Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение анализа взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли («затраты-объем-прибыль»).
В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:
– рассмотрение основных элементов анализа соотношения «затраты – объем – прибыль»;
– сущность анализа «затраты – объем производства – прибыль»;
– раскрытие методов расчета точки безубыточности;
Введение 3
1. Сущность анализа «затраты – объем производства – прибыль» 6
1.1 Маржинальный доход и его роль в анализе соотношения «затраты – объем – прибыль» 6
1.2 Анализ безубыточности и характеристика основных методов для вычисления точки безубыточности 8
1.3. Управление прибылью предприятия с помощью зависимости «затраты-объем-прибыль» 13
2. Управление прибылью с помощью зависимости «затраты – объем – прибыль» на примере ООО «Росинка ПЭТ» (г. Новосибирск) 17
2.1 Общая характеристика и анализ хозяйственной деятельности предприятия 17
2.2 Возможности практического применения зависимости «затраты – объем – прибыль» на примере предприятия ООО «Росинка ПЭТ» 19
Заключение 24
Список использованных источников 27
Структура оборотных средств на конец года немного улучшилась и происшедшие изменения можно оценить положительно. Однако, следует обратить внимание на низкий удельный вес денежных средств.
Доля внеоборотных активов в балансе предприятия не изменилась.
Отрицательным в деятельности предприятия является то, что оно имеет отрицательный собственный капитал, за счет слишком больших сумм непокрытого убытка прошлых лет и отчетного года.
Краткосрочные пассивы за текущий год увеличились на 83513 руб. или на 14,8%. Краткосрочные пассива в ООО «Росинка ПЭТ» представлены только кредиторской задолженностью.
Таким образом, имущественное положение предприятия соответствует современной рыночной ситуации. Основная часть активов представлена оборотными средствами, которые в большей степени обеспечивают бесперебойный производственный процесс. Однако капитал формируется в основном за счет заемных источников, что понижает мобильность производства.
Рассмотрим состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год: Балансовая прибыль за отчетный и предыдущий год была отрицательной, однако за год увеличилась на 9238 руб. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает убыток от прочих операций. В анализируемом периоде предприятие получало убыток от прочих операций, однако за текущий год прибыль от прочей реализации увеличилась на 8675 руб.
Рассмотрим возможности практического применения зависимости «затраты – объем – прибыль» на примере предприятия ООО «Росинка ПЭТ» (г. Новосибирск).
Производственное предприятие ООО «Росинка ПЭТ» выпускает и продает безалкогольный напиток «Росинка», средние переменные затраты на производство и сбыт которого составляют 10 руб. за 1 бут. объемом 2 л. Напиток продается по цене 15 руб. за 1 бут. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 15 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продает напитков в объеме 4000 бут, 5000 бут, 6000 бут.
Поскольку постоянные затраты предприятия не зависят от объема выпуска, найдем величину маржинального дохода и прибыль (как разность между величиной маржинального дохода и суммой постоянных затрат) для всех трех вариантов (таблица 1).
Таблица 1. Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб.
Показатели | Объем выпуска, бут | ||
| 4000 | 5000 | 6000 |
Выручка от реализации | 60000 | 75000 | 90000 |
Переменные затраты | 40000 | 50000 | 60000 |
Маржинальный доход (п. 1 – п. 2) | 20000 | 25000 | 30000 |
Постоянные затраты | 15000 | 15000 | 15000 |
Прибыль (п. 3 – п. 4) | 5000 | 10000 | 15000 |
Средняя величина маржинального дохода | 5 | 5 | 5 |
Так как средняя величина маржинального дохода одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль предприятия при любом объеме выпуска. Для этого:
Умножив среднюю величину маржинального дохода на объем выпуска получим общую величину маржинального дохода;
От общей величины маржинального дохода отнимем постоянные затраты.
Например, какую прибыль получит предприятие, если произведет и продаст 4800 бут. «Росинка Сибири»?
Величина маржинального дохода для данного объема составит:
5 руб. х 4800 бут. = 24000 руб.
Прибыль: 24000 руб. – 15000 руб. = 9000 руб.
ООО «Росинка ПЭТ» производит и реализует одновременно два вида воды питьевой (таблица 2).
Таблица 2. Показатели предприятия при различных объемах выпуска, руб.
