Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:29, доклад
Теория управления издревле была объектом внимания всех известных философов. Самые главные её проявления: государство и власть. Понятие «власть» зародилось в древней Греции. Здесь впервые появилась необходимость регулирования взаимоотношений между гражданами и достижение между ними согласия. Отсюда и появилась власть, как насильственная деятельность, направленная на защиту тех или иных субъектов и оказывающая регулирующее воздействие на людей.
Наряду с современными концепциями
менеджмента соседствуют и
Концепция
конкурирующих ценностей как модель.
Модель – это идеальный объект, отражающий
сущность явления, внутренние и внешние
его связи в «чистом» виде. Все случайное
и второстепенное, затмевающее сущность
явления, отбрасывается. Модели создаются
для теоретических исследований, результаты
которых используются для решения сложных
практических задач. Однако ни одна модель
не предполагает полного решения, поэтому
менеджеры-практики совмещают несколько
моделей, используя все самое ценное каждой
модели.
Роберт Куинн автор концепции (модели)
конкурирующих ценностей (см. табл. 7.1),
описал, как в различных моделях менеджмента
соотносятся центральные для менеджмента
темы.
Структуру модели конкурирующих ценностей
формируют два направления, каждое из
которых представляет различные точки
зрения на проблемы менеджмента. Первое
направление выявляет элементы гибкости
и контроля. Второе направление отделяет
внутренний фокус внимания от внешнего.
Одни исследователи направляют свои взгляды
в «глубины» организаций, в то время как
другие концентрируются на анализе отношений
организации и внешней среды.
В модели человеческих отношений акцент
делается на гуманоцентристские критерии,
такие как обязательства, мораль, участие,
открытость индивидов; в модели открытых
систем – на инновацию, адаптацию, приобретение
ресурсов. Сторонники модели рациональных
целей фокусируют внимание на производительности,
руководстве, ясности целей, а приверженцы
модели внутренних процессов выделяют
административную эффективность, документацию,
контроль.
Расположенные во второй строке табл.
7.1 элементы менеджмента указывают основные
вопросы, рассматриваемые в теориях, принадлежащих
данным моделям. Четыре базовые модели
менеджмента развиваются в направлениях,
расположенных с внешней стороны организации.
Первое из направлений находится на стыке
моделей 1 и 2 (контроль), 3 и 4 (гибкость).
Второе направление – на стыке 1 и 4 (внимание
внешней среде), 2 и 3 (внимание внутренней
среде).
http://rudocs.exdat.com/docs/
Управление как вид человеческой деятельности существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной деятельности людей. По словам нобелевского лауреата Г.Саймона, когда два человека совместными усилиями передвигают камень, который в одиночку с места не сдвинуть, здесь уже возникают зачатки управления. Простое действие приобретает два основополагающих свойства, становясь тем, что именуется управлением. Эти свойства – цель (передвинуть камень) и совместность (несколько человек объединяют свои усилия для выполнения задачи, которая невыполнима без такого объединения). Управление в самом широком смысле может быть определено как деятельность группы людей, соединяющих свои усилия для достижения общих целей [1]. Каждая историческая эпоха вносила свои коррективы в отношения субъектов управления, методы стимулирования, масштабы организации самого процесса, но только в ХХ в. появились и стали развиваться научные подходы к управлению. Двадцатый век имеет много эпитетов, в том числе и “век управления”, поскольку прогресс, достигнутый в этом столетии, во многом обеспечен успехами в управлении.
Основной тенденцией развития управленческой мысли в последние 90 лет является стремление превратить управление в науку, и по мере продвижения к этой цели ведутся непрерывные дебаты о том, возможно ли это в действительности. Противоречия между требованиями научности, рациональности, с одной стороны, и реальным поведением людей – с другой, ставят серьезные методологические проблемы, касающиеся их взаимосвязи, одновременно являясь стимулом для развития теории управления, которую можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате использования достижений различных конкретных наук. Спецификой теории управления является междисциплинарный характер, ее отличительной чертой – ориентация на решение практических задач. Управление имеет собственный источник познания – практику и, кроме того, пополняется знаниями из различных дисциплин, без которых оно просто не смогло бы развиваться. Но еще большее влияние на развитие управления оказала и оказывает научная методология.
