общественными организациями) и формы
собственности, а также частными лицами.
Далее, фирма - любое учреждение социально-культурной
сферы.
Менеджмент в
социально-культурной сфере представляет
для нас особый интерес.
Во-первых, потому
что в его технологическом
содержании раскрывается все богатство
менеджмента вообще - как уже говорилось,
в сфере культуры действуют самые
различные фирмы.
Во-вторых, перспективы
такого рассмотрения важны для уяснения
возможностей сотрудничества со сферой
культуры других сфер деловой активности.
Главная особенность менеджмента в социально-культурной
сфере заключается в том, что деньги в
этой сфере зарабатываются преимущественно
не на основе простой коммерции, а на основе
привлечения средств заинтересованных
доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще
более очевидно другое обстоятельство
- нарастание требований к менеджментной
компетентности специалистов и работников
социально-культурной сферы. Переход от
сугубо административно-
Более того, сама
эта специфика заключается
Бизнес и культура
в современном обществе «скованы одной
цепью» - предполагают и дополняют друг
друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность»
на сотрудничество имеет глубокий политологический
смысл, чрезвычайно важный для развития
и преобразования общества. Дело в том,
что это сотрудничество, по сути дела,
является способом реализации гражданского
общества - не декларирования его, а наращивания
его реальной ткани, его механизмов, процедур
и «мускулов». Только общество, в котором
сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества
делового мира и сферы культуры, способно
к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических
и социально-культурных процессов - по
возможности независимо от государства.
Характерные черты
менеджмента
Обычно специфику
менеджмента в сфере культуры связывают
с особенностями «духовного производства».
«Продукты» такой деятельности носят
не столько вещественный характер, сколько
связаны с феноменами сознания (восприятия,
понимания, мышления, переживания и т.д.),
не поддаются непосредственному прямому
счету, складированию. Их производство
зачастую совпадает с их потреблением
(просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание
концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую
не читают, картина, которую не смотрят
и т.п., не являются художественными ценностями).
Более того, в отличие от продуктов материального
производства, уничтожаемых в процессе
потребления (сапоги снашиваются, яблоки
съедаются), культурные ценности в процессе
потребления наращивают свою ценность
(чем больше народу прочитало книгу, видело
картину, слышало концерт и т.п., - тем выше
их социальная значимость).
Однако под
услугами в сфере культуры теперь
уже можно и нужно понимать
не только услуги непосредственно посетителям,
но и донорам, готовым выделять средства
и поддерживать эту деятельность. Сфера
культуры - сфера преимущественно некоммерческой
деятельности. Главная особенность менеджмента
в сфере культуры заключается в том, что
деньги в этой сфере появляются преимущественно
не на основе коммерции, а на основе привлечения
средств, вовлечения интересов самых различных
сил и инстанций: органов власти, ведающих
бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных
организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе,
на первый взгляд предельно коммерциализированном
секторе сферы культуры, доходы от продажи
билетов составляют обычно около 15% бюджета
гастроли. Остальное - средства спонсоров.
Да и сама гастроль чаще всего является
лишь частью рекламной компании нового
диска или альбома.
Некоммерческая
деятельность не означает «непривлекательная»
для бизнеса. Во всем мире некоммерческий
(нонпрофитный) сектор - один из наиболее
интенсивно развивающихся секторов экономики.
Действительно, что может быть привлекательней
деятельности, когда все ваши доходы идут
на покрытие ваших расходов и прибыль
не образуется в принципе! Некоммерческая
сфера обладает рядом законодательно
закрепленных льгот и гарантий, привлекающих
туда капитал. В силу своей публичности,
социальной значимости она обладает явно
выраженным рекламным потенциалом, возможностями
формирования и продвижения привлекательного
имиджа, репутации, социального статуса
и т.д.
Более того, некоммерческая
деятельность имеет более общий
характер, она может включать в
себя коммерческую как свою часть. Например,
музей может заниматься предпринимательской
деятельностью, открывать производство
сувениров, типографию, ремонтные мастерские
и т.п.
Эти обстоятельства
накладывают свои особенности на
маркетинг некоммерческой деятельности:
он оказывается многомерным, в отличие
от традиционного маркетинга в коммерческих
сферах. Например, в некоммерческой сфере
довольно часто субъект платежеспособного
спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает
с непосредственным потребителем (клиентом).
Так, типичные потребители услуг в социально-культурной
сфере - это дети, подростки, ветераны.
Работа с ними, с очевидностью, необходима,
но кто должен оплачивать оказываемые
им услуги? Зачастую - не они сами. Что-то
оплачивают родители, что-то поддерживается
бюджетными средствами, что-то - заинтересованными
в такой деятельности донорами, что-то
- благотворительными фондами и т.д. Фактически
в социально-культурной сфере действуют,
как минимум, два рынка: рынок потребителей
и рынок доноров. И не всегда можно сказать,
какой из этих рынков первичен: то ли сначала
определяются виды работ с потребителями
и затем ищутся доноры на их поддержку,
то ли потребители подбираются для обеспечения
интересов доноров, готовые платить деньги
за определенные виды работ с этими группами.
