Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:02, контрольная работа
Факторы внутренней среды: кадровая политика – принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы, например, принцип должностного продвижения работников, уже занятых в производстве, принцип пожизненного найма…; образ организации – насколько она считается привлекательной как место работы (привлекательны более крупные фирмы, фирмы, известные своей продукцией кандидату).
1. Формирование кадрового состава и группы факторов, которые необходимо при этом учесть. Как оценить качество набора? 2
1.1. Особенности привлечения кандидатов в организацию 2
2. Интервьюирование при приеме на работу. Методы оценки персонала 7
2.1. Типы интервью 7
2.2. Методы отбора и подбора кадров 9
3. Планирование подготовки кадров. Подготовка и переподготовка кадров, её финансирование. Специфика подготовки рабочих и специалистов на производстве 12
3.1. Подготовка кадров рабочих 12
3.2. Переподготовка рабочих кадров 15
3.3. Повышение квалификации кадров 18
Список литературы 22
Поэтому
предприятия часто вынуждены
довольствоваться малым - краткосрочной
подготовкой кадров через индивидуальные
формы обучения.
Оценивая
сложившуюся ситуацию, можно согласиться
с мнением, что "в условиях самостоятельного,
но еще незрелого менеджмента, усугубляемого
отсталостью технической базы производства,
обусловливающей довольно стабильные
и низкие требования к процессам обучения,
пока не приходится ожидать прогрессивных
сдвигов в области внутрипроизводственного
управления подготовкой кадров".
В этих условиях предприятие нуждается
в определенной поддержке. Регулирующее
воздействие на предприятие, на его политику
в отношении подготовки кадров может проводиться
в тесной увязке с программой занятости,
реализуемой на данной территории (в регионе),
с различными формами территориальной
организации подготовки кадров в лице
таких субъектов управления, как федеральная
служба занятости, администрация области
(города) и др. Следовательно, регулирование
деятельности предприятия в области подготовки
кадров со стороны государственных органов
может носить различный характер. Это
и стимулирование заводской системы обучения
путем выделения предприятиям различного
рода субсидий целевого назначения (на
создание новых рабочих мест, подготовку
и переподготовку кадров) при условии
обеспечения соответствующих стандартов
качества, дифференцированная налоговая
политика (например, скидка с налога на
прибыль при организации соответствующих
курсов по переподготовке работников,
освобождение от налога сумм, направленных
на обучение работников, сокращение размеров
или даже освобождение от взносов на социальное
страхование и т.п.).
В отличие
от подготовки новых рабочих, т.е. обучения
людей, не имеющих профессии, и от повышения
квалификации (обучение Рабочих той же
профессии без перемены этими рабочими
своей трудовой деятельности) переподготовка
означает освоение рабочими новой профессии.
С позиции организации процесса обучения
принципиальной разницы между первичным
обучением и переподготовкой нет. Переподготовка
рабочих осуществляется непосредственно
на предприятии (если есть возможность
сохранить рабочих, заняв их на других
участках производства), а также силами
территориальной службы занятости (если
произошло фактическое высвобождение
- увольнение с предприятия).
Рассмотрим особенности организации процесса
переподготовки непосредственно на предприятии.
Наиболее широко она практикуется на предприятиях,
ориентированных в своей кадровой политике
на собственную рабочую силу. Необходимость
в переподготовке вызывают такие процессы,
как высвобождение работников и их плановое
продвижение, внутризаводская текучесть
работников (в поисках ими лучшей работы,
условий труда и т.п.). Следует иметь в виду,
что переподготовка касается не только
высвобождаемых рабочих, но и рабочей
силы при формировании ряда профессий
широкого профиля (например, наладчики
автоматических станков и автоматических
линий). В этом случае переподготовка должна
тесно увязываться с профессионально-
Особенность переподготовки кадров - в
контингенте рабочих, которых она охватывает.
Это в основном рабочие средних и старших
возрастов, проработавшие определенное
время (часто весьма продолжительное)
по определенной профессии, что накладывает
свою специфику на обучение.
Существенно отличается и образовательный уровень данного контингента рабочих: и низкий уровень среднего общего образования, и давность лет его получения.
Управление процессом переподготовки
работников предполагает:
- определение масштабов переподготовки
и факторов, влияющих на нее;
- выбор форм переподготовки с учетом достижения
нужного результата с минимизацией средств
на ее проведение;
- проведение социологических исследований
среди высвобождаемого контингента работников,
подбор рационального сочетания прежней
и новой профессий как условия выработки
программы и метода обучения.
Численность работников, нуждающихся
в переподготовке, зависит от:
- численности высвобождаемых работников;
- контингента высвобождаемых работников;
- возможностей их трудоустройства на
предприятии (появление новых или вакантных
рабочих мест на других участках производства);
- доли работников (из числа высвобождаемых),
согласившихся на переподготовку.