Английское слово science (“
Подтверждение значимости научных методов в управлении можно найти уже у Ф.Тейлора, который многое сделал, по выражению У.Дж. Дункана, для легитимации управления как научной дисциплины. Так, в своей книге “Принципы научного менеджмента” Ф.Тэйлор поставил следующие задачи:
· на простых примерах показать потери, которые допускаются в стране из-за неэффективности;
· убедить читателя в том, что средство, позволяющее избежать этих потерь, заключается в системном менеджменте, а не в бесполезном поиске каких-то рабочих особого склада;
· доказать, что лучший менеджмент – это подлинная наука, основанная на определенных законах, правилах и принципах; убедить также, что принципы научного менеджмента применимы ко всем видам человеческой деятельности и, если их использовать правильно, они дадут поразительные результаты [3].
Как известно, практическое применение подхода Тэйлора оказалось весьма результативным: на тех машиностроительных предприятиях, где он экспериментировал, средняя производительность труда за три года возросла в два раза.
Механистической научной картине мира конца XIX – начала ХХ в. соответствовала “классическая” теория управления, реализующая методологию редукционизма, объективизма и элементаризма. Развитие естествознания находит свое непосредственное отражение и в принципах менеджмента. Их современная интерпретация включает в себя системный подход, признание неопределенности как неотъемлемого атрибута управленческой ситуации, установку на изучение процессов самоорганизации и адаптации к внешней среде.
Например, в рамках современных подходов в управлении развиваются представления об организациях органического типа как в наибольшей степени соответствующих реалиям современного мира. Организации органического типа характеризуются способностью адаптироваться к изменениям внешней среды с сохранением своих свойств и функций. Причем такая способность формируется не подавлением отклонений в состояниях организации (статистическая стабильность), а возможностью изменения этих состояний в некотором диапазоне (динамическая стабильность). “Все как в природе, – пишет Р.Паскаль. – Давайте сразу же определимся. Организации представляют собой живые системы. И это вовсе не метафора” [4]. В книге “На краю хаоса: Законы природы и новые законы бизнеса” (“Surfing the edge of chaos: The laws of nature and the new laws of business”. – Crown Business, 2000), написанной в соавторстве с М.Миллеманом и Л.Гьоджа, Паскаль предлагает теорию управления, в которой нашло отражение то, что, по его мнению нужно компаниям для адаптации к быстрым изменениям. “Благодаря высокому темпу изменений, новым открытиям в естественных науках и неспособностью старой механистической модели объяснить реалии современного бизнеса, в теории менеджмента возникла революционная ситуация” [5], – пишет Паскаль. Чтобы выявить принципы, отражающие особенности живых систем, он изучил методы управления в самых различных организациях – от Вооруженных сил США до “Capital One Financial Corp.”, от “Monsanto Co.”, до “Royal Dutch/ Shell Group”. В результате своих исследований Паскаль обосновал эти положения и подкрепил их убедительными примерами. По его мнению, основной закон природы сохраняет свое значение и в бизнесе: “приспосабливайся или погибнешь” [6].
Таким образом, в управлении четко проявляется тенденция ориентации на органический, биологический подход. Как и в современной науке в целом, в менеджменте происходит осознание важности биологической парадигмы.
Философия является “праматерью всех наук”, однако ее история свидетельствует о непрерывной борьбе противоположных доктрин, что не позволяет говорить о каких-то общих основаниях. С точки зрения науки, философия неизбежно является культурной формацией. Философия занимается проблемами, которые не могут быть трансформированы в эмпирически разрешимые научные вопросы – или потому, что они неправильно поставлены, или потому, что на существующем уровне знания мы не можем дать им эмпирически интерпретируемую формулировку.
Под наукой, следуя английской и американской традиции, мы будем подразумевать естественные науки. Что же касается общественных наук, то как заметил Б.Латур, эти науки хороши всем, за исключением одного обстоятельства, а именно, сомнительности связки этих терминов – “общественное” и “наука”. Актуальной задачей является прояснение значения этих терминов, что позволит ответить на вопрос, насколько обоснованы претензии общественных наук на то, чтобы считаться науками об обществе. В этом контексте можно поставить и такой вопрос: к какой области знания относится управление?