Эти особенности,
вне всякого сомнения, сказываются
на технологии менеджмента в социально-культурной
сфере. Однако при всей их важности они
не отличают менеджмент в социально-культурной
сфере от любого менеджмента услуг. Практически
все указанные особенности суть особенности
услуг.
Менеджмент в
социально-культурной сфере может заключаться
исключительно в создании организационных
и экономических условий саморазвития
социально-культурной жизни - не больше,
но и не меньше. И в этом заключается подлинное
содержание характера менеджмента в социально-культурной
сфере.
Бизнес все более
интегрируется с другими сферами жизни
общества: политикой, культурой, наукой,
образованием, искусством, спортом. Все
большее распространение получили спонсорство
и благотворительность, патронаж. Все
это не только резко изменило и обогатило
своим содержанием технологию менеджмента,
придало ему характер социально и культурологически
ориентированной деятельности.
Важно, что все
эти особенности проявляются
на фоне бурного развития современных
информационных технологий, информатизации
и компьютеризации, мультимедиа, освоения
возможностей Интернета, без которого
немыслимы уже современная реклама, PR,
другие бизнес-технологии. Интенсивно
проникают эти технологии и в социально-культурную
сферу, открывая перед нею совершенно
новые горизонты развития.
Современный рынок
все более явно глобализируется. Начинается
тотальная конкуренция всех со всеми.
На первый план выходит способность занять
свое уникальное место в сети глобальных
рыночных связей. А это возможно только
при условии привлечения внимания к своему
бизнесу, достижения известности любыми
средствами.
В этом плане
современный бизнес, как впрочем
и политика, все более сближаются
по своей технологии с шоу-бизнесом
и социально-культурной деятельностью
в целом. В своем технологическом
содержании современный менеджмент окончательно
приобрел черты и формы технологии социально-культурной
деятельности.
Все эти особенности
современного менеджмента, которые
являются закономерным выражением действия
внутренних тенденций развития самого
менеджмента, заметно сближают его
со сферой культуры и социально-культурной
сферой в целом.
Все эти обстоятельства
предъявляют новые требования к
компетентности и профессионализму
современного менеджера. К традиционным
требованиям знания технологии, организации,
финансового контроля и маркетинга
в современных условиях добавляются требования
культурологического и гуманитарного
характера. Современный менеджер, вне
зависимости от профиля деятельности
его фирмы, должен быть не только теоретически,
но практически ориентированным в вопросах
общей и прикладной культурологи, социальной
психологии, быть знакомым с современными
культурными процессами в тех обществах,
в среде которых ему приходится или придется
иметь дело, практически ориентироваться
в механизмах и процедурах принятия политических
решений, в современной политической жизни,
иметь развитое чувство вкуса, гармонии,
стиля, владеть иностранными языками,
быть развитым и продвинутым в плане нравственной
и интеллектуальной культуры. Не только
зарубежные данные, но нынешняя российская
действительность убедительно показывают,
что больше шансов стать успешными предпринимателями
и менеджерами имеют выпускники гуманитарных
вузов по сравнению с выпускниками технических
вузов, а среди последних - бывшие научные
сотрудники.
Нарастание гуманитарного
содержания современного менеджмента
проявляется практически по всем
векторам практики менеджмента.
Если воспользоваться
удачной метафорой Э. Фромма, то можно
сказать, что если еще послевоенный
менеджмент осуществлялся в модусе
«Иметь» (to have, haben), то современный менеджмент
осуществляется скорее в модусе «Быть»
(to be, sein). Современная фирма во все большей
степени предстает как культура - в буквальном,
терминологическом смысле слова: со своими
ценностями, нормами, традициями, ритуалами,
героями, мифами, легендами, фольклором,
субкультурами и т.д. Фирменный стиль,
организационная культура, дух корпорации
из метафор очень быстро превратились
в конкретные технологические требования.
Все большее число ведущих зарубежных
специалистов по менеджменту склонны
рассматривать современный менеджмент
как «культурологический» по преимуществу.
Учет деятельности
учреждения культуры
Учет и отчетность
являются частью информационного механизма
менеджмента, связанного с характеристиками
реальных результатов деятельности фирмы.
Учет - это характеристика итогов деятельности
учреждения в утвержденной системе показателей.
Роль и значение
учета и отчетности
Правильно организованные
учет и отчетность играют важнейшую
роль в технологии менеджмента. Фиксируя
итоги деятельности за определенный период,
данные учета и отчетности создают информационную
базу данных как для контроля, так и для
принятия последующих плановых и других
решений. Без опоры на эти данные невозможна
эффективная организация заработной платы,
задание системы стимулирования. Без достоверных
данных учета и отчетности невозможна
выработка норм и нормативов, создание
нормативной базы. Сведенные в региональном
и общегосударственном масштабе данные
учета и отчетности создают основу для
выработки культурной политики, принятию
решений по бюджету, для научно-теоретического
анализа, выявления тенденций и закономерностей,
действующих в социально-культурной сфере,
ее отраслях, экономике и обществе в целом.
Виды учета
и отчетности. Требования к их организации
Из определения
учета и отчетности видно, что
центральную роль в их организации
играет выбор системы конкретных
показателей и принятие специального
решения по утверждению их в качестве
показателей учета и