Чтобы обеспечить
переподготовку кадров в режиме упреждения
возможного дефицита рабочих отдельных
профессий, важно знать тенденции изменения
отмеченных факторов и уметь прогнозировать
его.
Планирование
переподготовки кадров предполагает наличие
информации о том, по каким профессиям
требуется обучить рабочих.
Как уже отмечалось, подробные сведения
о высвобождаемых формируются на предприятии
не менее чем за два месяца до их высвобождения.
Поскольку
система профориентации на предприятии
развита слабо и в большей мере направлена
на новых работников, чем на высвобождаемую
рабочую силу, выбор новой профессии большинством
работников осуществляется самостоятельно,
что увеличивает вероятность ошибки.
Переподготовка
должна носить целенаправленный характер,
т.е. быть ориентированной на конкретное
рабочее место и работника, согласного
его занять.
Именно структура вакантных рабочих мест
и их требования к квалификации рабочей
силы, а также структура высвобождаемых
Рабочих по уровню квалификации и определяют
характер переподготовки. Возможны следующие
варианты сочетания этих требований:
От уровня
профессиональной подготовки рабочих
зависит комплектование учебных групп,
возможность объединения их с группами
рабочих, проходящих первичную подготовку.
Объем переподготовки
и конкретизация ее форм зависят от наличия
на предприятии соответствующей учебной
базы, материального обеспечения, от возможностей
предприятия вести эту работу на договорной
основе со специальными учебными заведениями
(учебные комбинаты других предприятий,
ПТУ и т.п.).
Большую помощь в управлении процессом
переподготовки могут оказать социологические
исследования, позволяющие получить общую
характеристику высвобождаемой рабочей
силы по профессиям (специальностям), по
общему стажу и стажу работы на предприятии,
объективные и субъективные характеристики
профессиональной подвижности работников
и др.
Как показали
исследования, профессиональная мобильность
имеет определенные возрастные границы
и разную интенсивность. Так, высвобождаемые
работники старших возрастов имеют меньшую
способность и склонность к перемене труда.
По-разному касается процесс высвобождения
и переподготовки рабочих тех или иных
профессиональных групп рабочих. Весьма
широким оказывается спектр новых профессий,
осваиваемых в процессе переподготовки.
Сравнение
прежней и новой профессий позволяет оценить
прежде всего степень родства, их генетическую
близость и стоящую за всем этим глубину
переподготовки работников, сроки и затраты
средств на ее проведение. Постоянно проводимый
анализ позволяет выявить складывающиеся
здесь тенденции, оценить их, что будет
способствовать принятию более обоснованных
управленческих решений по регулированию
этого процесса.
Большую
помощь могут оказать социологические
опросы рабочих после обучения и определенного
срока работы на новом месте с целью получения
их оценки срока профессионального обучения
при переподготовке и использованной
формы обучения.
Не менее важное значение имеет и оценка
достигнутого обучающимся квалификационного
уровня, присвоенного разряда, его соответствия
сложности поручаемых работ, изменений
в результате переподготовки объема знаний,
умений и навыков по новой профессии, как
в их комплексе, так и по отдельности (только
знаний или только навыков).
Большой
интерес представляет и оценка работником
изменений в содержании и условиях труда,
размера заработной платы, социального
положения в коллективе, степени удовлетворенности
трудом, сроков адаптации в новом коллективе,
освоения норм труда и т.д.
Переподготовка
кадров проводится за счет средств, относимых
на себестоимость продукции. Кроме того,
источником финансирования выступают
специально создаваемые в службах занятости
фонды, часть которых может быть передана
на предприятия для переподготовки кадров
в рамках программ занятости населения
на данной территории.
При расчете средств, необходимых на переподготовку
кадров, должны учитываться не только
затраты на сам процесс обучения (на оплату
педагогов, учебные расходы, на материалы
и т.д.), но и материальное обеспечение
работников в процессе "их переподготовки.
Повышение
квалификации, как и приобретение знаний,
навыков и умений, является результатом
самой производственной деятельности.
Специально организованное обучение позволяет
достичь цели за более короткий срок.
Повышение квалификации направлено на
последовательное совершенствование
профессиональных знаний, умений и навыков,
рост мастерства по имеющейся у работника
профессии.
Особенность повышения квалификации
состоит в том, что слушатели, уже
обладая определенными знаниями и практическими
навыками выполнения работ, могут в силу
этого критически относиться к учебному
материалу, стремясь получить именно то,
что им прежде всего нужно для производственной
деятельности.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ
Индикатором,
свидетельствующим о необходимости повышения
квалификации рабочих, служит наметившееся
снижение среднего разряда рабочих, отставание
разряда рабочих от разряда работ. Поэтому
систематическому анализу должны подвергаться
существующая и требуемая квалификационные
структуры рабочих кадров. Прежде всего
необходим анализ причин сложившегося
положения - изменения в технике и технологии
выполнения работ, ставящего перед рабочим
задачу их освоения.
