Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:49, контрольная работа
Переход к подлинной (а не словесной) демократии предполагает, прежде всего, изменение механизмов целеполагания в государственном управлении, придание данной подсистеме элементов объективно обусловленного, обоснованного и рационального характера. Как уже отмечалось, цели представляют собой продукт сознания, субъективное отражение объективного. Подобная двойственность - объективное основание и идеальное выражение - ведет к тому, что в каждой цели может быть весьма различным соотношение между действительным и идеальным (воображением). Чаще в целях превалирует субъективное.
Дерево целей государственного управления…………………………………3
Взаимосвязь целей государственно управления и типа государства……….8
Список литературы………………………………………………………………..14
Содержание
Список литературы…………………………………
Вопрос о целеполагании в управлении вообще (в любом его виде), а в государственном управлении особенно, принадлежит к числу самых актуальных и важных для управленческой теории и практики.
Переход к подлинной (а не словесной) демократии предполагает, прежде всего, изменение механизмов целеполагания в государственном управлении, придание данной подсистеме элементов объективно обусловленного, обоснованного и рационального характера. Как уже отмечалось, цели представляют собой продукт сознания, субъективное отражение объективного. Подобная двойственность - объективное основание и идеальное выражение - ведет к тому, что в каждой цели может быть весьма различным соотношение между действительным и идеальным (воображением). Чаще в целях превалирует субъективное.
Между тем выдвижение целей государственного управления, с одной стороны, влияющего на все общество, а с другой - опирающегося на государственную власть, очень трудный интеллектуальный процесс. В нем можно выделить следующие системообразующие моменты.
Во-первых, общественные источники возникновения и фиксирования целей государственного управления. В противоречие со сложившимися стереотипами, в соответствии с которыми «сверху виднее», цели государственного управления рождаются и должны рождаться "внизу" - идти от потребностей и интересов людей. Смысл и цели государства должны состоять в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа. Именно внутреннее состояние общества и волнующие его проблемы являются подлинным и актуальным источником формирования целей государственного управления.
Во-вторых, субъективная сторона целеполагания и вызываемые ею относительность и открытость сформулированных целей государственного управления. Существуют реальные трудности в обосновании целей, которые нельзя игнорировать. Ведь любое будущее всегда неясно, неведомо, вероятностно, альтернативно, открыто. Предвосхищать его приходится на базе информации о прошлом. Все, что свершилось, стало историей, но что будет, можем только предполагать, хотя анализ определенных тенденций, закономерностей, однозначных проявлений создает предпосылки для известного проникновения в будущее. В то же время без предвосхищения будущего нельзя строить даже частную жизнь, не говоря уже об общественной.
Еще в 20-х годах нашего столетия Н.Д.Кондратьев поставил проблему о предвидении, причем о взаимосвязанном предвидении: а) стихийного хода событий; б) определенного эффекта осуществляемых людьми действий и мероприятий; в) возможных средств нашего воздействия на события; г) предполагаемых результатов намеченных действий и мероприятий и их влияния на жизнь. Как отмечают исследователи из США, «планирование - это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать». Планирование наводит мост между нашим нынешним положением и тем, которого мы хотим достичь. Поэтому отказ от планирования (при всей условности многих его элементов) означает отказ от целеполагания в государственном управлении, а, следовательно, и от самого управления как такового, ибо в подобном случае на первое место выходят стихийные механизмы с абсолютной непредсказуемостью их последствий.
В-третьих,
иерархия целей государственного управления,
которая имеет большой
По
источнику возникновения и
Разумеется, данная иерархия целей государственного управления во многом условна, но она создает известный ориентир, "шкалу отсчета" для оценки управленческой практики.
Четвертым системообразующим моментом государственного управления является построение, самого «древа» целей государственного управления. Центральными, определяющими («стволом») «древа» целей государственного управления являются стратегические цели, связанные с сохранением или преобразованием общественного устройства. Стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие крупные блоки действий по достижению первых, а оперативные - в тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Иногда стратегические цели называют главными, а цели, позволяющие их достигать, обеспечивающими. В научной литературе отмечается градация целей государственного управления и по другим основаниям: по объему - общие (для всего государственного управления) и частные (для отдельных его подсистем, звеньев, конкретных компонентов), по результатам - конечные и промежуточные, по времени - отдаленные, близкие и непосредственные. Следует сказать и о так называемых побочных (производных) целях, которые напрямую не связаны с реализацией стратегических (главных) целей, но могут возникать при этом и носить негативный, противоположный смысл. Они нежелательны, и все-таки с ними приходится считаться.
Построение «древа» целей государственного управления на базе и с учетом их иерархии предполагает в целом непростую процедуру, причем применительно как к государственному управлению в целом, так и к его отдельным частям. Нужно иметь продуманное определение стратегических (главных) целей, а затем произвести «разветвление» этих целей по всем другим их видам. Субординация целей усиливает механизм целеполагания в государственном управлении. И, конечно, первостепенная задача заключается в достижении адекватности целей государственного управления потребностям и интересам общества, тем целям, которые объективно порождаются управляемыми объектами. Соблюдение таких требований может действительно превратить цели государственного управления в мощную движущую силу функционирования государства и развития общества.
Цели государственного управления, представленные в определенном «древе», должны отвечать следующим требованиям:
Можно
выделить 2 понимания термина «
В широком смысле – высшая форма организации человеческих обществ, политический союз людей, форма организации, имеющая главной целью выражение единой воли и защиту прав и свобод.
В узком смысле – система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулируемых общезначимыми видам поведения и деятельности, т.е. это политико-правовой институт, система особого вида социальных институтов, образующих организацию политической власти. Существует власть публичная и легитимная, т.е. законная, признанная населением.
Государство – это универсальная форма организации общества, которая управляет организационно-политическими процессами.
Типы государств:
Авторитарный – система управления из единого центра, концентрация власти в руках первого лица, режим личной власти. Авторитарные режимы по своим признакам достаточно разнообразны. В истории развития общества исследователи выделяют следующие их типы: традиционные авторитарные, авторитарно-бюрократические, военные режимы.
Основу
традиционного авторитарного
Авторитарно-
Военный режим есть форма авторитарного правления, в которой государственная власть либо прямо и открыто принадлежит военным, либо она формально находится в руках гражданской администрации, но, по сути, государственной политикой занимаются военные.
Тоталитарный – жёсткая централизация власти, культ вождя, который вместе с бюрократией контролирует общественную систему, мышление граждан трансформируется в соответствии с предначертаниями власти, общественное мнение контролируется, стабилизируется и изменяется только с согласия высшей власти.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
2. По форме ГУ:
Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республика – характеризуется принадлежностью высшей государственной власти представительному органу, выборностью его населением или специальной избирательной коллегией. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
Информация о работе Дерево целей государственного управления