Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:30, реферат
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Система учета
и отчетности должна соответствовать
нескольким очевидным требованиям:
- показатели
учета и отчетности должны
соответствовать планируемым
- система учета
должна быть простой и ясной,
по возможности исключать
- учет должен
быть оперативен и своевременен
- всякие «рисования» учета
- учет должен
быть максимально полным, т.е. охватывать
все стороны деятельности фирмы;
- данные учета
и отчетности должны быть
В социально-культурной
сфере действуют четыре вида учета
и отчетности: текущий (первичный, оперативный),
статистический, бухгалтерский учет (и
соответствующая отчетность), а также
творческие отчеты. Бухгалтерский учет
является частью финансового контроля
и настолько технологически специфичен,
что образует достаточно развитую самостоятельную
дисциплину менеджмента, образующую самостоятельный
учебный курс. Кроме того, бухучету посвящен
чрезвычайно широкий круг специальной
литературы и материалов. Поэтому в данной
работе рассматриваться не будет. Следует
помнить также, что все виды учета (отчасти,
включая и творческий отчет), так или иначе,
но во все большей степени опираются на
использование современных компьютерных
технологий. Существует веер АРМов (автоматизированных
рабочих мест) по бухгалтерскому учету,
статистике, текущему учету с соответствующим
программным обеспечением.
Текущий учет
Речь идет об
учете текущей (каждодневной) деятельности
учреждения культуры. В силу этого
его также называют оперативным
(в отличие от других - так или
иначе, но эпизодических видов учета
и отчетности) учетом. Этот учет является
базой, над которой надстраиваются все
другие виды учета и отчетности - отсюда
его еще одно название - первичный.
С некоторой
степенью условности можно различать
два вида текущего учета: количественный
и качественный. Количественный учет
связан с учетом объемов выполненной работы
(количество мероприятий, посетителей,
доход и т.п.). Типичным документом текущего
учета в сфере культуры является журнал
учета текущей работы. Обычно учет в нем
ведется по следующим позициям: порядковый
номер, дата, наименование работы, время
начала и окончания, количество посетителей,
подпись ответственного лица, примечания.
Регулярно (ежемесячно, ежеквартально)
данные об объеме выполненной работы суммируются
с заполнением специальных таблиц. Страницы
такого журнала пронумерованы, прошнурованы
и должны скрепляться печатью, так как
журнал является документом финансовой
дисциплины. Хотя вести его могут должностные
лица, которым это поручено, ответственность
за достоверность, своевременность и полноту
записей в журнале несет руководитель
организации. К другим документам текущего
учета относятся списки коллективов, журналы
посещения кружков и коллективов, журналы
дежурств и другие документы, в которых
ведется учет работы в подразделениях
и службах.
Что может подтвердить
записи в журнале учета текущей
работы? Не секрет, что в сфере
культуры, в силу особенностей оказываемых
услуг, имеются возможности для
«рисования» учета, а значит и
«липовой» отчетности. В качестве
подтверждающих материалов могут выступать
планы, программы, пригласительные билеты,
сметы, сценарии, фотографии, видео- и киноматериалы,
корешки путевок и квитанций - практически
все материалы и документы, сопровождающие
ход подготовки и проведения конкретных
мероприятий. Поэтому такие документы
и материалы также могут быть отнесены
к текущему учету.
Качественный
учет - учет уровня и эффективности
проводимой работы. К его материалам
и документам относятся справки
по итогам проверок, отзывы посетителей
и клиентов, рецензии и отзывы в СМИ,
результаты экспертных оценок и т.п.
Примером документа,
в котором объединяются качественные
и количественные характеристики выполненной
работы, являются акты сдачи-приемки
выполненной работы, подписанные
представителями исполнителя и
заказчика, в которых фиксируются объемы
выполненных работ, их соответствие запланированным,
наличие или отсутствие претензий заказчика
к исполнителю по объему и качеству выполненных
работ. Кроме того, в сфере культуры неоднократно
предпринимались попытки введения паспортов
учреждений культуры, в которых систематически
фиксировались итоги и оценки их деятельности.