Специалисты в области теории управления, такие как С.Бир, П.Вэйлл, П.Э.Лэнд, считают, что деятельность менеджеров представляет собой искусство, поскольку управленческие решения приходится принимать и осуществлять в условиях риска, неопределенности, дефицита времени и информации. Реальные хозяйственные ситуации уникальны по своей природе, и очень часто менеджер сталкивается с тем, что обстоятельства, которые невозможно формализовать или даже просто учесть, приобретают первостепенное значение. Поэтому учение о руководстве поведением людей в организации нельзя в полной мере свести к составлению алгоритмов управления и изложить исчерпывающим образом в справочных пособиях. В работе руководителя существенное место занимают творческие и эвристические операции, но именно эти компоненты не поддаются формализации, поскольку механизмы интеллектуального труда до сих пор не изучены. Следовательно, утверждают эти авторы, в своих развитых формах руководство людьми в организациях представляет собой особую форму искусства. Это свободная творческая деятельность, основанная на научных знаниях и сочетающая в себе приемы ремесла и профессиональные навыки [7].
Главной проблемой, стоящей
на пути превращения управления в
“точную” науку, является человек. Если
в технических системах управление
основано на фундаментальных законах
физики, химии, механики и т.п., то в
социально-экономических
“…В человеческом поведении, – пишет известный финансист Дж. Сорос, – существует одна сторона, которая, по-видимому, проявляет свойства, отличающие его от явлений, составляющих предмет естественных наук: это процесс принятия решений. Решения основаны на несовершенном понимании существующей ситуации. Каким образом может такая ситуация предоставить исходные и конечные условия, которые были бы связаны друг с другом универсально действующими законами? Включают эти условия процесс мышления участников или исключают его? …Участникам приходится иметь дело с ситуацией, которая сопряжена с принимаемыми ими решениями; их мышление составляет неотъемлемую часть этой ситуации. Независимо от того, считаем ли мы мышление участников фактом особого рода или вообще не считаем фактом, оно вносит элемент неопределенности в предмет исследования. В естественных науках этот элемент отсутствует” [8]. Общий вывод, к которому приходит Сорос, таков: “…Позитивные достижения естественных наук ограничены областью, в которой мышление и сами участники событий эффективно разделены. В том случае, когда участники событий – мыслящие, область эта сжимается до нуля” [9].
Американский философ
А.Макинтайр в своей книге “После добродетели”
посвятил критике общественных наук специальную
главу, которую назвал “Характер обобщений
в социальной науке и отсутствие в них
предсказательной силы”. В этой главе
он язвительно замечает: “…Время от времени
провозглашается, что наконец-то открыт
истинный закон, управляющий человеческим
поведением. Однако все эти предполагаемые
законы имеют лишь один недостаток – они
столь очевидно ложны, что никто, кроме
социальных ученых, над которыми довлеет
традиционная философия науки, не верит
им” [10]. Тем не менее, рассматривая проблему
предсказуемости и непредсказуемости
в социальной жизни, Макинтайр пишет, что
“многие центральные особенности человеческой
жизни выводятся из конкретных и особенных
способов взаимопереплетения
Действительно, уже со времени
появления первых социальных теорий
человечество стремилось сформулировать
законы управления процессами, происходящими
в обществе, и использовать выявленные
закономерности в тех или иных
целях. Не углубляясь в историю, достаточно
вспомнить Никколо Макиавелли. Говоря
о целях отдельных индивидов или групп
людей, Макинтайр отмечает, что “каждый
из нас, индивидуально или как член конкретной
социальной группы, хочет воплотить свои
планы и проекты в естественном и социальном
мирах. Условие достижения этого состоит
в том, чтобы рассматривать как можно большую
часть нашего естественного и социального
окружения как можно более предсказуемым,
и важность естественных и социальных
наук в нашей жизни выводится, по крайней
мере частично и лишь частично, из их вклада
в этот проект. В то же самое время каждый
из нас, индивидуально или как член конкретной
социальной группы, старается сохранить
свою независимость, свою свободу, свою
творческую способность и свои размышления,
которые играют столь важную роль в свободе
и творчестве, от вмешательства других.
Мы желаем раскрыть себя не больше, чем
мы считаем это правильным, и никто не
желает раскрывать все о себе, за исключением,
вероятно, случаев, когда мы находимся
под влиянием некоторой психоаналитической
иллюзии. Мы нуждаемся в том, чтобы оставаться
до некоторой степени непрозрачными и непред