Фандрайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:46, контрольная работа

Описание

Во многих западноевропейских странах и, особенно в США к деньгам и к благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги. Объясняется это, в том числе, и тем, что в этих странах государство никогда не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто мысль о том, где взять деньги на социальный проект, приходит последней.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Принципы работы фандрайзера 3
2.Фандрайзинговая компания 4
3. Разработка проекта 7
4. Франдрайзинг и PR 10
5. Источники финансирования фандрайзинга 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

• Распространение открыток, календарей, буклетов, посвященных кампании;

• «Живая реклама», то есть работа волонтеров и сотрудников организации на месте проведения фандрайзинговых  мероприятий;

• Создание Интернет-страницы, посвященной  фандрайзинговой кампании.

Как правило, при проведении информационной кампании используется комбинация нескольких компонентов. Выбирать те или иные компоненты проведения информационной кампании следует исходя из финансовых возможностей организации, задач и целевой группы фандрайзинговой кампании.

Несмотря на то, что  фандрайзинговая и PR-кампания имеют много общего, фандрайзинговая кампания имеет все же некоторые отличия:

Во-первых, предметом  фандрайзинговой кампании являются не группы общественности, а конкретные лица, организации, фонды.

Во-вторых, специфический характер взаимоотношений между НКО и СМИ дает ряд преимуществ: СМИ сами заинтересованы в освещении социальной тематики, возможность размещения бесплатных материалов и информационных сообщений в СМИ.

В-третьих, если PR-кампания носит массовый характер, то работа фандрайзера строится преимущественно на межличностном уровне.

В-четвертых, во время  проведения фандрайзинговой кампании можно пользоваться дополнительным средством - привлечение бесплатной рабочей силы – волонтёров.

И, в-пятых, легче оценить результат проделанной работы, который может измеряться конкретными цифрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Источники финансирования фандрайзинга

 

Наиболее традиционными  источниками финансирования фандрайзинга являются:

  • Органы государственной власти и местного самоуправления;
  • Российские и иностранные благотворительные фонды;
  • Российские и иностранные коммерческие компании;
  • Частные жертвователи;
  • Членские взносы (только для членских организаций);
  • Другие некоммерческие организации;
  • Реализация товаров, услуг;
  • Доходы от сбора членских взносов.

Согласно данным социологического исследования «Правовые инициативы некоммерческих организаций России»  усредненный бюджет НКО России состоит  из следующих источников финансирования: членские взносы - 18%; индивидуальные пожертвования - 12%, спонсорские взносы - 12,6%; средства российских фондов - 2,8%; средства иностранных фондов - 22,7%; государственные источники - 8,9%; средства политических организаций - 5,1%; собственные доходы от услуг - 0,6%; прочие источники - 9,3%.

Далее остановимся подробней на основных моментах, которые играют важную роль при работе с любым донором, будь то фонд, организация или физическое лицо.

  1. Независимо от выбранного источника фандрайзер должен четко представлять, какими мотивами руководствуются спонсоры/благотворители, вкладывая деньги в социальный проект.

Приведем некоторые  причины, по которым люди делают пожертвования:

  • «Филантропия» - помощь по «зову сердца».
  • Личная заинтересованность в решении проблемы.
  • Большой общественный интерес к проекту (как, например, было с Храмом Христа Спасителя).
  • Прямая выгода (например, налоговая льгота)
  • Получение непрямой выгоды или выгоды в будущем (помогая больнице, люди осознают, что сами они или их близкие могут стать пациентами)
  • Известность, улучшение имиджа фирмы (PR компании).
  • Продвижение, реклама определенного продукта (товара, услуги, брэнда),
  • Адресное обращение к своим целевым группам, доступ к определенному рынку (вместо обращений через СМИ/наружную рекламу).
  • Улучшение отношений с местной властью (с возможностью в дальнейшем получить государственный заказ, участвовать в государственных программах).
  • Демонстрация социальной ответственности фирмы, цивилизованности ведения бизнеса (особенно важно при выходе компании на международный рынок, для инвесторов или западных партнеров/хозяев),
  • Работа на будущее – воспитание лояльности к компании/брэнду, привлечение новых сотрудников и/или клиентов (особенно при работе с детьми и молодежью),
  • Улучшение внутрифирменных взаимоотношений («внутренний» PR, увеличение лояльности персонала к компании в целом/к руководству),
  • Амбиции («наша организация не хуже и не беднее другой, которая на прошлой неделе пожертвовала пять тысяч долларов на проведение выставки).
  • Религиозные побуждения.
  • Снятие социальной напряженности в местном сообществе, где работает компания (особенно для крупных предприятий, имеющих заводы в российской глубинке).
  • Чувство обязанности кому-либо (осознанное или не совсем чувство вины, чувство «взаимного обмена» - психологический фактор).
  • Область интересов банкира/бизнесмена. Может быть, тот проект, которым занимается организация, реализует давнюю мечту объекта, которого судьба загнала в мир бизнеса или коридоры власти.
  • Понимание важности и полезности работы организации, чувство благодарности, наконец. Его могут не высказать прямо, но попадаются люди, которые действительно озабочены судьбой России и тех, кто «обеспечивает ее будущее».

