Финансовый менеджмент и его проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 23:03, контрольная работа

Описание

Общепринято, что финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.

Содержание

Введение
1 Сущность финансового менеджмента
2 Цели финансового менеджмента
3 Функции и задачи финансового менеджера
4 Проблемы финансового менеджмента

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по менеджменту.doc

— 528.00 Кб (Скачать документ)

     С учетом объектов управления можно выделить основные направления финансового менеджмента(8):

  1. формирование финансовой структуры капитала;
  2. формирование активов;
  3. управление оборотными активами;
  4. управление внеоборотными активами;
  5. управление инвестициями;
  6. управление и формирование собственных финансовых ресурсов;
  7. управление заемными финансовыми средствами;
  8. управление финансовыми рисками.

     Формирование  финансовой структуры капитала нацелено на определение общей потребности в капитале (изначально это уставный капитал) для финансирования формируемых активов предприятия, изучение и анализ альтернативных источников формирования финансовых ресурсов.

     Формирование активов связано с выявлением реальной потребности в отдельных видах активов и определением их суммы в целом, исходя из предусматриваемых объемов деятельности предприятия.

     Управление  оборотными активами - важнейшая деятельность финансовых работников фирмы. Это, прежде всего, анализ продолжительности отдельных циклов оборота рабочего капитала: обеспечение ускорения оборачиваемости активов, снижение дебиторской задолженности, повышение эффективности комплексного использования оборотных активов.

     Управление  внеоборотными активами (основными фондами) достигает цели при обеспечении эффективного использования основных средств, определяет потребность в приросте основных фондов и их обновлении; при внедрении мероприятий, повышающих фондоотдачу внеоборотных активов.

     Управление  инвестициями - главная задача инвестиционной политики предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и отбор наиболее эффективных. Особое внимание в процессе управления инвестициями должно быть уделено выбору форм и источников их финансирования, оптимизации состава источников инвестиционных ресурсов.

     Управление  формированием собственных финансовых ресурсов - это определение потребности в собственных финансовых ресурсах для реализации экономической стратегии предприятия и достижения целевой финансовой структуры капитала. Основное внимание в этом направлении деятельности должно быть уделено повышению объемов прибыли, фонда амортизационных отчислений, внереализационных доходов.

     Предметами  управления заемными денежными средствами служат определение общей потребности в заемных финансовых средствах, оптимизация соотношения краткосрочной и долгосрочной задолжностей оптимизация форм и источников привлечения заемных финансовых средств, подготовка проектов отдельных кредитных договоров.

     При управлении финансовыми рисками  основное внимание направляется на выявление  состава вероятных финансовых рисков, присущих оперативной, хозяйственной  и инвестиционной деятельности предприятия. Оценка уровня этих рисков и их последствий  сводится к формированию системы мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их внутреннему и внешнему страхованию.

     Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят  от того, какое место денежные отношения занимают в экономической деятельности. Систему финансовых отношений хозяйствующего субъекта можно представить следующим образом.

     Финансовые  отношения с поставщиками и покупателями - это основа предпринимательской деятельности. Эти отношения строятся на договорной основе и требуют обязательного выполнения всех договорных условий, особенно по денежным платежам.

     Финансовые  отношения с финансово-кредитной  системой многообразны и также требуют выполнения своих обязательств перед бюджетом, банками, страховыми компаниями, фондовым рынком. Поскольку предприятия обладают полной финансово-хозяйственной самостоятельностью, они несут полную материальную ответственность за результаты своей деятельности.

     Финансовые  отношения возникают между кредитной системой при получении банковских ссуд и их погашением в определенные сроки с уплатой процентов за пользование; со страховыми компаниями по поводу страхования имущества и уплаты страховых взносов при получении страхового возмещения. Финансовые отношения также прослеживаются между предприятиями и государственными финансовыми органами при уплате ими налогов и сборов в бюджетную систему для финансирования государственных расходов.

     Финансовые  отношения внутри предприятия включают взаимосвязь между всеми структурными подразделениями и персоналом. Эти отношения включают распределение прибыли, амортизационного фонда, инвестиционных средств. Отношения с рабочими и служащими - это формирование и выплата заработной платы, премий, материальной помощи, удержание и выплата налогов с доходов физических лиц.

     Выделяют  также финансовые отношения с  учредителями и акционерами, участвующими в финансовых отношениях по поводу распределения прибыли, дивидендов, наращивании акционерного капитала, паевых взносов.

     Существуют  финансовые отношения с персоналом по поводу формирования фонда заработной платы, стимулирования роста производительности труда за счет фонда накопления.

     Прочие  финансовые отношения возникают с профорганизациями, общественными организациями культуры, Обществом Красного Креста, Общества защиты детей и т.д.

     Сложность и многогранность внешних и внутренних финансовых отношений предприятия  определяет необходимость организации  высокоэффективного управления его  финансами.

Такое управление финансами отдельных  хозяйствующих субъектов выделилось в странах с развитой рыночной экономикой в начале XX в. в специальную область знаний, которая получила название «Финансовый менеджмент». Именно финансовый менеджмент отвечает на вопросы: сколько требуется денежных средств, где их изыскать, как управлять ими рационально с высокой отдачей.  
 
 
 
 
 
 
 

Субъекты  и целевые показатели финансового менеджмента

     

  1. Функции и задачи финансового  менеджера
 

     До  настоящего времени не сложилось  единого понимания в содержательном наполнении функций специалиста  по управлению финансами. Тем не менее можно сформулировать два основных подхода.

