Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:02, контрольная работа
Факторы внутренней среды: кадровая политика – принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы, например, принцип должностного продвижения работников, уже занятых в производстве, принцип пожизненного найма…; образ организации – насколько она считается привлекательной как место работы (привлекательны более крупные фирмы, фирмы, известные своей продукцией кандидату).
1. Формирование кадрового состава и группы факторов, которые необходимо при этом учесть. Как оценить качество набора? 2
1.1. Особенности привлечения кандидатов в организацию 2
2. Интервьюирование при приеме на работу. Методы оценки персонала 7
2.1. Типы интервью 7
2.2. Методы отбора и подбора кадров 9
3. Планирование подготовки кадров. Подготовка и переподготовка кадров, её финансирование. Специфика подготовки рабочих и специалистов на производстве 12
3.1. Подготовка кадров рабочих 12
3.2. Переподготовка рабочих кадров 15
3.3. Повышение квалификации кадров 18
Список литературы 22
|
Прежде
чем принимать решение о
сверхурочная работа, повышение интенсивности
труда;
структурная реорганизация или использование
новых схем производства;
временный наем; привлечение специализированных
фирм для осуществления некоторых видов
деятельности.
Прежде чем осуществлять подбор персонала, в финансовых планах организации следует учесть затраты. Так, если организация использует для подбора сотрудников агентство по найму, то ее затраты будут не менее чем двухнедельная зарплата этого сотрудника, а если интересующий организацию человек является специалистом, то затраты будут приблизительно равны его месячному или полуторамесячному окладу.
Пользование услугами таких агентств, с одной стороны, существенно экономит время штатных работников организации, поскольку внешние кадровые консультанты осуществляют большую часть работы по предварительному отбору кандидатов, и только прошедшие через “отборочное сито” (как правило, до пяти человек) будут интервьюироваться непосредственно менеджером по персоналу или руководителем организации.
С другой стороны, у сотрудников агентств не всегда имеется достаточно информации о стратегии организации, ее культуре и особенностях тех руководителей, “под которых” подбирается кандидат, это может приводить к различного рода недоразумениям, вплоть до отвержения всех кандидатов, предлагаемых агентством. Разумеется, в этом случае затраты организации могут быть весьма ощутимыми.
Считается, что одним из наиболее дешевых способов подбора персонала является поиск кандидатов через сотрудников, работающих в организации (их друзей или родственников, нуждающихся в работе). Этот способ не требует особых затрат, поскольку сотрудники организации в сущности выполняют значительную часть работы по поиску и даже отбору.
Особо следует отметить возможность использования организацией, находящейся на стадии динамического роста, временного набора персонала. В этом подходе нет ничего нового для тех организаций, которые меняют объемы своей деятельности сезонно, – добирая персонал по мере увеличения объемов деятельности. Для оптимизации такого процесса временного найма создаются кадровые агентства, которые специализируются в подборе таких сотрудников. Как правило, подобный персонал находится под особым вниманием агентства, которое ориентировано на обеспечение максимальной занятости таких сотрудников. Существуют также формы, когда подобные сотрудники включаются в штат кадровой компании, которая в свою очередь сдает их как бы в аренду конкретному предприятию в сезон увеличения работы.
Сложность организации такой работы состоит в том, что кадровая компания должна работать с предприятиями, пики потребности в персонале которых не совпадают, а распределены по времени. Кроме того, временный набор персонала, кроме своей основной цели – обеспечения организации людьми на определенный период, может быть прекрасным способом проверки временно нанятых работников с целью возможного продолжения сотрудничества с ними на долговременной основе.
Существует
несколько основных типов интервью.
Неструктурированное
интервью
В
неструктурированном
интервью (nondirective interview) Вы можете задавать
вопросы в том порядке, в котором они приходят
в голову. Здесь не существует какой-либо
определенной формы, которой необходимо
придерживаться, и беседа может идти в
любом направлении. Как интервьюер Вы
можете иметь описание работы в качестве
шпаргалки, а также либо задавать одни
и те же вопросы каждому претенденту, либо
варьировать их. Как правило, каждое собеседование
начинается одинаково, но неструктурированный
характер интервью позволяет более глубоко
развить интересующую Вас тему и задавать
интересующие вопросы по мере их появления.
Структурированное
интервью
В структурированном интервью (directive interview) Вы должны следовать заранее установленной последовательности вопросов (рис. 6.1). Основное преимущество использования таких форм — в их обобщенности. Подобная форма гарантирует, что каждому претенденту будут заданы все необходимые вопросы каждым из интервьюеров.