Распознав и постаравшись удовлетворить тот или иной интерес, фандайзер намного повышает вероятность  того, что его организация получит  финансовую помощь.

  1. Вы получили помощь/поддержку. Что дальше делать с теми, кто вам помог?
    • как минимум, пригласите представителей спонсоров на Ваше мероприятие (на концерт, если просили поддержку для организации концерта) и публично поблагодарите их;
    • не забывайте и в дальнейшем упоминать об их помощи как в интервью для СМИ, так и в документах, рассказывающих о Вашей организации;
    • приглашайте бывших спонсоров/помощников на другие ваши мероприятия;
    • следите за успехами Ваших бывших спонсоров/помощников и поздравляйте их с ними;
    • предлагайте поддержать/принять участие в Ваших новых программах проектах или акциях.
  2. Благодарственные письма. Для укрепления дружественных и взаимовыгодных отношений с донорами не забывайте выражать благодарность. Благодарственные письма для этого - наиболее демократичная форма.

В России первые разговоры  о поиске грантов появились около 15 лет назад. Сначала про слово  «фандрайзинг» вообще никто ничего не знал. Узнали, когда появились  первые некоммерческие организации  и первые доноры: фонд Сороса, TAСIS, другие крупные зарубежные фонды. Никаких местных доноров в принципе не было. Многие общественные организации появились благодаря тому, что их основали эти фонды. Тогда был переизбыток фондов, давали огромные гранты и организациям, и индивидуалам.

Сегодня ситуация изменилась. Многие крупные зарубежные фонды ушли из России, зато активизировался отечественный бизнес - 80% компаний занимаются благотворительностью, появились частные российские фонды и меценаты. Но, к сожалению, из более чем 40 000 зарегистрированных российских фондов, всего около 40 - соответствуют принятому в мире понятию фонда: имеют собственные финансовые ресурсы, выделяют гранты и стипендии, управляются попечительскими советами. Остальные были и остаются фондами лишь на бумаге.

В настоящее время широкое распространение получили государственные грантовые программы, как федеральные, так и региональные.

Среди 40 настоящих российских фондов, 20 - фонды местного сообщества. Это отдельный вид грантодающих фондов, создаваемых усилиями местного бизнеса, жителями конкретного города или региона и финансирующих проекты только на территории этого сообщества. Несмотря на то, что фонды местного сообщества уже стали надежным и постоянным источником средств для местных НКО в своих городах, количество их пока еще очень мало, и, главное, НКО из других территорий не могут надеяться на финансирование из фондов местных сообществ.

Типы грантодающих организаций, работающих в России (выборка)

1. Государственные  доноры:

- Российский гуманитарный  научный фонд

- Российский фонд фундаментальных исследований

- Агентство по международному  развитию США

- Шведское агентство  по международному развитию SIDA

2. Частные независимые  фонды:

- Фонд Потанина

- Фонд Мотта

- Фонд Форда

- Фонд «Династия» Дмитрия  Зимина

3. Корпоративные фонды:

- Xerox Foundation

- Apple Foundation

- The David and Lucile Packard Foundation

4. Организации-посредники

- Форум доноров

- IREX

- CAF Россия

- Сибирский центр поддержки  общественных инициатив

5. Фонды местного  развития

- Существуют при местных  городских администрациях.

Средняя сумма гранта, на который может сегодня рассчитывать проект, - $10 тыс. Более крупными суммами - до $200 тыс. - оперируют зарубежные фонды, но такой грант крайне сложно получить.

