Факторы повышения эффективности управления организацией

Автор работы: i***@cykory.ru, 27 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение понятия эффективности управления, критериев и направлений ее оценки, а также факторов ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….3
1. СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………….…5
1.1 ОЦЕНКА И ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ………………………5
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...8
1.3 ТРИ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………..11
2. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………………………………………..13
2.1 СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА…………………………...13
2.2 РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИЯ…………………………………………………….17
2.3 ПЕРСОНАЛ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ……..22
3. ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ………………..27
3.1 ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………....27
3.2 АВТОРИТЕТ И ЛИДЕРСТВО…………………………………………………….29
3.3 ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
ИСТОЧНИКИ………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

курсовик кулагин.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

      На  организационном уровне актуальны  проблемы долгосрочной и среднесрочной  мотивации привлечения и удержания  персонала, а также его эффективного труда.

      Эффективность мотивации персонала на организационном  уровне зависит от способности топ-менеджмента  к поддержанию ценности материальных и нематериальных стимулов всех категорий  работников посредством выбора оптимальных  форм, способов и режима стимулирования с точки зрения особенностей ситуации, организационных целей и ожиданий персонала. Особое значение имеет справедливое материальное стимулирование труда.

      Поэтому ключевой задачей является поддержание  баланса интересов различных категорий специалистов.

      Организационный уровень мотивации персонала  детерминирован оргструктурой и  культурой компании, что позволяет  выявить зависимость мотивации  персонала от сбалансированности должностных  полномочий и ответственности.

      Важной  особенностью мотивации на организационном уровне является необходимость регулярной коррекции действующей совокупности материальных и нематериальных стимулов в соответствии с проводимыми оргизменениями, независимо от их характера и направленности.

      Итак, системный подход к мотивации персонала на организационном уровне предполагает:

      объединение всех категорий сотрудников на основе единства интересов, включающих гордость за свои компанию, профессию и результаты труда;

      поддержание ценности материальных и нематериальных стимулов;

      изменение форм, способов и режимов стимулирования как элемента любых оргпреобразований;

      поддержание баланса полномочий и ответственности  работников при выполнении ими должностных  обязанностей.

      В государственных органах для  стимулирования труда государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. (Федеральный закон "Об основах Государственной Службы Российской Федерации") [4]

 

3. Влияние руководителя на эффективность управления

3.1 Основные качества руководителя

 

      По  мнению автора, важнейшим фактором качества управления является личность самого руководителя, его способности, социально-психологические особенности, уровень коммуникабельности, умение найти с подчиненными общий язык и организовать их работу. На способы работы руководителей и эффективность управления организацией влияет оценка их деятельности, имеющийся опыт работы, мотивированность и уровень поставленных задач.

      Стать менеджером, предпринимателем, руководителем  особенно в условиях рыночной экономики  может далеко не каждый. Для этого человек должен отвечать целому ряду требований.

      Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. [14]

      По  моему мнению, психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности.

      Считаю, что сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений. Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям:

      Умение  решать "нестандартные" управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более сильным является руководитель, тем менее он конфликтен.

      Важную  роль, с моей точки зрения, играет умение мыслить масштабно. Масштабность мышления руководителя тесно связана с его должностным рангом и определяется тем, над какими проблемами он работает и какими категориями в соответствии со своей должностью мыслит: одна из основных психологических трудностей нового руководителя, назначенного на должность, - это приведение масштабов своего мышления в соответствии с новым рангом должности. Степень легкости и эффективности перестройки прежнего масштаба мышления говорит о способности личности к управленческой деятельности. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реализовать свои способности. Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает.

      Необходимо  также умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых. В первом случае можно говорить о положительной, во втором - об отрицательной саморегуляции управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой, от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной саморегуляцией. Каждого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель или специалист более высокой квалификации.

      Далее, с моей точки зрения, необходимо умение улучшить функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в "нестандартных" ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, поставив перед ними задачи общей формы, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения.

      В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует  выделить:

      Способность его доминировать в коллективе;

      Уверенность в себе;

      Эмоциональную уравновешенность;

      Ответственность;

      Общительность и независимость;

3.2 Авторитет и лидерство

 

      Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

      Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. [14]

      Для того чтобы авторитет должности  руководителя сочетался с авторитетом его личности, он, по моему мнению, должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

      Мощная  поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле руководства. То, как руководитель выглядит в их глазах, и объясняет все его успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.

      На  авторитет руководителя оказывает  огромное влияние наличие высокой  культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:

      демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;

      его доступность, внимательность;

      умение  создать товарищескую атмосферу  доверия;

      вежливость  и корректность в обращении;

      точность  и ответственное отношение к  данному слову.

      Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему. Примерно 3/4 времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а также с выше и ниже стоящими руководителями.

      Общительность личности характеризуется легкостью  вхождения в контакт с другими людьми, отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество личности обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным "планом" общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный "план" общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного, контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное.

      Для изучения влияния общительности  личности руководителя на эффективность  руководством коллективом по производственным и социально-психологическим показателям, психологи изучили около 200 первичных  производственных коллективов, бригад, участков промышленных предприятий и их руководителей. Была выдвинута гипотеза: возрастание общительности должно оказывать положительное влияние на производственные и особенно на социально-психологические показатели деятельности руководителей. В результате исследований по определенным методикам и бальным оценкам выделены пять уровней проявления общительности руководителей (по 24-х бальной шкале)

      сверхнизкая (замкнутость) до 4-х балов;

      низкая  общительность 5-9 балов;

      умеренная общительность 10-14 балов;

      высокая общительность 15-19 балов;

      сверхвысокая (чувствительность) свыше 20 балов.

      Из 200 исследованных руководителей  со сверхнизкой общительностью оказалось  - 6% руководителей; с низкой - 26,5%; умеренной - 55%; высокой - 12,5%; сверхвысокой - 0%.

      В зависимости от уровня проявления общительности  проявляется эффективность руководства  по двум направлениям: производственная и социально-психологическая. Оказалось, что высокой производственной эффективности достигают руководители, имеющие 8-10 и 14-15 балов общительности, а высокой социально-психологической эффективности, имеющие 6-9 и 14-15 балов, в зависимости от уровня организованности и сработанности коллектива.

3.3 Правильная организация труда как фактор повышения эффективности управления

 

      Руководитель  - это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других - это распределить между ними конкретные задания. Такая форма взаимоотношений между начальником и подчиненным называется делегированием полномочий. От того, на сколько руководитель владеет искусством делегирования полномочий зависит эффективность работы подчиненного ему подразделения и соответственно качество работы самого руководителя. По моему мнению, руководитель, не умеющий или не желающий использовать методы делегирования - не настоящий руководитель. Он должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Делегировать можно ответственность и власть, но не нужно забывать, что если работа не будет сделана или будет сделана плохо, то наказание все-таки понесет руководитель данного подразделения как единоначальник.

      Делегирование нужно использовать в следующих  случаях:

      1) когда подчиненный может сделать эту работу лучше, чем руководитель. При этом не нужно опасаться признания того, что подчиненные в чем-то лучше разбираются. В этом нет ничего страшного для репутации руководителя, тем более что все равно никто не думает, будто руководитель во всем без исключения разбирается лучше всех. Главное - умение с максимальной эффективностью использовать знания своих подчиненных;

Информация о работе Факторы повышения эффективности управления организацией