Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:08, курсовая работа
Организационная культура является оболочкой любого предприятия. Определяя состояние социальной системы, в рамках которой все факторы производства преобразуются в конечные результаты, организационная культура предприятия является важнейшим инструментом управления, лежащим в основе построения любой экономической модели деятельности.
Введение 3
1. Корпоративная культура организации 5
1.1. Понятие корпоративной культуры и ее организация 5
1.2. Основные компоненты корпоративной культуры 6
1.3. Содержание организационной культуры 9
1.4. Виды корпоративных отношений 13
2. Формирование корпоративной культуры организации 18
2.1. Модель организационной культуры Шейна 18
2.2. Инструменты изменения корпоративной культуры 22
2.3. Разработка предложений и организация мероприятий по
созданию корпоративной культуры 24
Заключение 27
Список литературы 29
Указанные характеристики культуры организации
в совокупности отражают и придают
смысл концепции
Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
Контркультуры в организации появляются
обычно тогда, когда индивиды или
группы находятся в условиях, которые,
как они чувствуют, не могут обеспечить
им привычного или желаемого удовлетворения
потребностей. В определенном смысле,
организационные контркультуры
являются выражением недовольства тем,
как организационная власть распределяет
организационные ресурсы. Особенно
часто подобная ситуация возникает
в период организационных кризисов
или реорганизации. В этих условиях
некоторые «контркультурные»
ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ
Как правило, именно характер и взгляды директора фирмы определяют стиль отношений между сотрудниками. Существуют, по крайней мере, четыре разновидности корпоративных отношений, которые напрямую зависят от управленческого стиля директора.
Если организация
Между сотрудниками таких компаний
выстроена строгая
Сослуживцы обычно не поддерживают неформальных отношений. Внутрифирменные сплетни не поощряются. Каждый знает и делает только то, что ему «положено». Бюрократическая культура жестко ограничивает человека. При этом организация работает, как часы с хорошо отлаженным механизмом.
При подборе работников в компанию учитываются не столько профессиональные способности кандидатов, сколько их готовность точно исполнять должностные инструкции. При этом им практически гарантирован постепенный карьерный рост. Но чрезмерно «прытким» персонажам придется набраться терпения – необходимо сдерживать свои амбиции и ограничивать инициативность, которые при этом типе культуры просто неуместны.
Бюрократическая корпоративная культура
чаще всего встречается в больших
компаниях, работающих на достаточно стабильном
рынке и имеющих твердые
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
Другой тип организационной культуры – «силовой». Он формируется чаще всего в компаниях, где руководитель «по совместительству» является еще и ее хозяином. Помимо административной власти, он также наделен явно выраженными лидерскими качествами.
Как правило, вокруг такого лидера сформирован особый круг приближенных сотрудников, с помощью которых он осуществляет руководство. Но последнее слово всегда остается за хозяином.
Сотрудники в компании с такой культурой могут быть менее ограничены в своих действиях, чем в бюрократической организации, более инициативны и даже принимают участие в решениях. Но за ними осуществляется более жесткий контроль. При этом, помимо формального исполнения обязанностей, от людей требуется проявление личной лояльности своему шефу, и именно этот фактор зачастую бывает решающим.
В таких фирмах обычно приняты неформальные отношения между сотрудниками, совместные празднования и общение, выходящее за рамки офиса. Впрочем, служебная субординация всегда соблюдается и права лидера неоспоримы. «Силовую» корпоративную культуру предпочитают компании, находящиеся в стадии формирования, поскольку она способствует мобильности и легкой адаптации к любым изменениям на рынке. Однако в этом случае мобильность фирмы зависит, прежде всего от личностных и профессиональных качеств ее лидера.
Еще один недостаток организаций с «силовым» типом корпоративной культуры заключается в том, что она ограничивает рост предприятия. Зачастую руководители в таких компаниях не желают делиться властью. А эффективно управлять большим предприятием в одиночку фактически невозможно. Специалисты по управлению считают, что лимит при авторитарном руководстве составляет 60 человек.
Кроме того, стремление сохранить власть в одних руках лишает персонал компании видимых перспектив служебного роста. Поэтому на предприятиях с силовой культурой всегда сильная текучесть кадров, особенно среди специалистов низшего и среднего звена.
ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Некоторые предприятия успехом
своей деятельности обязаны личностно-
Личностная корпоративная
При этом в фирмах с личностной
корпоративной культурой, как правило,
культивируются артельные, общинные, товарищеские
отношения между сотрудниками. Для
данного типа культуры характерна иерархичность
отношений: руководитель занимает положение
первого среди равных, а все
решения принимаются
Однако при всех преимуществах есть у такой культуры и недостаток – возможность анархии, столкновений амбиций сотрудников, несогласованность их действий. По этой причине долго она существовать не может. Чаще всего в такой организации выделяется лидер, и культура переходит в «силовую».
ЕДИНАЯ КОМАНДА
Четвертая разновидность организационных отношений – целевая культура. Она формируется в фирмах, деятельность которых направлена на решение конкретных задач. Например, в компаниях, действующих в условиях динамично развивающегося рынка.
Организации с целевой корпоративной
культурой, как правило, имеют довольно
размытую структуру. И тем не менее
должностные обязанности
Руководитель в таких
Основное внимание в компаниях с целевой культурой уделяется профессионализму сотрудников, поскольку здесь приняты коллегиальные методы работы. Сослуживцы нередко поддерживают неформальные отношения.
Целевая культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации.
ИСТИНА ЛЕЖИТ ПОСЕРЕДИНЕ
Выбор корпоративной культуры компании зависит не только от личных пристрастий руководителя. Не менее важную роль играют конкретные условия деятельности предприятия и этап его развития. Например, неформальные отношения в большей степени характерны для малых предприятий, а крупные структуры нуждаются в более суровом авторитарном контроле. Выбор также во многом определяется сферой деятельности компании.
Мудрый руководитель никогда не станет придерживаться только одной тактики. Он будет тонко комбинировать стили. Главное – знать во всем меру и чувствовать, что на самом деле нужно компании.
2. Формирование корпоративной культуры организации
Существует множество
Организационная культура – это устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов и историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих местах. (теория Дила и Кеннеди).
Организационная культура – это система разделяемых ценностей, которые проявляются через различные культурные артефакты: истории, мифы и т.д. (теория Питтерса и Уотермена).
Как видно из определений, термины «ценности», «система» и т.п. еще не являются тем однозначно описываемым объектом, над которым можно совершать какие-то действия. Необходима некая модель, которая была бы понятной, описываемой с точки зрения теории менеджмента и пригодной для практического применения. Такую модель предложил Эдвард Шейн.
Рассмотрим модель организационной культуры Шейна подробнее.
Первый, поверхностный уровень организационной культуры виден стороннему наблюдатели через артефакты. Под артефактами Шейн понимает конкретные продукт культуры (устные, письменные, предметы). Например, артефактом фирмы может быть устав, значок, территория, газета, фирменная одежда для персонала и т.д. по мнению автора, чем в большем объеме у компании существует истории, зафиксированной в артефактах, тем мощнее организационная культура фирмы.
Второй уровень разделен волнистой чертой, как «айсберг» (см. Схему 1). Нормы и ценности, которые находятся над волнистой чертой, мы можем видеть. Это – декларируемые нормы и ценности. Однако в компании очень часто существует «двойная мораль», те правила, о которых нигде не говорят, но все знают, что можно делать, а что – нельзя. Это – латентные, т.е. скрытые для стороннего наблюдателя нормы, которых уже не видно снаружи.
Третий, глубинный уровень модели Шейна показывает нам, что все эти артефакты и нормы и правила лишь надстройка, которая определяется поведением людей. В американских учебниках под термином «поведение» понимают следующее: поведение – это наше реальное базовое допущение, которое мы себе разрешаем и принимаем. Под термином «мы» понимают, во-первых, создателя фирмы, а во-вторых, ее персонал (в терминах Шейна). По мнению психологов, поведением человека на 90% руководит его бессознательное, которое находит выражение в базовых верованиях. Они же, в свою очередь отражаются в архетипах.
Архетипы – это базовые
Есть попытки преодолеть архетипы в феминистских организациях: Так, например, по классификации западных исследователей корпоративной культуры, все компании делятся на два типа:
Первому типу организации, присущи такие характеристики как сила, жесткость, рассудочный разум.
Информация о работе Формирование корпоративной культуры организации