Другим индикатором может быть рост бракованной
продукции по вине рабочего.
Поскольку одной из форм повышения квалификации
является освоение смежных профессий,
анализу должна быть подвержена рациональность
использования рабочей силы по квалификации,
использование фонда рабочего времени,
возможности устранения его потерь.
Система
повышения квалификации, сложившаяся
на производстве, включает производственно-технические
курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым
профессиям, курсы целевого назначения
по изучению новых изделий, оборудования,
технологии, школы по изучению передовых
методов труда, школы мастеров и бригадиров.
Производственно-технические
курсы, как наиболее массовая форма, создаются
в целях повышения производственных умении
и технических знаний рабочих до необходимого
для выполнения ими работ уровня, в целях
повышения квалификации рабочих разряда,
класса и т.п.) в пределах данной профессии
и специальности. Продолжительность обучения
для каждой учебной группы устанавливается
индивидуально в пределах от трех месяцев
(с отрывом от производства) до шести (без
отрыва от производства).
Задача
курсов по обучению вторым и смежным профессиям
видна из самого названия. Однако следует
иметь в виду одну их особенность. Если
исходить из сути повышения квалификации,
когда повышается разряд рабочего (или
профессиональное мастерство в пределах
разряда) по имеющейся у рабочего профессии
(специальности), то освоение других профессий
вроде бы не имеет отношения к повышению
квалификации. Но все дело в том, что это
за профессии и с какой целью они осваиваются.
Если рабочий осваивает смежные профессии,
т.е. находящиеся в тесной связи с основной,
относящиеся к комплексу взаимосвязанных
работ, на выполнении которых начинает
специализироваться рабочий (работник),
это можно рассматривать как повышение
его квалификации, универсализма, условие
применения более рациональных форм организации
труда при работе по своей прежней профессии.
Если же осваиваются далекие друг от друга
профессии (вторые, третьи и т.д.), как условие
маневренности в трудообеспеченности
рабочего, как предпосылки внутризаводского
движения рабочих, такое обучение ближе
к переподготовке кадров (освоение профессий
про запас).
Школы передовых
приемов и методов труда имеют своей целью
массовое освоение рабочими приемов и
методов труда передовиков производства.
Обучение включает в себя практические
занятия на рабочем месте, проводимые
передовиками, а также теоретические занятия,
проводимые специалистами.
Курсы целевого назначения создаются
непосредственно на предприятиях для
изучения новой техники, оборудования,
технологии, техники безопасности, прогрессивных
форм организации труда. Их задача - краткосрочное
обучение вновь принятых на предприятие
квалифицированных рабочих с тем, чтобы
в течение первого месяца работы на предприятии
они могли УСВОИТЬ особенности технологических
процессов.
В последнее время в ряде министерств
и ведомств получила распространение
непрерывная система подготовки и повышения
квалификации рабочих, которая построена
на обучении рабочих на краткосрочных
курсах по восходящим ступеням. Обучение
ставит целью дать комплекс органически
связанных теоретических и практических
знаний, призванных помочь рабочему овладеть
профессией от начального до высшего уровня
квалификации. Количество ступеней обучения
в разных отраслях промышленности различно
и устанавливается в зависимости от сложности
профессии или специальности. Обучение
осуществляется по единым по каждой ступени
профессии учебным планам и программам
и предусматривает наличие единой учебно-программной
документации как в профессионально-технических
училищах, так и на производстве.
Повышение квалификации должно быть тесно
увязано с профессионально-
Для принятия
управленческих, решений важен анализ
дифференциации уровня заработной платы
в зависимости от квалификации рабочих
с целью выяснения наличия материальных
стимулов в повышении квалификации.
Необходимость
повышения квалификации обусловлена различными
причинами, а потому оно может быть организовано
в различных формах и занимать различные
сроки. Так, процесс обучения, направленный
на повышение квалификации, может быть
осуществлен с отрывом и без отрыва от
производства (система вечернего и заочного образования, самостоятельное освоение
образовательных программ и т.п.), само
обучение может быть рассчитано на долгосрочный
и краткосрочный его варианты.
Отсюда управление процессом повышения
квалификации рабочих (работников) на
производстве связано с определением
объемов (масштабов) охвата им работников
на основании результатов анализа различий
в фактической и потребной квалификационных
структурах рабочей силы, с выбором форм,
видов и сроков повышения квалификации
исходя из целевой его задачи.