Фонды и программы  делятся по тематике и целевой  группе. Например, фонд «Династия» поддерживает проекты в области науки, фонд Маккартуров поддерживает науку и образование, а крупные западные фонды нацелены на борьбу с бедностью. Сейчас наиболее актуальны проекты в социальной сфере, экологии, медицине.

Исследование «Фандрайзинг-2006 в России», проведенное Центром развития некоммерческих организаций показало, что более трети всего объема финансирования направлено на поддержку науки и образования, 24% - на развитие гражданского общества. Лишь 9% всех средств уходит в сферу культуры и искусства, хотя за последние 4-5 лет эта цифра заметно увеличилась. Крупнейшим донором стало государство (43% всех грантов), за ним следуют частные капиталы и НКО (30 и 27 % соответственно). Основными конкурентами российских грантополучателей все чаще становятся их коллеги из стран СНГ и Восточной Европы 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Процесс поиска средств  — достаточно трудоёмкая работа. Его  необходимо планировать заранее.

Одна из стратегий  фандрайзинга — это формирование привлекательного имиджа организации, чему должны соответствовать название, миссия, лозунг организации, ее уникальность. Все должно быть выстроено так, чтобы доноры (спонсоры) понимали, что сотрудничество с такой организацией им полезно и выгодно.

Письмо с просьбой о деньгах может и не принести денег, но это всегда - новый контакт, то есть потенциальная возможность. Не стоит стеснятся напоминать о «себе» — можно посылать спонсорам поздравления с общественными или их личными праздниками, если фирма добилась успеха - поздравлять руководителей с этим и т. д. Рассылать спонсорам и СМИ информационные листки о жизни организации — дать понять людям, что организация или учреждение заинтересовано не только в деньгах, но и во внимании, что учреждению небезразлично мнение спонсоров о том, что делает учреждение для помощи людям.

Мотивы благотворительной  деятельности у разных представителей общества отличаются.

На основании проведенных  исследований можно вынести некоторые  рекомендации для оптимизации деятельности специалистов, занимающихся фандрайзингом:

1.Если Вы решили  заняться фандрайзингом, приготовьтесь  к тому, что вам придется научиться  убеждать людей в необходимости  вашей деятельности. Чем лучше  будет подготовлена кампания  по сбору средств, чем продуманнее  обращение за помощью, тем выше  шансы эту помощь получить.

2.Не существует никакой  окончательно выверенной формулы  для успешного фандрайзинга и  никакого гарантированного способа  получить деньги в ответ на  просьбу. Однако, если вы будете  упорны в желании найти средства, если ваша организация будет известна своей надежностью и открыта для людей, если вы правильно подготовите обращения к потенциальным спонсорам и докажете, что их деньги необходимо отдать именно вашей, а не какой-либо другой организации, — то скорее всего вы эти деньги получите.

Также специалисту, занимающемуся фандрайзингом, следует знать следующее:

никогда не рассчитывайте  только на один источник средств, каким  бы надежным он ни казался.

вероятность получить деньги увеличится, если вы будете просить  их не на поддержку своей организации, а на выполнение конкретного проекта, приносящего очевидную пользу обществу.

гораздо сложнее найти  средства на свои программы, чем, например, организациям, помогающим одиноким и  престарелым людям. Причина в  том, что помощь конкретным людям  — это чисто социальная работа, и результат такой работы очевиден и понятен любому человеку.

Поэтому при разработке стратегии сбора средств необходимо реалистично оценить, к каким  источникам финансирования обращаться в том или ином случае и как  подать свой проект в наиболее адекватной для конкретного донора форме.

3. Чтобы процесс фандрайзинга  был успешным, необходимо работать  не только с самыми различными  источниками средств, но и вести  его постоянно.

Спонсорство, как и  благотворительность, как и сам  фандрайзинг, являются развивающимися инструментами в нашей стране и вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим. Фандрайзинг — ещё менее изучен и освоен. Но те или иные методы привлечения инвестиций большинству организаций уже известны. Специалисты по фандрайзингу уделяют большую часть исследований методам формирования успешного спонсорского пакета, т.е. тому, как правильно оформить и преподнести свой проект, чтобы получить финансирование.

Информация о работе Фандрайзинг в России