Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:36, реферат
Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Введение 3
1. Развитие менеджмента в России 4
1.1.Менеджмент в XVII в. 4
1.2.Развитие управленческой мысли в XVIII в. 5
1.3.Особенности управления экономикой России в XIX в. 5
1.4.Развитие менеджмента в XX в. 6
1.5. Дореформенное управление социалистическим производством. 8
1.6.Менеджмент начала XXIв. 9
2. Модели управления в Японии, США и России. 11
2.1.Менеджмент в Японии. 11
2.2.Характеристика американской модели управления. 16
2.3.Российский менеджмент. 20
Заключение 23
Список использованной литературы. 25
Содержание
Введение
1. Развитие менеджмента
в России
1.1.Менеджмент в XVII в.
1.2.Развитие управленческой
мысли в XVIII в.
1.3.Особенности управления
экономикой России в XIX в.
1.4.Развитие менеджмента
в XX в.
1.5. Дореформенное управление социалистическим производством. 8
1.6.Менеджмент начала XXIв.
2. Модели управления в
Японии, США и России.
2.1.Менеджмент в Японии.
2.2.Характеристика
2.3.Российский менеджмент.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
1. Развитие менеджмента в России
1.1.Менеджмент в XVII в. Начало развитию
менеджмента в России было положено в
XVII в., когда начался процесс слияния областей,
земель и княжеств. Произошло объединение
раздробленных региональных рынков в
единый общенациональный рынок. Первая четверть
XVIII в. была периодом петровского реформирования
управления экономикой как на макро-, так
и на микроуровне. Созданная Петром I система
управления имела необратимый характер. К началу XIX в.
невозможность управления российским
государством старыми методами, необходимость
его преобразования осознавались и самой
высшей властью. Основные преобразования
в управлении экономикой в начале XIX в.
произошли в период царствования Александра
I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении
министерств, которые строились на принципах
единоличной власти и ответственности. В начале XX в. большая
часть управленческих преобразований
происходила под руководством С.Ю.Витте
(1849 — 1915) и А.С.Столыпина (1862 - 1911). Программа
реформ А.С.Столыпина затрагивала все
отрасли государственного управления
и была рассчитана на двадцать лет. Речь
шла в основном о децентрализации управления
Россией. |
Следует отметить, что теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе. Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. 20-е годы - это, пожалуй, самый интересный и плодотворный период, когда отечественная наука управления создала теоретические концепции и практические методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Ни до, ни после этого она уже не знала столь высокого подъема. Короткий период в 10 - 15 лет дал нам подлинные образцы социологии эффективного управления, которые в последующие 50 лет не только не были развиты, но фактически полностью утрачены. В те годы существовало около 10-ти научно-исследовательских институтов НОТ и управления, тысячи бюро, секций и лабораторий НОТ - первичных ячеек массового рационализаторского движения; по проблемам управления и НОТ выходило около 20-ти журналов.
Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.
В 20-е годы теоретические основы науки управления, понимаемой широко - от управления всем народным хозяйством до руководства отдельным предприятием, государственным учреждением и деревенским хозяйством -развивали такие крупные ученые, как А.Чаянов, Н.Кондратьев, С.Струмилин, А.Гастев, А.Богданов. Каждый из них представлял собой неповторимую индивидуальность, яркий исследовательский и публицистический талант, оставивший заметный след в истории. Сюда можно причислить таких крупных психологов, занимающихся изучением профессионального отбора и человеческого фактора. Это В.Бехтерев, А.Кларк, А.Лурия. Практическими проблемами управления вплотную занимались видные политические деятели - В.Куйбышев, Н.Бухарин, Ф.Дзержинский.
Таким образом, можно говорить о том, что зарождение науки управления приобрело в 20-е годы широкий общественно-политический резонанс.
1.5. Дореформенное управление социалистическим производством.
Концепция управления, определявшая развитие теории и практики управления социалистическим производством в течение семи десятков лет, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. Экономическим фундаментом справедливого распределения по результатам труда выступала общественная собственность на средства производства. План становился главным регулятором производства. Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социализма привела к созданию политизированной экономической теории, обосновывавшей необходимость концентрации производства, его монополизации на государственных предприятиях, закрытость народнохозяйственного комплекса страны.
В соответствии с этим управленческая наука концентрировала внимание на: формировании принципов централизованного управления; разработке методов прямого управления предприятиями со стороны государства; обосновании приоритета народнохозяйственных интересов; определении границ и содержания хозяйственной самостоятельности предприятий; формировании оптимальной системы распределения и связей между предприятиями.
Во второй половине XX века в отечественной науке управления проводились активные поиски объективных основ управления социалистическим производством, что привело к формированию ряда законов и закономерностей управления. В то же время управление экономикой строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами по всей огромной территории страны. Это неизбежно приводило к бюрократизации и усиливало командно-административный характер системы управления, в конечном счете - снижало эффективность развития.
1.6.Менеджмент начала XXIв.
Историю современного российского менеджмента можно представить в виде четырех этапов, продолжительность каждого из которых относительно невелика, поскольку развитие менеджмента как такового началось с середины 1980-х гг. в результате общественно-политических преобразований, получивших название перестройки.
Первый этап, или ранний период, развития (конец 80-х гг.) характеризуется появлением менеджеров-антрепренеров, цель которых заключалась в личном обогащении независимо от выбранной отрасли или сферы деятельности. Хозяйствующие субъекты назывались кооперативами и позволили их менеджерам-владельцам приобрести необходимые навыки и опыт управления коллективами, освоения новых производств и рынков, взаимодействия с контактными аудиториями, включая органы государственной власти.
Второй этап развития (примерно с 1992 по 1998 г.) связан с появившейся необходимостью создания нового типа управленцев для сложившейся отраслевой и территориальной производственной структуры российской экономики, когда производство товаров должно было осуществляться в новых условиях. Производственно-хозяйственные связи с предприятиями, расположенными в республиках бывшего СССР, были разрушены, требовались поиски других источников сырья, комплектующих, а также рынков сбыта. На втором этапе произошло более четкое разделение менеджеров на три типа - хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.
Третий этап развития, который начался приблизительно в 1998 г., характеризуется более быстрыми темпами возникновения группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях и сферах (консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на новых рынках, как, например, фондовый, потребителей фармацевтической продукции, бытовой электроники и электротехники.
Четвертый этап, развитие которого относится к настоящему периоду, характеризуется увеличением доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически во всех отраслях и сферах производства и обслуживания.
Возникновение четвертого этапа объективно обусловлено следующими причинами:
- большое количество менеджеров
получило подготовку по
- частично менеджеры-
- наблюдается укрупнение
производственно-хозяйственных
На сегодняшний день с уверенностью можно говорить, что интеллектуальный капитал, навыки и компетенция менеджеров являются ключевыми элементами любого успешного бизнеса и напрямую влияют на показатели его эффективности и рыночной привлекательности. Этим объясняется высокий приоритет профессионального развития и продвижения управленческих кадров внутри корпоративной среды как функции создания и потребления высокоценного актива для достижения целей деятельности компании. Следовательно, встает вопрос о дальнейшем профессиональном развитии управленческих кадров как о стратегической задаче российского бизнес-сообщества.
2. Модели управления в Японии, США и России.
Наиболее ярко культурные и институциональные различия стилей менеджмента проявляются в Японии, США и России.
2.1.Менеджмент в Японии.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в значительной степени отличаются от американских и российских, поскольку:
- японский менеджмент основан на коллективизме, использовании всех морально-психологических рычагов воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда;
- основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятия главным образом за счет повышения производительности труда работников.
Информация о работе Формирование и развитие управленческой мысли