Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:42, реферат
На предприятиях существуют типичные условия формирования организации сферы обработки информации. Она формируется не сама по себе, а связана с организацией основной деятельности и обеспечивающей эту деятельность структурой. Связь эта взаимна, взаимодействие протекает во времени, проходит типовые фазы и состояния и имеет определенные типовые характеристики в этих фазах. Поэтому следует рассматривать совместно состояние ОИ и особенности организации предприятия в порядке оценки стадий зрелости. В табл. 5.1 представлены в развернутой форме упомянутые в разд. 1.2 признаки стадий по Р.Л. Нолану[41].
Факторы влияния на
На предприятиях существуют типичные условия формирования организации сферы обработки информации. Она формируется не сама по себе, а связана с организацией основной деятельности и обеспечивающей эту деятельность структурой. Связь эта взаимна, взаимодействие протекает во времени, проходит типовые фазы и состояния и имеет определенные типовые характеристики в этих фазах. Поэтому следует рассматривать совместно состояние ОИ и особенности организации предприятия в порядке оценки стадий зрелости. В табл. 5.1 представлены в развернутой форме упомянутые в разд. 1.2 признаки стадий по Р.Л. Нолану[41].
Со всеми типовыми стадиями могут быть соотнесены типичные периоды времени в истории развития ИС, в которых та или иная стадия имела массовый характер. Например, конец 50-х -начало 60-х гг. - массовая стадия инициирование, до конца 60-х гг. -распространение и т.д., причем высшая стадия завершение, или зрелость, в целом еще не достигнута. На каждом конкретном предприятии имеет место, естественно, свое собственное состояние, достигнутое именно им в сфере информатизации.
На организацию и менеджмент в сфере ОИ на каждом предприятии оказывает влияние целый ряд общих (типичных) для текущего времени факторов влияния. Это прежде всего сформировавшийся к моменту рассмотрения состав задач подразделения ОИ на предприятии.
Таблица 5.1
Типовые стадии процесса внедрения систем обработки информации (по Нолану)
Стадия
Характеристики стадий
1
Инициирование
Предприятие достигает критического состояния, при котором оправдано применение ЭВМ, причем экономия затрат выступает на первый план Пользователи пока еще сдержанно относятся к ОИ, эксперты по ОИ определяют еще недостаточно формализованные подходы ОИ чаще всего подчиняется той инстанции, которая ее вводила
2
Распространение
Спрос на прикладные системы и компьютерные
услуги растет, очень быстро растут
бюджет сферы ОИ, мощность техники
и число персонала
3
Контроль и управление
Экспансия бюджета сферы ОИ остановлена руководством, разработаны методы анализа затрат и получаемого эффекта, введена система расчетов Укрепляются позиции планирования, стандартизации и контроля
4
Интеграция
Интеграция все новых ИТ, особенно банков данных, совершенствование систем планирования и контроля, целенаправленные решения по вопросам централизации/децентрализации ОИ ОИ осознается подразделениями как полезная услуга
5
Ориентирование данных
Данные рассматриваются как
ресурс предприятия, они единым образом
планируются и управляются
6
Зрелость
ОИ согласована с задачами менеджмента и полностью поддерживает реализацию стратегий предприятия
Стратегические задачи включают, как правило, идентификацию роли ОИ на предприятии с позиций современности и будущего, формулирование целей и стратегий, а также стратегическое планирование информационной структуры предприятия в самом широком смысле. Тактические задачи детализируют стратегические планы и включают мероприятия по сохранению определенных на стратегическом уровне качеств и эффективности информационной структуры. Оперативные задачи охватывают реализацию планов в сфере ОИ, включая реакции на возникающие возмущения. Здесь следует отметить, что такая трактовка термина «оперативные задачи» и соответствующего уровня задач совпадает с принятой в практике менеджмента.
Здесь нужно
иметь в виду, что прикладные системы
включают как собственные разработки,
так и приобретенные
Они могут рассматриваться и строиться с различных стратегических исходных позиций. Так, разработка сразу «под ключ» и постепенное развитие, хотя и по разным соображениям, обычно не связывают создаваемую ИС с перспективой дальнейшего развития ИТ и поэтому оказывают только ограниченное воздействие на стратегические позиции предприятия. «Агрессивная стратегия развития» учитывает новые достижения информационных технологий; «оборонительная стратегия» игнорирует это развитие, оказывая предпочтение продуктам собственной разработки и полностью ограничиваясь только своими возможностями.
В сфере контроля функций средств и систем ОИ важнейшее значение имеет обеспечение качества процессов ОИ, их производственной эффективности, сохранности данных и их надежной защищенности. Вопросы управления персоналом также вписываются в предлагаемую классификацию.
Процесс и достигнутый уровень разделения труда в любой технологии и в любом бизнесе определяют основные особенности деятельности и ее организацию. В сфере ОИ важную роль при этом играют исходная квалификация и способность к развитию или совершенствованию всех имеющихся на предприятии работников, состояние рынка рабочей силы (рынка труда), т.е. возможные предложения извне, а также используемые на предприятии в сфере формирования разделения труда подходы и методы (квалификация менеджеров сферы обработки информации).
