Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:47, курсовая работа
В данной курсовой работе выделены особенности российского менеджмента на основе анализа исторической и современной ситуации при управлении отечественной экономикой:
качество российского менеджмента;
коррумпированный фон российской экономики на всех уровнях управления;
избыточность государственного управленческого персонала, влияние государства на политику развития крупнейших компаний;
недостаток квалифицированных топ – менеджеров и менеджеров среднего звена новой формации;
взаимодействие менеджеров – стратегов и владельцев компаний
Введение 3
1. История развития российского менеджмента. 5
1.1. Менеджмент в эпоху революционного периода и в 20-30-е г.г. 5
1.2. Совершенствование системы хозяйственного руководства в 9
послевоенный период. 9
1.3. Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы. 11
2.Развитие российского менеджмента на современном этапе. 16
2.1. Проблемы российского менеджмента. 16
2.2. Перспективы развития российского менеджмента. 19
3. Развитие российского менеджмента на примере компании ЮКОС 22
3.1. Деятельность компании ЮКОС 22
3.2. Выводы о работе компании. 24
Заключение 28
Список литературы. 29
Если суммировать все приведенные выше определения, можно схематично сказать, что проект-менеджмент — это процесс, направленный на достижение четко поставленных целей проекта в определенные сроки и использующий знания и ресурсы фирмы.
В СССР такие проекты уже были – выход в космос. Терминология возникла в США - возникновение проект-менеджмента связывается с необходимостью управления крупными уникальными проектами, осуществлявшимися в 1950-е годы в аэрокосмической и оборонной отраслях США. Тогда впервые стал разрабатываться инструментарий для управления отдельными проектами в существующих организационных рамках. СССР этот проект-менеджмент выполнила в те годы успешнее США.
Опыт такого управления развили в дальнейшем. Это развитие проект-менеджмент получил через контрагентов и подрядчиков американских правительственных структур. На следующем этапе разработанные методики стали публиковаться и использоваться остальными коммерческими и некоммерческими организациями.
В условиях глобального кризиса выход из него предполагает стратегическое комплексное управление, то есть проект - менеджмент. Что сейчас и пытаются осуществить ведущие страны мира у себя дома и совместными действиями. Пока результаты не очевидны. Поэтому можно говорить о том, что лишь соответствующий уровень применения и правильности выбора стратегии в экономиках западных стран обусловливает высокую необходимость применения проект – менеджмента. В настоящее время эта теория находится в режиме развития. Наверняка ее корректировка будет производиться вследствие изменения социально-экономической ситуации мировой экономики, которую в настоящее время предсказать не берется никто.
В России отдельные организации как крупные промышленные или финансовые холдинги, так и небольшие фирмы, вынужденные выживать в «эпоху глобального кризиса», но нужда заставит их применять передовые технологии менеджмента для этого выживания. Но пока рано говорить о повсеместном опыте успешного использования проект - менеджмента.
Проект-менеджмент изначально не коммерческий продукт. Это область знаний, возникшая и развивавшаяся в соответствии с потребностями экономических субъектов. Однако всегда были и будут предприниматели – считается, что этот продукт вырос до определенного практического применения и его пора продавать. Но являются эти продукты реальным товаром, особенно для России, в которой стратегическое планирование сильно зависит от стратегического управления центра, которое не всегда можно предсказать.
Здесь
надо отметить, что не надо завышать
возможности математического
Россия отстает от развитых стран и по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное. Многое студентам дается из книг и сугубо теоретического материала, тогда как на работе выпускникам приходится решать практические проблемы. Недостаток практических навыков и нехватка современных зарубежных материалов объясняется трудностями всей системы образования в РФ. Профессора, доценты и преподаватели мало участвуют в управленческих исследованиях, в которых осваивается практика Российских предприятий. Существует также проблема нехватки учебников, специальных журналов и книг по менеджменту. Сейчас в России издательский бум. Переводят на русский язык самые современные книги по менеджменту, но они не попадают в библиотеки и к студентам, по причине нехватки финансовых ресурсов. Проблемы развития менеджмента в РФ при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.
В современных условиях перестройки экономики основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
Нефтяная компания ЮКОС была образована в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N354.
Нефтяной компанией ЮКОС управляла команда высококлассных менеджеров, обладающих большим опытом работы в нефтяной промышленности, банковском секторе и правительстве.
Они сочетали современное деловое мышление и новаторство в подходах с профессионализмом и целеустремленностью. Их знания и умения, помноженные на финансовые и технические ресурсы ЮКОСа, являлись залогом дальнейших успехов компании.
Деятельность
менеджмента компании контролировалась
независимым Советом
Основной задачей развития компании являлись добыча и переработка нефти и газа, выход на новые рынки сбыта. На расширенном заседании совета правления НК «ЮКОС» было решено, что для успешной реализации долгосрочных планов компания должна была следовать общепринятым принципам управления компании. Основными принципами менеджмента при принятии решений должны быть честность, прозрачность, ответственность и подотчётность .
