Формирование и развитие управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:36, реферат

Описание

Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Содержание

Введение 3
1. Развитие менеджмента в России 4
1.1.Менеджмент в XVII в. 4
1.2.Развитие управленческой мысли в XVIII в. 5
1.3.Особенности управления экономикой России в XIX в. 5
1.4.Развитие менеджмента в XX в. 6
1.5. Дореформенное управление социалистическим производством. 8
1.6.Менеджмент начала XXIв. 9
2. Модели управления в Японии, США и России. 11
2.1.Менеджмент в Японии. 11
2.2.Характеристика американской модели управления. 16
2.3.Российский менеджмент. 20
Заключение 23
Список использованной литературы. 25


Работа состоит из  1 файл

готовая по Шарапе.docx

— 55.75 Кб (Скачать документ)

     Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий. Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени.

     Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как открытая система.

     Начиная с 60-х гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения стало появление доктрины «производственной демократии», связанной с вовлечением в управление непрофессионалов как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды. Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.

     Первая, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. И третья революция, связанная с производственной демократией (или партисипативным управлением), стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы. Следует отметить, что привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией - советах директоров - на практике встречается крайне редко.

     Кроме того, во второй половине 70-х гг. в американских корпорациях широкое распространение получили бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые, как указывалось ранее, кружки контроля качества стали широко применяться в Японии.

     Видный представитель американского менеджмента П. Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:

- определение целей предприятия и путей их достижения;

- организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т.д.);

- создание системы мотивации и координация деятельности работников;

- анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;

- обеспечение роста людей в организации.

     Менеджер не может быть «универсальным гением», американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

 

2.3.Российский  менеджмент.

     Современный российский менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических и общих особенностей.

К специфическим чертам относятся:

- национальные особенности общества;

- исторические особенности развития;

- географические условия;

- культура и другие подобные факторы.

     Кроме того, состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить четыре основных особенности российского менеджмента:

1. Приоритеты и проблематика, акценты внимания и усилий.

     Наиболее актуальными проблемами управления в России становится антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит не в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

2. Инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.

     Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент, а именно:

- факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура);

- факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров);

- факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. Комплекс факторов, затрудняющих  или благоприятствующих укреплению  менеджмента в России.

Это факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развития социально-экономических  знаний.

4. Культурная среда, особенности  общественного сознания.

Это факторы, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

    Кроме того, к особенностям российского стиля управления относятся:

- в большинстве фирм процесс принятия решений носит индивидуальный характер;

- решения принимаются менеджерами на каждом уровне управления, причем вышестоящие руководители, как правило, не дублируют решения своих подчиненных, хотя и это имеет место, но создает много проблем;

- стратегическое планирование осуществляется исключительно высшим руководством;

- российский топ-менеджер сочетает в своем стиле управления качеством как японского менеджмента, так и американского, т.е. приветствуется профессионализм, инициатива, умение осуществлять координацию действий и контроль;

- структура управления на российских предприятиях, а также процедура контроля строго формализованы. Проверки Плановые, о них персонал предупреждается заранее, следовательно, такой метод контроля косвенно стимулирует работу сотрудников и способствует их карьерному росту;

- в целом на российских предприятиях карьерный рост возможен и обусловлен в большинстве случаев личными результатами, вкладом конкретного человека в общее дело по его индивидуальным достижениям, реже по результатам работы группы. Особое место занимают государственные организации, где важнейшее значение отводится служебному стажу, премии - общие для всех;

- отношения с подчиненными носят формальный характер, однако неформальные отношения полностью не исключаются.

     Сопоставляя российский менеджмент с японским и американским, можно сказать, что он сочетает в себе черты как одного, так и другого, что отвечает особенностям российского рынка и позволяет российскому бизнесу эффективно функционировать в сложных, постоянно меняющихся условиях.

 

Заключение

     Управление предприятием заключается в умении рационально управлять ресурсами. Вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.

     Изменения в экономике России, связанные с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций новых способов и подходов к технологиям управления. Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий России пока ориентируется на выживание путем продажи ликвидных основных фондов, поиска краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов.

     Специфичность системы управления бизнесом на отечественных предприятиях связана, прежде всего, с тем, что, действуя в искусственной среде, эта система оказалась вне эволюционной логики развития, типичной для всех развитых стран. Для того чтобы успешно осуществлять «догоняющее развитие», наши руководители должны понимать, что изменений требует:

1.  позиция, с которой принимаются основные решения в сфере управления, чтобы перестать действовать для исполнения указаний любой ценой, а начать действовать для достижения экономического успеха;

2.  отношение к проблеме оптимизации. Требование оптимизации должно буквально пронизывать всю систему управления. Для этого должна быть создана необходимая информационная база (управленческий учет), использоваться бюджеты, обсуждаться соответствующие результаты, оцениваться деятельность. Только тогда изменения будут желаемыми и принесут реальный результат;

3.  практика управления без ясно выраженной измеримой цели и выделения критического фактора успеха;

4.  появившееся в ходе перестройки негативное отношение к организационной культуре. Необходима новая культура, которая поддерживала бы те глубокие преобразования, которые нужно будет совершить.

     Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер.

 

Список использованной литературы.

1. Анташов В.М., Уварова Г.А. «Основы менеджмента» М., 2006 г.

2. Аширов Д.А., Егоров А.С., «Управление карьерой в организации» М., 2003г.

3. Байгот С. А., Ефимчик Е. Е. «Основы менеджмента» М., 2000г.

4. Веснин В. Р. «Менеджмент для всех» М., 2004 г.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» М., 2005 г.

6. Гительман Л.Д. «Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению» М., 2004 г.

7. Глиньский Б.В. «Проблемы теории и практики управления» М., 2001г.

8. Дементьева А.Г. «Право и управление. XXI век» М., 2008г.

9. Журавлев П. В. «Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран» М., 2002г.

10. Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления» М., 2001г.

11. Матрусова Т.Н. «Проблемы теории и практики управления» М., 2002г.

12. Матрусова Т.Н. «Япония: материальное стимулирование в фирмах» М.,   2005г.

13. Липатова М.Е. «Социологические исследования» М., 2001г.

14. «Управление организацией» под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П. М, 2000г.

15. Пшенников В.В. «Япония сегодня» М.,2007г.

16. Травин В.В., Дятлов В.А. «Менеджмент персонала предприятия» М., 2000г.

17. Франчук В.И. «Основы общей теории социального управления» М., 2000г.

 


Информация о работе Формирование и развитие управленческой мысли