Факторы повышения эффективности управления организацией

Автор работы: i***@cykory.ru, 27 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение понятия эффективности управления, критериев и направлений ее оценки, а также факторов ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….3
1. СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………….…5
1.1 ОЦЕНКА И ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ………………………5
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...8
1.3 ТРИ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………..11
2. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………………………………………..13
2.1 СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА…………………………...13
2.2 РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИЯ…………………………………………………….17
2.3 ПЕРСОНАЛ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ……..22
3. ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ………………..27
3.1 ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………....27
3.2 АВТОРИТЕТ И ЛИДЕРСТВО…………………………………………………….29
3.3 ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
ИСТОЧНИКИ………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

курсовик кулагин.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

      Другим  вкладом в оценку реальной эффективности  именно системы управления организации  являются результаты деятельности объекта  управления по выполнению управляющих  воздействий.

      Основная  деятельность объекта управления, связанная с выпуском продукции и услуг, оценивает деятельность фирмы в целом. Потенциальная эффективность управления учитывает и оценивает те изменения в объекте управления, которые проводятся управляющими органами субъекта управления.

      Основными из них являются: изменения в технологическом базисе производства, изменения в качестве рабочей силы, внешние и внутренние условия.

      Критерии  оценки эффективности системы управления в целом должны быть дополнены  частными критериями ее элементов. Во-первых, их включение в общую систему критериев эффективности обеспечивает полноту охвата и комплексность оценки.

      Во-вторых, это позволяет установить и измерить источники, факторы повышения эффективности  управления, обеспечивающие рост его  качества и снижение издержек. Находясь в непрерывном взаимодействии, так что изменение одних элементов вызывает соответствующие изменения других, они и придают в системе в целом новые, присущие только ей качества.

      Качество  функционирования оценивается по двум направлениям:

      Организационные структуры;

      Информационное  обеспечение.

      Эффективность организационных структур связывается, в первую очередь, с исторически  меняющимся соотношением централизации  и децентрализации, с ростом гибкости организационных форм. Критерии эффективности, в основном, относятся к оценке числа связей в структуре и взаимодействии уровней управления, степени структуризации целей и соотношений между ними и структурой, горизонтальными и вертикальными связями.

      Также используется критерий управляемости  информацией в рамках организационной структуры, степень взаимодействия различных аспектов управленческой деятельности. Отсюда вытекает требование уменьшения иерархических уровней. Используется критерий, оценивающий соответствие структуры и целей по уровню иерархии.

      Критерии  информационного обеспечения отражают регулярность и надежность обслуживания управляющих оперативной документацией и определяется по следующим направлениям:

      Эффективность текущей обработки информации, включая  ее комплексность;

      Скорость  и точность выдачи информации по специальным запросам (качество отбора необходимой информации и минимизация времени, затрачиваемого на подготовку ответа);

      Надежность  и безопасность информации;

      Своевременность информации;

      Наличие необходимой информации;

      Отсутствие  избыточной информации;

      Качество  межфункциональных связей;

      Экономия  от масштабов сбора, обработки и  передачи данных.

      Таким образом, современная теория управления приходит к необходимости, во-первых, согласования показателей эффективности управления с показателями эффективности и производительности фирмы; во-вторых, к необходимости учета многостороннего воздействия управления на фирму, используя набор дополнительных критериев.

1.3 Три уровня эффективности системы управления

 

      Тогда система управления и его эффективности  рассматривается не на одном, а на трех уровнях:

      Как органическая часть более высокой  системы.

      Как самостоятельная целостная система.

      Как сосредоточие компонентов, входящих в эту систему, с присущими им специфическими свойствами.

      В этом случае эффективность управления на первом уровне может быть выражена через результативность деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению проявляется опосредованно  через результаты всей организации, во взаимоотношениях ее с внешней средой.

      На  втором уровне эффективность системы  управления выражается через характеристики ее способности к самостоятельному действию, т.е. к разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных целей.

      На  третьем уровне выделяется эффективность  действия составляющих системы. Именно здесь могут быть рассмотрены в конкретных формах функционирование сил и средств, входящих в систему как в технико-организационном, так и в социально-психологическом плане. Практически эффективность третьего уровня может быть сведена к эффективности управленческого труда и его средств. [8]

      Продукт управленческой деятельности тоже трехмерен. Во-первых, он выступает как конечный, в виде той или иной эффективности производства, и есть не что иное, как результат эффективности функционирования объектов управления и самой управляющей деятельности.

      Во-вторых, он выступает как промежуточный, в виде качества и экономичности  деятельности системы управления в  целом.

