Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:34, курсовая работа
В данной курсовой работе делается упор на туроператорскую и турагентскую деятельность.
Цели и задачи курсовой работы:
Изучить научную литературу по теме;
Изучить нормативные документы Республики Беларусь;
Дать определение менеджер;
Дать определения туроператорской и турагентской деятельности;
Показать квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии;
Прописать права и обязанности субъектов туристической деятельности;
Изучить, какими личными качествами должен обладать менеджер туристической индустрии;
Требования к менеджеру туристической фирмы
Тема: Диагностика
профессиональной пригодности менеджеров
на предприятии индустрии
Введение
Туризм сегодня становится одним из основных элементов цивилизованного мира, его по праву называют феноменом XXI века. Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал. Туристское путешествие, правильно подготовленное и хорошо проведенное, благотворно влияет на здоровье. Вместе с тем оно обогащает человека знаниями, вырабатывает дисциплинированность, организованность, развивает волю, инициативу, стремление преодолевать трудности. Всем этим и обусловлено крупное общественное значение, которое приобрел в наши дни туризм.
Центральным звеном в системе туризма является менеджер. Менеджер туристской организации осуществляет управленческую деятельность. Это главная фигура организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль на фирме. Это связано с тем, что туристские организации отличаются одна от одной, и поэтому задачи и функции, выполняемые менеджерами, не идентичны.
«Менеджер — это та личность,
за которой люди готовы идти, идеям которой
они всегда верят. Поддержка членами коллектива
своего руководителя в современных условиях
является той базой, без которой ни один
менеджер, каким бы хорошим и грамотным
специалистом он ни был, не сможет успешно
управлять коллективом. Неумение убедить,
мотивировать действия подчиненных и
повлиять на человека так, чтобы он захотел
выполнить решение, принятое менеджером,
— свидетельство того, что у такого лидера
нет полного набора качеств, необходимых
менеджеру» [http://www.z-o.ru/interesnye-
«Эффективное руководство предполагает
способность разделить свое видение проблем
с другими, мотивировать их для достижения
поставленных целей. Т.е. управлять вместе
с людьми, а не управлять людьми. Люди хотят,
чтобы их лидер был не только профессионалом,
ориентированным исключительно на процесс
производства, сколько руководителем
с «человеческим лицом», имеющим соответствующую
социально-психологическую подготовку.
В его управленческой деятельности на
первом плане должна быть ориентация на
человека, что особенно важно для туристской
индустрии (система «человек-человек»)»
[http://www.z- o.ru/interesnye-fakty-o-
Чтобы подчиненные шли
за своим лидером, он должен понимать
своих последователей, а они —
понимать окружающий мир и ситуацию,
в которой оказались. Поскольку
и люди, и ситуации постоянно меняются,
менеджер должен быть достаточно гибким,
чтобы приспособиться к непрекращающимся
переменам. Понимание ситуации и
знание того, как управлять человеческими
ресурсами, — важнейшие компоненты
эффективного руководства. Все это
свидетельствует о том, что управленческая
работа относится к числу таких
видов человеческой деятельности, которые
требуют специфических
В данной курсовой работе делается упор на туроператорскую и турагентскую деятельность.
Цели и задачи курсовой работы:
Глава 1. Понятие менеджер
«Термин «менеджер» происходит от латинского «manus» - рука. В английском языке оно означает «управлять» от «manage». Таким образом, менеджмент – это руководство, представляющее собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Менеджер туристической фирмы планирует (или разрабатывает) маршрут, занимается его организацией, мотивирует (стимулирует) людей, принимает участие в организации тура, и контролирует процесс предоставления услуги»[c.6, Ешко].
«Менеджер. Содержание труда:
Организация производства или коммерческой
деятельности, организация внешнеторговых
операций; ведет коммерческие переговоры,
занимается маркетингом и формированием
товарных ниш, определяет стратегию и
тактику конкурентной борьбы. Должен знать:
Трудовое законодательство, положения,
уставы, инструкции, технику ведения коммерческих
переговоров, организацию производства,
кредитование и банковское дело, маркетинг.
