Деловые отношения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение этики деловых отношений в организации ООО «Аэросервис».
Для написания данной работы необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этики деловых отношений;
-анализ системы управления ООО «Аэросервис»,
-оценить эффективность этических норм в деятельности организации
-разработка предложений по совершенствованию системы стратегического менеджмента в ООО «Аэросервис».
Объектом исследования является ООО «Аэросервис», предметом – этика деловых отношений в данной организации.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 88.54 Кб (Скачать документ)

Введение

Деловые отношения - это сложный  многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловое общение сегодня проникает  во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения  вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере  делового общения непосредственно  связана с успехом или неуспехом  в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий  представляет важнейшую часть их профессионального облика.

В большинстве стран, имеющих богатый  опыт делового общения, существует ряд  строгих правил этикета, нарушение  которых может повредить имиджу делового человека, организации. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской  деятельности.

Целью данной работы является изучение этики деловых отношений  в организации ООО «Аэросервис».

Для написания данной работы необходимо решить следующие задачи:

- всесторонне рассмотреть  теоретические аспекты этики  деловых отношений;

-анализ системы управления  ООО «Аэросервис»,

-оценить эффективность  этических норм в деятельности  организации

-разработка предложений  по совершенствованию системы  стратегического менеджмента в  ООО «Аэросервис».

Объектом исследования является ООО «Аэросервис», предметом –  этика деловых отношений в  данной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты этики деловых отношений

1.1. Сущность, содержание и социальные функции этики деловых отношений

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных  и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в  процессе общественной жизни1. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

Этике деловых отношений  уделяется в последнее время  все большее внимание.

Работодатели уделяют  все большее внимание вопросам этики  деловых и личностных взаимоотношений  при отборе персонала и его  приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При  этом необходимо подчеркнуть, что понятие  «профессиональная роль» включает в себя не только способности к  выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с  внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и  пр.) в процессе реализации зафиксированных  для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики  деловых отношений является одним  из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом2.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет  ли внешний партнер или клиент иметь дело в данной организации  в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться взаимоотношения.

Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в  любом случае, даже если человек  не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга.

Этика деловых отношений основывается на ошибках правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике3.

         Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет этика приветствия, рукопожатия и представление человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни4.

       Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственно выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Таким образом, соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, организации в целом.

1.2 Основные принципы этики деловых  отношений

         Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений5.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших  положениях:

- Создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

- Прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

- Приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Отношения организации с  персоналом рекомендуется строить  на следующих принципах:

- Обеспечить работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;

- Создавать условия труда для работников, не носящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;

- Быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;

- Прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;

- В случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;

- Избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;

- Обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- Поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы6.

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

- «золотое правило менеджера» — в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

- авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

- право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);

        - справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п.

        - справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот;

- максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);

- терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;

- разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе менеджера, в принятии решений;

- постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата7.

Таким образом, общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.

         1.3 Этика и социальная ответственность организации

В практике сложилась точка  зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально  ответственной. Организация социально  ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация  преследует экономические цели. Организация  при этом обязана ставить и  социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности по работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.

        Общественность ожидает от современных организаций не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества8.

Организации несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют, поэтому они должны направлять часть  своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование  общества. Более того, в обществе уже сложились определенные представления  о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п9.

Существует различие между  юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам  и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому  вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако при этом не может считаться социально ответственной, если не выполняет соответствующие обязательства перед обществом10.

        Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.

         Этические вопросы возникают и при рассмотрении роли организации в обществе. На разных этапах развития общества роль организаций оценивается по-разному. Во время переходного периода, который переживает наша страна, организации призваны решать следующие задачи: приспособиться, выжить; получить прибыль для акционеров; сохранить рабочие места, квалифицированные кадры; стать конкурентоспособными. С наступлением более благоприятных времен функции организации расширяются. Специалисты рыночных отношений называют и такие задачи, как благотворительность, социальная ответственность и др. Социальная ответственность рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, края, страны, мира.

Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все  правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых  в момент принятия законов был  законодатель.

Таким образом, в разных законах, в том числе в гражданском  законодательстве, есть нормы, которые  имеют четко выраженную этическую  направленность. Это, например, ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающая пределы осуществления гражданских прав. В соответствии с ней установлены пределы свободы граждан: запрещена деятельность исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке11.

В трудовом законодательстве этическая функция выражена слабее, чем в гражданском; это является его недостатком: ведь трудовые правоотношения предполагают более тесную связь  людей, чем гражданские. В Трудовом кодексе Российской Федерации нет норм, которые несли бы прямую этическую нагрузку, хотя в настоящее время, когда в нашей стране формируются рыночные отношения, они особенно необходимы в целях гуманизации трудовых отношений.

Например, ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан дает право гражданину по суду требовать опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Защита, охрана чести и  достоинства гражданина безусловно должны осуществляться нормами трудового права, отражая одну из тенденций его развития — гуманизацию трудовых отношений как важнейшую задачу государства в условиях рыночных отношений. Трудовой кодекс Российской Федерации не затрагивает этические отношения между работодателем и работником, хотя именно они нередко нарушаются работодателем в трудовых отношения12.

Информация о работе Деловые отношения на предприятии