Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:12, контрольная работа
Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
"Рязанский государственный
университет
имени С.А. Есенина"
факультет социологии и управления
специальность "Управление
персоналом"
Контрольная работа
по дисциплине: "Организационное поведение"
на тему: "Деловые и личностные качества
и особенности руководителя:
Выполнила:
студентка 3 курса
группы 32 (о/с)
заочного отделения
Давыдова С.Г.
Проверил:
к.п.н. Соколиков О.Р.
Рязань, 2011 год
Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
1. Деловые и личностные качества руководителя.
Качества
руководителя можно условно разделить
на две группы. Первая группа - его деловые,
профессиональные качества, используемые
им приёмы управленческой деятельности.
Вторая группа - интеллектуальные и личностные
качества: знания, способности, интеллект,
характер.
1.1 Деловые качества руководителя.
Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:
1. способности находить кратчайший путь к достижению цели;
2. способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;
3. способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения.
Руководитель не может в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых он принимает участие, однако руководителю не обойтись без определенных профессиональных знаний, достаточных для понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.
Организаторские способности руководителя выражаются в следующем:
1) в умении выделять и четко
формулировать в каждой
2) в умении своевременно
4)в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;
5) в умении эффективно
Руководитель с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценить ситуацию, выделить первоочередные задачи и достаточно точно рассчитать сроки их решения.
Особое значение он уделяет рациональному распределению работы между сотрудниками и их инструктированию; добивается реальной персональной ответственности каждого за выполнение возложенных на него функций. Развитое чувство ответственности такого руководителя помогает ему всесторонне взвешивать принимаемые решения и действия, быть собранным, аккуратным и дальновидным исполнителем.
Способный организатор опирается на разум всего коллектива, его настойчивость никогда не переходит в нетерпимость к чужому мнению, он приучает подчиненных к самостоятельности.
Таким образом, чтобы стать истинно деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и эффективно решать возникающие проблемы.
Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений.
Проведено большое число исследований, посвященных личности руководителя. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно разделить на три группы характеристик:
- биографические характеристики (возраст, пол, образование, социальный статус)
- способности (в том числе управленческие);
Под способностями
понимаются некоторые свойства и
качества личности, позволяющие успешно
осуществлять определенные виды деятельности.
Среди специальных
Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность.
Известный
специалист в области психологии
управления Р. Л. Кричевский дополнил эту
классификацию еще одной
Первая группа включает:
- возраст;
- пол;
- социальный статус;
- образование.
С возрастом связано немало вопросов. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а вместе с ним и опыт) позитивно влияет на качество управления. Например, средний возраст президентов крупных японских компаний 63 года, а вице-президентов — 56 лет. Это достаточно много, даже если учесть высокую продолжительность жизни. Что же касается США, то там средний возраст президентов крупных компаний составляет 59 лет. Но есть так же аргументы и в пользу молодости. А. Морита основал всемирно известную фирму «Сони корпорейшн» в возрасте 25 лет.
Итак, возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим руководителем можно быть в любом возрасте. Говоря о возрасте руководителя, имеем в виду, прежде всего возраст социальный. Социально зрелым человек может быть и в молодости, и это во многом зависит от самого человека.
Кто более эффективен в качестве руководителя? Кто-то считает, что мужчины, кто-то — что женщины. Сторонники управленческого патриархата доказывают свою точку зрения, опираясь на исследования. Например, английский исследователь Е. Холандер установил, что в отдельных видах деятельности, требующих речевой активности (например, управленческая деятельность), женщины в присутствии мужчин ведут себя довольно робко, чаще раздражаются и выходят из равновесия в сложных ситуациях. С другой стороны, сторонницы управленческого матриархата тоже имеют некоторые основания для отстаивания своих позиций. Женщины более внимательны к эмоциональному состоянию других людей, более отзывчивы, способны достичь большего успеха в создании психологического климата в коллективе.
Вопрос о том, кто более эффективен в качестве руководителя — мужчина или женщина, — это риторический вопрос. Есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. И женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями, и это зависит не от половой принадлежности.
Социальный статус и образование важны не только для того, чтобы занять менеджерскую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Образование — это уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни.
Главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться и понимание, что необходимо ежедневно «строить», развивать свою личность, личность руководителя.
Главное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых решений и ответственности за их правильность и эффективность.
Влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Традиционно исследователи различают три классических стиля управления:
В последнее
время оценки стилей управления среди
исследователей в значительной степени
изменились. Сейчас пришло понимание,
что оптимален тот стиль
Современная
ситуация требует от руководителя применения
на практике всего арсенала управленческой
науки вместе с использованием сильных
сторон личности управленца. Такой
подход обозначен как индивидуально-
Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется характеристиками личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно этой личности.
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Можно выделить следующие методы управления:
В зависимости от функционирующих
в коллективе методов руководства
формируется соответствующая им
система подчинения. Формы такого
подчинения должны носить благожелательный
характер, способствовать прогрессу
в коллективе и не вызывать нежелательных
эмоций типа унижения, неловкости, досады,
раздражения, а иногда и стрессов,
которые исключают всякое взаимопонимание
между управляющей и