Профессионально важные качества: хорошо
развитые коммуникативные и организаторские
способности; эмоциональная устойчивость;
хорошая память; ответственность; логическое
мышление; умение быстро принимать решения,
четко излагать мысли. Квалификационные
требования: ВУЗы, ССУЗы. Медицинские противопоказания:
серьезные заболевания нервной системы,
органов зрения и слуха» [Словарь профессий. http://enc-dic.com/prof/
«Менеджер - управляющий компанией,
банком, финансовым учреждением, их структурными
подразделениями; профессионал своего
дела, наделенный исполнительной властью»
[Финансовый словарь. http://enc-dic.com/finance/
«Менеджер (англ. manager - управляющий)
-1) управляющий, специалист по управлению
производством и обращением товаров, работающий
по найму. М. организуют работу на фирме,
руководят производственной деятельностью
групп сотрудников фирмы. М. является должностным
лицом фирмы, в которой он работает, и входит
в средний и высший руководящий состав
фирм. В отличие от членов наблюдательных
и контрольных органов М. наделяются исполнительной
властью; 2) участник руководящей группы
банковских синдикатов, осуществляющих
эмиссию и размещение облигационных займов
на рынке капиталов. Во главе группы стоит
ведущий М., выступающий контрагентом
заемщика и несущий ответственность за
организацию, подписку и размещение займа.
Члены руководящей группы синдиката участвуют
в определении условий эмиссии, гарантируют
размещение займов и установленный срок
по согласованному курсу» [Экономический
словарь. http://enc-dic.com/economic/
Таким образом, менеджер - это ключевая фигура любой организации, в том числе и туристической. Менеджер - это профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников. Он занимает постоянную должность, наделен в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия. Профессией менеджера является управление каким-либо делом. Сам термин «менеджер» возник в тесной связи с родом таких занятий, которые предполагают способность добиваться намеченных результатов в работе с различными организациями, людьми.
1.2.Туроператор. Его задачи и функции.
«Туристический оператор — активный субъект туристического рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями» [Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. С.2].
«Туроператорская деятельность
– предпринимательская деятельность
юридических лиц (туроператоров) по формированию,
продвижению, реализации туров, в том числе
сформированных другими туроператорами,
включая нерезидентов Республики Беларусь,
а также по оказанию отдельных услуг, связанных
с организацией туристического путешествия»
[Нормативный документ – Национальный
правовой Интернет-портал Республики
Беларусь. http://www.pravo.by/main.aspx?
«Основной задачей любого туроператора становится планирование предстоящего тура, то есть создание упорядоченного по времени, отвечающего требуемому и ценному для туриста составу и качеству графика предоставления заявленных услуг» [ Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. С.2].
«Тщательное планирование турпродукта
достигается благодаря профессиональным
качествам и опыту работы туроператора
на том или ином туристическом направлении,
специфике его взаимоотношений с поставщиками
туристических услуг, наличию выгодной
договорной базы с предприятиями туристической
индустрии, умению доводить соответствующую
реалиям информацию до уполномоченных
агентств и потенциальных клиентов-путешественников...»[
Функции туроператора:
1.функция ценообразования;
2.функция продвижения туристического продукта.
«В целях достижения максимальной рентабельности туристического проекта (в особенности, нового, либо модифицированного) туроператор выступает наиболее заинтересованной в распространении всех видов информации о нем (маршрут, предлагаемые средства трансферов, размещение, проведение досуга, ценовой диапазон предложения, условия работы уполномоченных агентств и приобретение тура) стороной, применяя в практике как можно большее число инструментов рекламы, стимулирования продаж, PR. Именно благодаря маркетинговой деятельности туроператоров прочим субъектам туристического рынка (туристам, агентам, конкурирующим операторам, а также поставщикам туристических услуг, органам власти и т.д.) становится известно о динамике изменений конъюнктуры туристического рынка (цены, ассортимент туров, формы сотрудничества, внедрение новых технологий продаж, продвижения)» [Ушаков, С.4].