К
тому же, ее использование не ограничивает
Вас узкими рамками набора вопросов, без
права отступления от них. Она лишь служит
напоминанием о необходимости придерживаться
того или иного вопроса. Далеко не все
интервьюеры легко или компетентно могут
построить вопросы, а также провести типовое
интервью. В этих случаях структурированная
форма будет просто незаменима.
Ситуационное
интервью
Ситуационное интервью (situational interview) представляет собой ряд относящихся к работе вопросов с перечнем ответов для выбора, которые задаются всем претендентам на конкретную вакансию. Оно похоже на структурированное интервью тем, что Вы отвечаете на заранее определенный ряд вопросов. Но с помощью ситуационного интервью можно задавать вопросы, возникающие в процессе анализа сущности работы. Наиболее предпочтительные ответы затем выбираются группой наблюдателей, которые оценивают все варианты ответов кандидатов.
Ситуационное
интервью помогает, во-первых, быстро оценить
ответы и, во-вторых, достигнуть однозначности
мнений экспертов об их правильности.
Таким образом повышается достоверность
результатов собеседования. Техника проведения
подобного интервью подробно описана
далее в этой главе.
Серийное
или последовательное
интервью
Большинство работодателей хотят, чтобы претендент был проинтервьюирован несколькими людьми. Каждый интервьюер имеет собственную точку зрения, задает новые вопросы и, следовательно, формирует о кандидате собственное мнение.
В
процессе серийного
интервью (serialized interview) каждый из интервьюеров
дает претенденту балльную оценку по стандартной
оценочной форме, после чего оценки сравниваются
и анализируются. В случае если оценочная
форма направлена на отбор кандидатов,
обладающих наибольшим опытом работы,
серийное интервью обеспечит более надежные
и качественные результаты, нежели неструктурированное.
Групповое
интервью
При групповом интервью (panel interview) собеседование с кандидатом проводится группой (или комиссией) интервьюеров.
Этот
подход имеет ряд преимуществ. При
обычном собеседовании
Стрессовое
интервью
Цель стрессового интервью (stress interview) — определить реакции претендента на напряженные ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы. При использовании этого подхода Вы должны быть уверены, что стресс действительно связан с особенностями данной работы.
При
типичном стрессовом интервью кандидат
выводится из равновесия с помощью
ряда откровенных и часто бестактных
вопросов. Интервьюер обычно определяет
слабые стороны кандидата, а затем старается
сконцентрироваться на них, надеясь заставить
кандидата потерять самообладание. Например,
претенденту на вакансию менеджера по
работе с клиентами, который упомянул,
что сменил четыре места работы за последние
два года, можно сказать, что слишком частая
смена работы говорит о безответственном
и незрелом поведении. Если он ответил
спокойно и убедительно о необходимости
смены мест работы, придется выбрать другую
тему, а если он проявит озлобленность
и недоверие, то это можно считать показателем
низкой устойчивости к стрессу. Такой
подход имеет как преимущества, так и недостатки.
С одной стороны он может быть хорош для
выявления кандидатов, которые слишком
чувствительны и не способны воспринимать
даже легкую критику без злобы. С другой
стороны, использование этого подхода
требует от интервьюера необыкновенной
выдержки и умения держать ход интервью
под контролем (в случае с истеричным кандидатом).
Аттестационное
интервью
Часто возникают ситуации, в которых необходимы более основательные интервью — аттестация (appraisal). После проведения аттестации начальник и координатор обычно встречаются для обсуждения окончательных оценок работников и планирования дальнейших действий.
Общий контроль над политикой в сфере управления персоналом и окончательную ответственность за ее успех несет высшее руководство. На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства организации в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации.
Основная задача отбора – найти такого сотрудника, который сможет решить поставленные перед ним задачи, внести свой вклад в достижение стратегической цели организации.
Основными предпосылками, определяющими эффективность работы по подбору и отбору кадров, являются:
Обычно при отборе кандидатов используют не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов. При подборе кандидатов на вакантную должность менеджера целесообразно использовать методы оценки и отбора, указанные в таблице 4, так как к кандидатам на должность менеджера предъявляется широкий спектр требований и необходимо комплексное изучение личностных, профессиональных и других качеств. Данная методика рекомендуется для найма кандидатов на руководящие должности.
Таблица 4
Методы
оценки и отбора
персонала
|