Показатели | Вода питьевая | |
| Росинка Сибири | Норинга |
Объем продаж в месяц, бут | 5000 | 4000 |
Цена реализации, руб | 15 | 12 |
Переменные затраты на единицу изделия, руб | 10 | 8 |
Постоянные затраты за месяц, руб | 15000 |
Рассчитаем:
o Размер прибыли, получаемой предприятием за месяц;
o Среднюю величину маржинального дохода для каждого изделия;
o Норму маржинального дохода для каждого изделия;
o Размер прибыли, которую получит предприятие, если расширит продажу воды питьевой «Росинка Сибири» до 6000 бут, а воды «Норинга» – до 5000 бут.
Для ответа на поставленные вопросы все необходимые данные сведем в таблицу 3.
Таблица 3. Расчет средней величины, нормы маржинального дохода и размера прибыли предприятия
Показатели | Питьевая вода | Всего | |
Росинка Сибири | Норинга |
| |
Объем выпуска, бут | 5000 | 4000 | 9000 |
Переменные затраты, руб | 50000 | 32000 | 82000 |
Выручка от реализации, руб | 75000 | 48000 | 123000 |
Маржинальный доход (п. 2 – п. 3) | 25000 | 16000 | 41000 |
Постоянные затраты |
|
| 15000 |
Прибыль (п. 4 – п. 5) |
|
| 26000 |
Средняя величина маржинального дохода (п. 4: п. 1) | 5 | 4 |
|
Норма маржинального дохода (п. 4: п. 2) | 0,33 | 0, 33 |
|
Как видно из таблицы 3, за месяц предприятие заработает 26000 руб. прибыли. Средняя величина маржинального дохода для напитка «Росинка Сибири» составляет 5 руб., а для напитка «Норинга» – 4 руб. Норма маржинального дохода для обоих напитков составляет 0,33.
При расширении объема продаж предприятие получит следующую прибыль:
Величина маржинального дохода от продажи напитка «Росинка Сибири»:
5 руб. х 6000 бут = 30000 руб.
Величина маржинального дохода от продажи напитка «Норинга»:
4 руб. х 5000 бут = 20000 руб.
Величина маржинального дохода от продажи безалкогольных напитков:
30000 руб. + 20000 руб. = 50000 руб.
Постоянные затраты предприятия: 15000 руб.
Прибыль предприятия: 50000 руб. – 15000 руб. = 35000 руб.
ООО «Росинка ПЭТ» производит и реализует питьевую воду «Росинка Сибири», переменные затраты на единицу которого составляют 10 руб. за 1 бутылку. Вода продается по цене 15 руб. за 1 бутылку, постоянные затраты составляют 15000 руб. Рассчитаем, какое количество воды предприятие должно продать, чтобы обеспечить получение 20 тыс. руб. прибыли.
Определим величину маржинального дохода. Ее можно определить как разницу между валовой выручкой и переменными затратами, а также как сумму постоянных затрат и прибыли:
15000 руб. + 20000 руб. = 35000 руб.
Определим среднюю величину маржинального дохода как разницу между ценой напитка и средними переменными затратами:
15 руб. – 10 руб. = 5 руб.
Определим количество реализуемого напитка для планируемой величины прибыли как отношение общей величины маржинального дохода к средней величине маржинального дохода.
35000 руб.: 5 руб. = 7000 бут
ООО «Росинка ПЭТ» планирует продать 10000 бутылок питьевой воды «Росинка Сибири». Средние переменные затраты на производство и сбыт составляют 10 руб., постоянные затраты – 20000 руб. Предприятие планирует получить прибыль в размере 15000 руб. По какой цене следует продать напиток?
1. Определим величину маржинального дохода, прибавив к постоянным затратам планируемый объем прибыли:
20000 руб. + 15000 руб. = 35000 руб.
2. Определим среднюю величину маржинального дохода, разделив общую величину маржинального дохода на количество реализуемых изделий:
35000 руб.: 10000 бут. = 3 руб. 50 коп.
3. Определим цену напитка, прибавив к средней величине маржинального дохода средние переменные затраты:
3 руб. 50 коп. + 10 руб. = 13 руб. 50 коп.
Приведенные данные показывают, что CVP-анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Ситуации, которые мы рассмотрели, свидетельствуют, что главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации; увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат, пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Кроме того, на выбор модели поведения предприятия также оказывает существенное влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции. Одним словом, в использовании величины маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами предприятий.