3.информативная функция. «В ходе разработки, продвижения, реализации туров оператор распространяет на рынке все возможные данные (например, отличительные черты туров, особенности туристического потенциала предлагаемых курортов и туристических центров, культура и традиции местного населения, памятные и достопримечательные места, процедура оформления въездных документов, возможные опасности и угрозы жизни, здоровью и имуществу туристов и т. д.), зачастую малоизвестные, либо вообще ранее не известные, полученные в результате кропотливой работы туроператора как со вторичными источниками информации, так и в ходе командировок и ознакомительных поездок» [Ушаков, с. 4-5.].
Добытая оператором информация активно распространяется как среди специалистов турбизнеса, так и среди не имеющих непосредственного отношения к туризму населения посредством оформленных каталогов, буклетов, инструментов рекламы и стимулирования сбыта, организации инфо- и fam-туров для работников индустрии туризма.
4.новаторская функция.
«Турагентская деятельность
– предпринимательская деятельность
юридических лиц или индивидуальных предпринимателей
(турагентов) по продвижению, реализации
туров, сформированных туроператорами
– резидентами Республики Беларусь, участникам
туристической деятельности, а также по
оказанию отдельных услуг, связанных с
организацией туристического путешествия»
[ Нормативный документ – Национальный
правовой Интернет-портал Республики
Беларусь. http://www.pravo.by/main.aspx?
Функции менеджера турагентства:
1.продвижение продукта;
2.реализация туров.
Глава 2. Требования к работникам туристической индустрии
2.1.Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии
Руководители | |
Директор туристской организации |
высшее профессиональное образование, стаж работы в туристской отрасли не менее 5 лет |
Менеджер по продаже турпродукта |
высшее профессиональное образование по специальности «менеджмент и маркетинг», стаж – не менее 3 лет; высшее образование, специальная подготовка, стаж – не менее 5 лет |
Менеджер по формированию турпродукта |
высшее профессиональное образование по специальности «менеджмент и маркетинг», стаж – не менее 3 лет; высшее образование, специальная подготовка, стаж – не менее 5 лет |
Специалисты | |
Гид-переводчик Экскурсовод |
1 категория: высшее гуманитарное образование, специальная подготовка, стаж работы в должности гида-переводчика 2 категории не менее 3 лет; 2 категория: высшее гуманитарное образование, специальная подготовка, стаж работы в должности гида-переводчика не менее 3 лет; гид-переводчик: высшее гуманитарное либо среднее специальное образование, специальная подготовка |
Организатор путешествий Организатор экскурсий |
высшее профессиональное образование, специальная подготовка, стаж организаторской работы в сфере туризма не менее 2 лет; среднее специальное образование, специальная подготовка, стаж организаторской работы в сфере туризма не менее 3 лет |
Руководитель туристской группы |
высшее профессиональное образование, дополнительная подготовка, стаж организаторской работы в сфере туризма не менее 3 лет; среднее специальное образование, дополнительная подготовка, стаж работы в сфере туризма не менее 5 лет, прохождение специального инструктажа у должностного лица, ответственного за эксплуатацию маршрута, по которому направляется туристская группа |
Специалист:
|
1 категория: высшее профессиональное образование, стаж работы в должности специалиста 2 категории не менее 3 лет; 2 категория: высшее профессиональное образование, стаж работы в должности специалиста не менее 3 лет; специалист: высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу; либо среднее специальное образование и стаж работы в туристской отрасли не менее 1 года |
Другие служащие | |
Агент по приему заказов |
среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы |
Агент по туризму |
высшее (среднее специальное) образование, специальная подготовка, без предъявления требований к стажу работы |