     Первый  подход олицетворяет финансового менеджера  как специалиста, осуществляющего  связь крупных компаний с рынками  капитала. Логика подхода такова. Основной источник финансирования компании - это рынок капитала. Выход компании на этот рынок означает эмиссию ею ценных бумаг и их размещение на рынке. Финансовый менеджер в известном смысле как раз и специализируется на подобном бизнесе. Совместно с финансовым консультантом он определяет целесообразность эмиссии ценных бумаг, их тип, стоимость, условия размещения.

     Таким образом, в приведенной трактовке  финансовый менеджмент представляет собой  сферу деятельности на рынке капитала, имеющую целью масштабное вложение и (или) заимствование средств; специалист, профессионально организующий подобные операции, и будет олицетворять собой финансового менеджера. В этом случае финансовый менеджер является внешним лицом по отношению к фирме, нанимаемым ею для выполнения специфических операций на рынке капитала.

     Согласно  второму подходу финансовый менеджер является специалистом компании, ответственным за значимые решения в области инвестирования и финансирования. Поскольку понятия инвестирования и финансирования не сводятся лишь к операциям на фондовых рынках (например, выбор структуры оборотных активов, обоснование системы кредитования клиентов, оценка целесообразности того или иного источника финансирования текущей деятельности), сфера деятельности финансового менеджера в такой трактовке гораздо шире. Он должен иметь представление не только об особенностях функционирования финансовых рынков, но и об особенностях финансовых потоков внутри фирмы и методах их оптимизации.

     В такой трактовке финансовый менеджмент как практическая сфера деятельности специалиста по управлению внутренними  и внешними финансовыми потоками в компании имеет несколько крупных  областей:

     - общий финансовый анализ и  планирование, в рамках которых осуществляется формулирование общей финансовой стратегии и определение способов решения;

     - текущее управление денежными  средствами, в рамках которого  осуществляются финансирование  текущей деятельности и организация  денежных потоков, имеющие целью  обеспечение платежеспособности предприятия и ритмичности текущих платежей;

     - управление финансовой деятельностью,  обеспечивающее рентабельную работу  в среднем;

     - управление инвестиционной деятельностью,  понимаемой в широком смысле  как инвестиции в так называемые  реальные активы и инвестиции в финансовые активы;

     - управление источниками финансовых  ресурсов как область деятельности  управленческого аппарата, имеющая  целью обеспечение финансовой  устойчивости предприятия.

     Несложно  заметить, что организация финансовой службы предусматривает осуществление мониторинга в рамках обозначенных пяти областей. На каждом предприятии регулярно составляются финансовый план и годовой отчет; актив баланса позволяет обосновывать решения инвестиционного характера; пассив баланса дает оценку состояния источников финансирования; отчет о прибылях и убытках, рассматриваемый в динамике, позволяет судить о прибыльности предприятия в среднем; бюджет денежных средств, данные учета и отчетности и отчет о движении денежных средств позволяют давать аналитическую оценку и осуществлять контроль за состоянием платежно-расчетной дисциплины. 

4. Проблемы финансового   менеджмента

 
На основе информации, собираемой на регулярных семинарах по управлению финансами  предприятий, и анализа данных, полученных на предприятиях, распределение проблем в области управления финансами по значимости можно представить следующим образом: 
- управление финансовыми потоками (дефицит денежных средств) 25 %;

- составление  финансового плана, бюджетирование 17 %;

- освоение  системы управленческого учета 14 %;

- антикризисное  управление 10%;

- разработка  финансово-экономической стратегии  5 %;

- управление  затратами 4 %;

- оргструктура  финансовой службы 3 %;

- прочие  задачи 22 %.

     Приведенные данные получены на основе опросов  генеральных и финансовых директоров, главных бухгалтеров и экономистов более чем 250 российских предприятий. Следует отметить, что при проведении опросов высших менеджеров просили выделить круг проблем, связанных именно с управлением финансами и экономикой своего предприятия. Несмотря на различный масштаб предприятий (от 30 до 5 000 человек), проблемы оказались сходными.

     На  первом месте стоит проблема дефицита денежных средств. В условиях неплатежей это вполне закономерное явление. В  среднем доля "живых" денег  в составе валовой выручки предприятий составляет менее 20 %, остальное -бартер и зачеты. Дефицит ликвидных средств платежа возмещается за счет использования расчетов по бартеру, т.е. менее ликвидных средств. При этом сроки расчетов неуклонно возрастают, растут долги контрагентам, рабочим предприятия, бюджету, усугубляется неплатежеспособность предприятий. Таким образом, снижение дефицита денежных средств является на сегодняшний день одной из ключевых проблем предприятий.

     Помимо  собственно дефицита денежных средств на предприятиях остро стоит проблема управления существующими финансовыми потоками. Потери от неэффективного управления в данном случае могут составлять 5-10 и более процентов от оборота предприятий. Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками предприятий целесообразно разделить на внешние и внутренние.

     В качестве примера просчета в выборе стратегических альтернатив можно  привести ситуацию работы на давальческом сырье. Как правило, производство продукции  из давальческого сырья оплачивается посредником "живыми" деньгами, он же берет на себя и реализацию готовой продукции. Это приводит к тому, что предприятие не только лишается существенной денежной выручки, но и теряет долю рынка.

Информация о работе Финансовый менеджмент и его проблемы