В принципе, по существу вопроса здесь часто бывает необходимо выбрать между специалистами широкого профиля и узко специализированными работниками, т.е. между двумя крайностями: одна - это идеальный работник -«универсал», который может исполнять все имеющиеся и предполагаемые в будущем задачи ОИ, другая - «узкие специалисты», каждый из которых с высоким качеством делает работу определенного профиля, но не может столь же эффективно использоваться при выполнении других работ.
В больших
подразделениях ОИ практикуется разделение
труда или специализация
В подразделениях разработки прикладных систем типичная специализация осуществляется по предметному или техническому признаку, когда работник специализируется, скажем, на офисных или бухгалтерских задачах (предметная специализация) или же на сетевых и подобных локализуемых технологиях (техническая или технологическая специализация). В будущем возможна также специализация работников таких подразделений и по формированию типовых пользовательских структур. Вторая, выше уже упомянутая комбинированная специализация предполагает ориентацию работников на типовые комплексные производственные функции (разработки в области персонала, управления производством, сбыта и т.д.) и соответствующую их специализацию. Планирование при решении задач, охватывающих несколько прикладных систем, и разработку приложений естественно поручать сотрудникам, имеющим соответствующую специализацию.
В вычислительных центрах существуют свои специфические ориентации работников: менеджмент или управление данными (администратор данных) или управление в информационных и вычислительных сетях (сетевой администратор) представляют собой типичные специализации работников.
В условиях существенного расширения функций и в зависимости от величины подразделения ОИ, само собой разумеется, возможна также еще более узкая специализация работников даже по отдельным организационным фазам выполнения работ, например специализация по планированию, исполнению, управлению и контролю в отдельных сферах основной деятельности (сбыт, управление персоналом, учет и т.д.).
На практике можно также наблюдать, что на предприятии могут со временем существенно изменяться взгляды на роль как «узких специалистов», так и специалистов широкого профиля. Причиной этого может быть то, что в пользу «узких специалистов» говорит растущая сложность (или комплексность) почти всех средств информатизации в задачах ОИ, а в пользу «специалистов-универсалов» - весьма существенная роль «общего видения» проблем у специалистов, связанных с задачами интеграции систем. Поэтому предприятие всегда может учесть по своей воле как те, так и другие факторы в желательной для него степени.
Исторически сложилось, что за общую организацию, традиционную обработку информации и автоматизацию работы во всевозможных бюро (офисах) или делопроизводства могут отвечать различные инстанции. По данным [41], полученным в конце 80-х гг. на 33 больших немецких предприятиях, в восьми случаях общая организация и системы ОИ подчинялись различным производственным подразделениям, в четырех случаях были присоединены к какой-либо функциональной области или части предприятия и в 21 случае задачи, персонал и средства ОИ введены непосредственно в состав того самого подразделения, которое эта система обеспечивает. Однако на основе бесспорной полезности координации работ естественно подчинение всей этой сферы одному руководителю. .
Децентрализация любой деятельности
может рассматриваться с
Уровень
4
Внешние компьютеры (внешние банки данных, клиентура, поставщики, партнеры, банки, учреждения органов власти и др.)
Корпоративные сети общего пользования
3
Центральные ЭВМ предприятия
Телекоммуникационные сети предприятия
2
Компьютеры подразделений
Локальные вычислительные сети и другие средства телекоммуникаций для связи:
• рабочих мест одного уровня
• первого и второго уровне
1
Персональные вычислительные средства на рабочих местах в подразделениях
Рис. 5.1. Типовое распределение вычислительных средств и сетей по уровням
Степень децентрализации сферы ОИ во многих областях постоянно возрастает, что вполне отражает тенденции, действующие в мировой экономике. Однако децентрализованные структуры тоже не безупречны и по ряду позиций уступают централизованным. Можно привести следующие аргументы в пользу централизации системы ОИ:
- облегчение
процесса подготовки
- хорошее
согласование с глобальными
- возможности
применения более совершенных
средств, повышения уровня
Вместе с тем существуют значительные аргументы и в пользу децентрализации:
- не требуется значительных усилий, мероприятий и средств для обеспечения защищенности систем, снижается риск, в том числе риск тотального разрушения системы;
- сокращается
время реакции на ситуацию
по локальным приложениям и
уменьшаются по сравнению с
централизованными системами
- усиливается
заинтересованность
Таким образом, хотя принято децентрализованное
построение систем ОИ, оно не лишено
недостатков и не должно идеализироваться.
Отношение «цена/
Особую версию организационной, технологической и пространственной децентрализации представляет собой индивидуальная обработка данных (ИОД) - Personal Computing. В таких системах конечные пользователи могут разрабатывать приложения, успешно применяя микрокомпьютеры и их комбинации. Эти работы поддерживаются средствами программирования, ориентированными на конечного пользователя.
Информация о работе Факторы влияния на информационный менеджмент