      В-третьих, он является воплощением качества исполнения функций и этапов управленческого  труда, характера использования наличных сил и средств управления.

      Анализ  существующих теоретических и практических подходов к оценке эффективности  управления в рамках фирмы позволяет  выделить следующие направления  анализа различных сторон эффективности  как слагаемых общей эффективности управления:

      Экономические показатели эффективности управления.

      Эффективность в обеспечении внешней и внутренней социальной политики; отношение целей фирмы и общества.

      Эффективность управления как саморегулируемой системы; адаптационная способность к требованиям научно-технического прогресса, изменениям социальных условий производства.

      Эффективность информационной системы; информационное обеспечение управления и управляющего воздействия на фирму.

 

2. Факторы повышения эффективности управления коммерческой организацией

2.1 Структура организации и разделение труда

 

      Структура организации является существенным фактором качества управления, который  необходимо принимать во внимание, так как правильно подобранная  и четко функционирующая структура существенно облегчает процесс управления и повышает его эффективность. [9]

      Организационную структуру любой коммерческой фирмы  или органов с любым видом  деятельности следует рассматривать  с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:

      действительные  взаимосвязи между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

      действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

      полномочия  и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

      При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может  быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность  достижения высокого уровня эффективности управления.

      Структура организации отражает сложившееся  в организации выделение отдельных  подразделений, связи между этими  подразделениями и объединение  подразделений в единое целое.

      Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации

      Интеграция  - это возможность скоординированных действий множества людей.

      Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.

      Таким образом, можно сказать, что процесс интеграции представляет собой процесс достижения единства усилий всех подсистем организации для реализации ее задач и целей.

      Единство  усилий повышает эффективность управления, не дает подразделениям организации  возможности тянуть ее в разных направлениях, распылять ее силы и возможности и достичь общих целей организации.

      Для того чтобы достаточно эффективно интегрировать  организацию, руководство высшего  звена должно постоянно иметь  в виду общие цели организации  и столь же постоянно напоминать сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях. Совершенно недостаточно того, что каждое подразделение и каждый сотрудник организации будет работать эффективно сам по себе. Руководство должно рассматривать организацию как открытую систему.

      Закономерность  процесса интеграции состоит в том, что чем интегрированнее фирма, тем она успешней.

      Для интегрированных организаций, действующих  в устойчивой окружающей среде и  использующих технологию массового  производства, подходят методы, связанные с разработкой и установлением правил и процедур, иерархическими структурами управления. Организации, действующие в более изменчивой окружающей среде и использующие разнообразные технологические процессы и технологии выпуска отдельных изделий, зачастую считают более правильным проводить интеграцию путем установления индивидуальных взаимосвязей, организации работы различных комитетов и проведения межотдельских совещаний.

      Если  интеграция подразумевает единство усилий и целей, то процесс дифференциации, наоборот, подразумевает распределение этих усилий и целей внутри организации между ее различными составляющими.

      Дифференциация  должна быть максимальной в рамках таких организаций, чья деятельность основана на творчестве (например, НИИ).

      Закономерность  процесса дифференциации заключается в том, что чем сложнее окружение организации, тем больше дифференциация.

      Концентрация  производства и укрупнение фирмы  способствует дифференциации функций  между различными уровнями системы управления.

      Так, например, функции перспективного планирования, технического перевооружения целесообразно решать централизовано на верхних уровнях системы управления, а вопросы оперативного управления в низовых ее звеньях.

      Дифференциация  проблем решаемых централизовано и  децентрализовано отражается на структуре аппарата управления. Так, дифференциация разработки плановых показателей в своё время привела к расширению экономических служб предприятия.

      Непосредственное  отношение к процессам интеграции и дифференциации имеет специализированное разделение труда.

      Для того чтобы организация могла  добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством  вертикального разделения труда. Вертикальная схема представлена на рисунке 1.

 

       Рисунок 1. Вертикальная схема разделения труда [12]

      

      Руководитель  верхнего уровня управляет деятельностью  руководителей среднего и низшего  уровней, то есть в формальном смысле обладает большей властью и статусом. Вертикальная дифференциация связана с иерархией организации вглубь. Чем больше ступеней существует между высшим уровнем и оперативными работниками, тем более сложной является данная организация. Вертикальная структура состоит из уровней власти, построенных в иерархическом порядке. Власть распределяется по должностям и руководителям, занимающим эти должности. На рисунке показано также положение работников при вертикальной структуре. Цель рассматривается как ориентир для потока связей и власти.

Информация о работе Факторы повышения эффективности управления организацией