Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 18:13, реферат

Описание

Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение кон-кретной проблемы или реализацию определенной цели.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Виды делового общения………………………………………………...4
2. Деловое общение и психодиагностика. Методы психодиагностики...6
3. Деловая беседа как основная форма делового общения………………8
4. Влияние личностных качеств на общение…………………………….12
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

реферат деловое общение.docx

— 35.79 Кб (Скачать документ)

    На  первой фазе беседы  ставятся следующие  задачи:

    установить  контакт с собеседником;

    создать благоприятную атмосферу для  беседы;

    привлечь  внимание к теме разговора;

    пробудить интерес собеседника.

    Как ни странно, многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться, особенно если собеседники находятся на разных социальных уровнях (по положению, образованию и т.д.). Причина заключается в том, что первые фразы беседы оказываются слишком незначительными. Следует иметь в виду, что именно несколько первых предложений часто решающим образом воздействуют на собеседника, т.е. на его решение выслушать нас или нет. Собеседники обычно более внимательно слушают именно начало разговора — часто из любопытства или ожидания чего-то нового. Именно первые два-три предложения создают внутреннее отношение собеседника к нам и к беседе, по первым фразам у собеседника складывается впечатление о нас.

    Ниже  приведены несколько типичных примеров так называемого самоубийственного начала беседы.

    Так, следует всегда избегать извинений, проявления признаков неуверенности. Негативные примеры: "Извините, если я помешал..."; "Я бы хотел еще раз услышать..."; "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать... ".

    Нужно избегать любых проявлений неуважения и пренебрежения к собеседнику, о которых говорят следующие фразы: "Давайте с вами быстренько рассмотрим... "; "Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам... "; "А у меня на этот счет другое мнение... ".

    Не  следует своими первыми вопросами  вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию. Хотя это логичная и совершенно нормальная реакция, в то же время с точки зрения психологии это промах.

    Существует  множество способов начать беседу, но практика выработала ряд "правильных дебютов". Вот некоторые из них.

    1. Метод снятия напряженности позволяет установить тесный контакт с собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов — и вы этого легко добьетесь. Нужно только задаться вопросом: как бы хотели чувствовать себя в вашем обществе собеседники? Шутка, которая вызовет улыбку или смех присутствующих, также во многом способствует разрядке первоначальной напряженности и созданию дружеской обстановки для беседы.

    2. Метод "зацепки" позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос.

    3. Метод прямого  подхода означает непосредственный переход к делу, без какого бы то ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом: мы вкратце сообщаем причины, по которым была назначена беседа, быстро переходим от общих вопросов к частному и приступаем к теме беседы. Этот прием является "холодным" и рациональным, он имеет прямой характер и больше всего подходит для кратковременных и не слишком важных деловых контактов.

    Очень важно помнить о нашем личном подходе к беседе. Основное правило заключается в том, что беседа должна начинаться с так называемого "вы-подхода". "Вы-подход" — это умение человека, ведущего беседу, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Зададим себе следующие вопросы: "Что бы нас интересовало, будь мы на месте нашего собеседника?"; "Как бы мы реагировали на его месте?". Это уже первые шаги в направлении "вы-подхода". Мы даем собеседнику почувствовать, что мы его уважаем  и ценим как специалиста.

    Конечно, трудностей в начале беседы не избежать.

    Любой человек, живущий в гуще событий  и общающийся со множеством людей, постепенно накапливает опыт, формирует свои представления о приемах общения с людьми. Это следует иметь в виду, если возникают сложности в начале беседы, особенно с незнакомыми собеседниками. Типичным примером является спонтанное возникновение симпатии или антипатии, в основе которых лежит личное впечатление, вызванное тем, что наш собеседник нам кого-то напоминает.

    Это может оказать позитивное, нейтральное  или даже негативное воздействие на ход беседы. Особенно опасно, если случайное впечатление подкрепится схематичным мышлением. Таким образом возникают предубеждения и предрассудки. В таких случаях нужно действовать осмотрительно, не торопясь.