Статистический
учет и отчетность
На основе данных
текущего учета регулярно (обычно один
раз в год) составляется статистический
отчет. Статистический отчет заключается
в заполнении специальной табличной формы.
Для каждого типа учреждений культуры
заполняется своя типовая форма статотчета
согласно альбому типовых форм Государственного
Комитета по статистике (Госкомстата).
В содержание такой формы входит подробная
инструкция по ее заполнению, так что подготовка
статистического отчета обычно особого
труда не составляет - при условии хорошо
налаженного текущего учета. В противном
случае оформление статотчета превращается
в «творчество» сомнительного характера.
Форма статотчета
заполняется в трех экземплярах по истечении
отчетного года, подписывается руководством
фирмы и передается (высылается) в региональный
орган Госкомстата и вышестоящую ведомственную
инстанцию (учредителю). Один экземпляр
остается в архиве учреждения.
Вышестоящие инстанции
иногда требуют в качестве приложения
к статистическому отчету подробную
пояснительную записку о
При всей уязвимости
для критики действующих форм статистической
отчетности они играют важнейшую роль,
создавая информационную базу данных
о состоянии и работе сферы культуры в
региональном масштабе и масштабе страны
в целом. Поэтому статистические показатели
не могут произвольно меняться - в этом
случае может наступить так называемый
«обрыв в статистике» - ситуация, делающая
невозможным прослеживание тенденций
развития, в том числе и в историческом
масштабе, затрудняет сопоставление различных
периодов развития сферы и общества.
Творческий отчет
В этом случае речь
идет о специфических мероприятиях,
на которых учреждения демонстрируют
образцы достигнутого уровня своей
работы. Это могут быть концерты,
выставки, спектакли, фестивали, комплексные
мероприятия. Подобные творческие отчеты
могут проводиться различного уровня:
отдельных коллективов, мастеров и исполнителей,
учреждений и организаций, могут быть
отчетные акции регионального масштаба
и даже республиканского уровня («дни
культуры» или фестивали).
Творческий отчет
решает ряд задач:
- демонстрация
лучших образцов работы;
- оценка итогов
работы за определенный период;
- реклама и
пропаганда (продвижение имиджа
и репутации) деятельности
- вербовка новых
клиентов, потребителей и активных
участников деятельности организации.
По своим задачам
творческий отчет переплетается
с public relations и вполне может рассматриваться
также как одна из форм PR.
Творческие отчеты
имеют место не только в сфере
культуры. Менеджмент практически во
всех других сферах и отраслях прибегает
к выставкам продукции, дням открытых
дверей и другим акциям, носящим характер
творческого отчета.
Чтобы мероприятие
могло рассматриваться в
- на нем должен
быть продемонстрирован лучший опыт
работы;
- сценарий проведения
должен предполагать
- итоги творческого
отчета, и особенно оценки должны стать
предметом специального анализа (совещания,
семинара) для определения перспектив
дальнейшей деятельности.
Список литературы
Андреев С.Н. Маркетинг
некоммерческих субъектов. - М.: Финпресс,
2002. - 312 с.
Законодательство
о культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев].
- М.: Касаткина, 2001. - 471 с.
Законодательная
политика и правовое регулирование
в сфере культуры: аннот. библиогр.
указ./ М-во культуры Рос. Федерации, Рос.
ин-т культурологии. - М.: РИК.
Морозова Е.Я.
Экономика и организация предприятий
социально-культурной сферы. - СПб.: Михайлов,
2002. - 317 с.
Новаторов В.Е. Маркетинг
в социально-культурной сфере. - Омск:
Омич, 2000. - 288 с.
Религия, образование,
культура: необходимость диалога: Форум
интеллигенции, Уфа, 24-25 нояб. 2000 г./ Сост.
Филатов С.А. - М.: Фонд социал.-экон. и интеллектуал.
прогр., 2001. - 223 с.
Тульчинский Г.Л.
Менеджмент в сфере культуры. - С.-Петерб.
гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.:
Лань, 2001. - 382 с.
Шкута А.А. Практическое
мышление менеджера/ Под общ. ред. М.З. Бора.
- М.: Финпресс, 1998. - 220 с.
Экономические
отношения в социально-