Стабильное развитие «ЮКОСа» было возможно лишь при соблюдении интересов всех заинтересованных и участвующих в формировании конечного результата компании, в частности, персонала, менеджмента, её акционеров, поставщиков, клиентов и общества. Компания была обязана усилить правила внедрения корпоративного управления во все сферы её деятельности и научить менеджеров всех уровней руководствоваться при выполнении своих должностных обязанностей принципами корпоративного управления, что является одним из важнейших условий повышения капитализации компании, а, следовательно, роста доходов её акционеров и работников. В рамках расширенного заседания правления прошли обучающие семинары для менеджеров компании, включая руководителей региональных подразделений компании, посвящённые принципам корпоративного управления.
Беспрецедентное за последнее десятилетие снижение мировых цен на нефть и глубокий экономический кризис в России конца 1998-го - начала 1999 года поставили Компанию перед необходимостью резко повысить эффективность входящих в нее предприятий.
В сентябре 1998 года ЮКОС объявил о начале масштабной реорганизации, которая должна сделать его одним из лидеров нефтяного бизнеса XXI века. Ее план был разработан при участии ведущих западных консалтинговых компаний - Arthur D. Little и McKinsey.
Реформы в первую очередь затронули систему управления. Она была приведена в соответствие с мировыми стандартами: производственные полномочия и ответственность за финансовые результаты были переданы на уровень бизнес-единиц, а сокращенный центральный аппарат стал заниматься формированием стратегии развития компании.
Функции исполнительных органов дочерних компаний ЮКОСа были возложены надве профильные управляющие компании - ЮКОС ЭП (Exploration & Production) и ЮКОС РМ (Refining & Marketing) А функции центрального аппарата – на корпоративный центр компании ЮКОС-Москва).
Перераспределение функций и полномочий позволило сократить непроизводственные издержки и снизить стоимость сервисных услуг, что, в свою очередь, привело к сокращению средних затрат на добычу нефти почти втрое. В рамках реорганизации был осуществлен переход к внешнему сервисному обслуживанию месторождений. В марте 1998 года ЮКОС заключил стратегический альянс с сервисной компанией Schlumberger. В 1999 году ЮКОС совместно с компанией "Шлюмберже" успешно реализовал на Приобском месторождении (ОАО "Юганскнефтегаз") плотный проект "Система мониторинга добычи", который позволяет при помощи web-технологий обеспечивать сбор и управление геолого-промысловой
информацией на всех уровнях - от цеха по добыче на месторождении до центрального аппарата.
Программа
реструктуризации нефтеперерабатывающих
заводов, предусматривающая выделение
сервисных служб и отдельных производств
в самостоятельные предприятия, была начата
летом 1998 года.
На базе разрозненных однопрофильных подразделений НПЗ Компания получила мощные холдинги по оказанию услуг, способные выполнять работы капитального характера.
Комплексная
программа реорганизации
1. Увеличение доли компании на внутрироссийском рынке;
2. Укрепление позиций компании в традиционных регионах;
3. Выход на новые территории;
4.
Реструктурирование розничной
5.
Приведение культуры продаж
Программа реорганизации сбытовой деятельности компании включила проекты по расширению и модернизации существующей сети АЗС на территории регионов и создания розничной сети на новых территориях, внедрение единой автоматизированной системы управления по сети АЗС, созданию топливно-заправочных комплексов 1. В конце декабря 1999 года состоялась государственная регистрация ЗАО "Сибирская сервисная компания".
Это
первая отечественная вертикально-
Главная задача, которая стояла перед нефтедобывающим комплексом ЮКОСа, - снижение себестоимости добычи нефти. Успешно решать ее позволило применение передовых технологий, улучшение качества ремонта скважин, повышение нефтеотдачи пластов, а также внедрение передовых технологий использования попутного газа. Большой вклад в снижение себестоимости вносило совершенствование всего комплекса отношений между нефтедобывающими предприятиями и сервисными компаниями.
Постоянное внимание уделялось повышению качества и экологических характеристик выпускаемых нефтепродуктов. Еще в 1996 году ЮКОС стал первой в России компанией, полностью отказавшейся от выпуска этилированных бензинов, что было по достоинству оценено потребителями.
Нефтяной компании ЮКОС принадлежала крупнейшая в стране розничная сеть, объединяющая более 1200 автозаправочных станций.
ЮКОС имел 263 лицензии на право недропользования, в том числе 154 лицензии на добычу нефти и газа; 52 совмещенные лицензии; 57 лицензий на геологическое изучение недр, в том числе 2 на геологическое изучение участков шельфа морей Каспийского и Черного.
За 2000 год было открыто 4 месторождения нефти (Вуемское, Лесмуровское, Любимовское, Зареченское) с суммарными извлекаемыми запасами около 36 миллионов тонн и 19 новых залежей нефти на старых месторождениях 1.
В это время ЮКОС уже имел успешный опыт геологоразведки, слагаемыми которого явились:
1.
организация и проведение
2. проведение полевых сейсморазведочных работ на современном техническом уровне;
3.
внедрение новых технологий
По итогам 2000 года НК ЮКОС - вторая в России компания по объемам добычи нефти и лидер по темпам роста добычи. Начиная со второй половины 1999 года реализовалась крупномасштабная инвестиционная программа модернизации нефтеперерабатывающего комплекса НК ЮКОС. Она позволила в достаточно короткие сроки существенно увеличить эффективность производства и улучшить его экологические характеристики, повысить операционную и технологическую гибкость заводов за счет достижения баланса между мощностями первичной переработки и всех вторичных процессов.
Информация о работе Формирование и история развития российского менеджмента