    1. Влияние личностных качеств на общение.

    Личность  обладает индивидуальными чертами  и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности  человека. В общении большое значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств  их характера и моральных качеств.

    Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих  деловым отношениям нравственный характер.

    На  характер общения оказывает влияние  темперамент его участников. Традиционно  выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

    Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой.  
Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.

    Холерик активен, предприимчив, отличается большой  работоспособностью, упорством в  преодолении трудностей, однако подвержен  резким сменам настроения, эмоциональным  срывам, депрессии. В общении бывает резок, несдержан в выражениях.  
Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями.

    Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Согласно его классификации, экстраверты  характеризуются ослабленным вниманием  к своему внутреннему миру и ориентацией  на внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и  легко адаптируются к различным  условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы  на свой внутренний мир и склонны  к самоанализу, замкнутости. Такие типы темперамента, безусловно, редко встречаются в чистом виде. Для более подробной классификации личностных качеств применяется метод Майерс-Бриггс, названный в честь его создателей Изабель Майерс-Бриггс и ее матери и построенный на теории Карла Юнга. Тип людей по этому методу определяется путем выбора черт человека из каждой пары доминантных черт по четырем категориям. Приведем их полностью в изложении Джона Честары

    "1. Экстраверты (E) направляют свою  энергию на внешний мир. Они  говорят и действуют. Интроверты (I), наоборот, любят подумать прежде, чем что-то предпринять. Они  предпочитают работу, которая требует  спокойной умственной активности.

    2. Сенситивы (S) - это люди, которые  активно используют свои органы  чувств для сбора информации. Они реалисты и прекрасно ориентируются  в деталях и подробностях этого  мира. Интуитивы (N), наоборот, видят  глубокий смысл и широкие возможности  развертывания той или иной  ситуации, по-скольку они оценивают  мир с помощью своего воображения.  
3. Логики (T) делают рациональные, логические выводы. Они легко могут выявить, что правильно и что неправильно. Они анализируют. Эмоционалы (F), наоборот, принимают решения на основе своих чувств (а эти чувства, в свою очередь, базируются на системе их ценностей). Они являются тактичными, сострадательными и склонными к благотворительности, отличаются дипломатичностью.

    4. Рационалы (J) ведут упорядоченную  организованную жизнь, и чем  больше событий в жизни они  могут контролировать, тем для  них лучше. Иррационалы (P), наоборот, отличаются спонтанными реакциями,  приветствуют новый опыт."

    Развитием этой теории типов можно считать  предложенную калифорнийским психологом Дэвидом Кирси классификацию  людей по четырем типам темперамента: NF - романтический, мягкий; NT - любопытный, логический; SJ - организованный, ответственный; SP - играющий, свободный.

    Наиболее  распространенной формой делового общения  является диалоговое общение, т.е. такое  речевое общение, при котором  наиболее полно проявляются моральные  качества личности и черты характера, по которым тот или иной индивид  соотносится с определенным типом  темперамента.

 

    

    Заключение.

    Умение  вести себя с людьми надлежащим образом  является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы  добиться успеха в бизнесе, служебной  или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в  технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят  от его профессиональных знаний и  процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы  попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики  делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести  как "деловой этикет").

    Исходя  из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта. Поэтому я считаю, что нам всем еще предстоит многому научиться, чтобы в будущем не теряться в нашей профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.

  1. Бороздина Г.В. Психология Делового общения. – Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  2. Крупник Е.П., Сирова Т.Б. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимоотношений // Мир психологии. – 2001 . № 3, с. 40
  3. Кабанов А.Ф. Основы управления персоналом. – М., ИНФРА-М., 2002.
  4. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М., Высшая школа, 2006.
  5. Честара Дж. Деловой этикет. - М., 2003
  6. Браим И.Н. Этика делового общения. - Минск, 2001
  7. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. - Мн., 2000.
  8. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2002.
  9. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 2004.

Информация о работе Деловое общение