Деловые и личностные качества и особенности руководителя: стили и методы руководства, развитие управленческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание

Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Работа состоит из  1 файл

организационное поведение.docx

— 38.08 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
"Рязанский государственный университет 
имени С.А. Есенина"  
 
факультет социологии и управления 
специальность "Управление персоналом"

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине: "Организационное поведение"

на тему: "Деловые и личностные качества и особенности руководителя:                                                  стили и методы руководства, развитие управленческих способностей"

 

 

 

 

 

Выполнила: 
студентка 3 курса 
группы 32 (о/с) 
заочного отделения 
Давыдова С.Г. 
Проверил: 
к.п.н. Соколиков О.Р.

 

Рязань, 2011 год

 

 

Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

 

          1. Деловые и личностные качества руководителя.

 
          Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им приёмы управленческой деятельности. Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, характер.

 

                               1.1 Деловые качества руководителя.

            Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:

1. способности находить кратчайший путь к достижению цели;

2. способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;

3. способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения.

          Руководитель не может в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых он принимает участие, однако руководителю не обойтись без определенных профессиональных знаний, достаточных для понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.

          Организаторские способности руководителя выражаются в следующем:

1) в умении выделять и четко  формулировать в каждой конкретной  ситуации задачи;

2) в умении своевременно принимать  аргументированные решения и  обеспечивать их выполнение;

4)в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;

5) в умении эффективно сотрудничать  с другими подразделениями и  с органами контроля.

        Руководитель с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценить ситуацию, выделить первоочередные задачи и достаточно точно рассчитать сроки их решения.

        Особое значение он уделяет рациональному распределению работы между сотрудниками и их инструктированию; добивается реальной персональной ответственности каждого за выполнение возложенных на него функций. Развитое чувство ответственности такого руководителя помогает ему всесторонне взвешивать принимаемые решения и действия, быть собранным, аккуратным и дальновидным исполнителем.

        Способный организатор опирается на разум всего коллектива, его настойчивость никогда не переходит в нетерпимость к чужому мнению, он приучает подчиненных к самостоятельности.

         Таким образом, чтобы стать истинно деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и эффективно решать возникающие проблемы.

         Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений.

                                1.2 Личностные качества руководителя.

 

Проведено большое число исследований, посвященных личности руководителя. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно разделить на три группы характеристик:

- биографические  характеристики (возраст, пол, образование, социальный статус)

- способности  (в том числе управленческие);

Под способностями  понимаются некоторые свойства и  качества личности, позволяющие успешно  осуществлять определенные виды деятельности. Среди специальных способностей, необходимых эффективному руководителю, вслед за М. Шоу, мы выделим такие: специальные умения и знания; компетентность; информированность.

Из множества  личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная  уравновешенность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность.

Известный специалист в области психологии управления Р. Л. Кричевский дополнил эту  классификацию еще одной группой  — менеджерскими характеристиками. Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных групп.

Первая  группа включает:

- возраст;

- пол;

- социальный статус;

- образование.

С возрастом  связано немало вопросов. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а вместе с ним и опыт) позитивно влияет на качество управления. Например, средний возраст президентов крупных японских компаний 63 года, а вице-президентов — 56 лет. Это достаточно много, даже если учесть высокую продолжительность жизни. Что же касается США, то там средний возраст президентов крупных компаний составляет 59 лет. Но есть так же аргументы и в пользу молодости. А. Морита основал всемирно известную фирму «Сони корпорейшн» в возрасте 25 лет.

 Итак, возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим руководителем можно быть в любом возрасте. Говоря о возрасте руководителя, имеем в виду, прежде всего возраст социальный. Социально зрелым человек может быть и в молодости, и это во многом зависит от самого человека.

Кто более эффективен в качестве руководителя? Кто-то считает, что мужчины, кто-то — что женщины. Сторонники управленческого патриархата доказывают свою точку зрения, опираясь на исследования. Например, английский исследователь Е. Холандер установил, что в отдельных видах деятельности, требующих речевой активности (например, управленческая деятельность), женщины в присутствии мужчин ведут себя довольно робко, чаще раздражаются и выходят из равновесия в сложных ситуациях. С другой стороны, сторонницы управленческого матриархата тоже имеют некоторые основания для отстаивания своих позиций. Женщины более внимательны к эмоциональному состоянию других людей, более отзывчивы, способны достичь большего успеха в создании психологического климата в коллективе.

         Вопрос о том, кто более эффективен в качестве руководителя — мужчина или женщина, — это риторический вопрос. Есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. И женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями, и это зависит не от половой принадлежности.

         Социальный статус и образование важны не только для того, чтобы занять менеджерскую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней.                              Образование — это уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни.

         Главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться и понимание, что необходимо ежедневно «строить», развивать свою личность, личность руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     2. Стили и методы руководства.

 

        Главное  отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых решений и ответственности за их правильность и эффективность. 

 

                                            2.1 Стили руководства.

 

       Влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Традиционно исследователи различают три классических стиля управления:

 

  1. Авторитарный - характеризуется стремлением руководителя полагаться на жесткие приказы и распоряжения, не допускающие каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных. 

 

  1. Демократический - характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными; руководитель всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. 

 

  1. Либеральный - характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом, предпочитает не рисковать, стремится уменьшить свою персональную ответственность.

 

В последнее  время оценки стилей управления среди  исследователей в значительной степени  изменились. Сейчас пришло понимание, что оптимален тот стиль управления, который приносит предприятию больше прибыли, обеспечивает стабильность производства, развитие фирмы. Все больше внимания уделяется личностным характеристикам руководителя.

Современная ситуация требует от руководителя применения на практике всего арсенала управленческой науки вместе с использованием сильных  сторон личности управленца. Такой  подход обозначен как индивидуально-ситуативный  стиль управления. Он предполагает использование позитивных ориентиров деятельности руководителя (они представляют собой систему ценностей, состоящих  из потребностей и профессионализма деятельности руководителя). Ценностью  для человека становится то, что  его обогащает материально и  духовно. Результативность индивидуально-ситуативного стиля определяется комплексными социальными связями, возникающими непосредственно в практике управления. Это предполагает формальное равенство участников трудового процесса, учет руководителем психоэмоциональных особенностей социальных и профессиональных групп.

Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так  как он определяется характеристиками личности и отражает особенности  работы с людьми и технологию принятия решения именно этой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                2.2 Методы руководства.

 

            Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Можно выделить следующие методы управления:

  1. Экономические – отношения управления определяются экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо обеспечить "отзывчивость" организации на экономические стимулы. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых они могли бы максимально полно учитывать экономические последствия своей управленческой и производственной деятельности. В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.
  2. Организационно-административные - задача состоит в координации действий подчиненных. Эти методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, контроль их выполнения, систему поддержания трудовой дисциплины. Они регламентируются правовыми актами законодательства.

В зависимости от функционирующих  в коллективе методов руководства  формируется соответствующая им система подчинения. Формы такого подчинения должны носить благожелательный характер, способствовать прогрессу  в коллективе и не вызывать нежелательных  эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, которые исключают всякое взаимопонимание  между управляющей и управляемой  системами. Организационно-административные методы управления опираются на систему законодательных (нормативно-правовых) актов и силу власти менеджера, решают те же задачи, что и другие методы менеджмента, однако осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия на управляемую систему.

Информация о работе Деловые и личностные качества и особенности руководителя: стили и методы руководства, развитие управленческих способностей