Формирование оптимального ассортимента - основа эффективной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание

В современных условиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.
В сложившихся условиях конкуренции фирм, занимаясь продажей товаров, они вынуждены особенно четко формировать ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого позволить. И их цель – выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов. Актуальность темы данной курсовой работы определяется необходимостью активизации инновационных механизмов при формировании производственного ассортимента предприятий промышленности. Важнейшим направлением повышения эффективности инновационной деятельности является рациональное использование результатов научных исследований и разработок с целью создания конкурентоспособной продукции. При этом ассортиментная политика промышленного предприятия должна быть ориентирована на своевременное определение такого производственного ассортимента, который, соответствуя профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворял бы запросы определенных категорий потребителей и обеспечивал бы повышение экономической эффективности деятельности предприятия. Проблемы принятия обоснованных управленческих решений в процессе формирования производственного ассортимента промышленных предприятий нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов, – Багиева Г.Л., Бухалкова М.И., Данько Т.П., Мартынова А.В., Орлова А.В., Памбухчиянца В.К., Песоцкой Е.В., Соловьева Б.А., Фатхутдинова Р.А., Ансоффа И., Дафта Р., Ламбена Ж. и др.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть формирование оптимального ассортимента, как основу эффективной коммерческой деятельности предприятия.
Исходя из цели, задачами работы являются:
– рассмотреть сущность и основные показатели ассортимента;
– изучить формирование и управление ассортиментом;
– охарактеризовать риск, связанный с разработкой новой продукции;
– рассмотреть процедуру формирования оптимального ассортимента на примере ООО «Алтайская Бурёнка».

Содержание

Введение 3
Сущность формирование и управление ассортиментом предприятия
Сущность и основные показатели ассортимента 5
Формирование и управление ассортиментом 11
Риск связанный с реализацией новой продукции 19
Формирование оптимального ассортимента на примере ООО «Алтайская Буренка»
Характеристика ООО «Алтайская Буренка» 21
Изучение потребительского спроса и формирование ассортимента ООО «Алтайская Буренка» 23
Разработка ассортиментной политики ООО «Алтайская Буренка» 25
Заключение … 30
Список используемых источников …. 33

Работа состоит из  1 файл

Овчинникова Ира.rtf

— 1.27 Мб (Скачать документ)

Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики - изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.

Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и / или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.[8;10]

Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.

 

 

 

1.3 Риск, связанный с разработкой новой продукции

 

 

Какое бы огромное значение ни имело внедрение новой продукции для долгосрочного развития предприятия, оно остаётся крайне рискованным делом. Зарубежные специалисты подсчитали, что, в среднем, удельный вес неудачных нововведений в различных товарных группах колеблется между 50 и 90%.

Каким же образом риск, связанный с новой продукцией, может быть снижен до приемлемого уровня?

Во-первых, предприятие может добиться этого систематическим планированием ассортимента продукции, включающим все проверочные этапы - испытание продукции, исследования рынка и пробную продажу, а так же решением всех вопросов, пока продукция ещё находится в стадии планирования. Действуя таким образом, оно обеспечивает себе гарантию того, что её решения будут основываться не на догадках, а на знании фактов при условии, что эти факты могут быть получены своевременно и ценой приемлемых издержек.

Во-вторых, они могут сократить риск, анализируя опыт свой и других предприятий, обеспечивших успех внедрения новой продукции на рынок, выявляя закономерности успеха, где это возможно, и, используя знания этих закономерностей в своей работе.[11;108]

В любом случае перед предприятием стоит задача повышения конкурентоспособности своей продукции. Она должна тщательно прорабатываться на стадии планирования продукции, в особенности при формировании перспективного ассортимента, быть опережающей и долговременной.

Различают следующие формы конкуренции:

- Функциональная - среди продукции, удовлетворяющей определенную потребность разнообразными способами;

- Видовая - среди продукции одной группы, различающейся между собой по каким-то важным параметрам;

- Предметная (межфирменная) - среди идентичных, но отличающихся качеством изготовления одного вида продукции различными предприятиями.

При этом под конкурентоспособностью, согласно определению Т. Левитта, понимается «конкуренция не того, что произведено фирмами на своих заводах и предприятиях, а того, чем они ещё снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию, и прочих ценимых людьми вещей».[11;101]

Целый ряд контрольных таблиц и методов оценки новых видов продукции были разработаны для предприятий отдельных отраслей промышленности. Они, естественно, имеют много общего, хотя очевидно, что некоторые вопросы значительно больше касаются одних предприятий, чем других.

Главная ценность этих методов заключается в том, что они заставляют руководителей соблюдать определенную дисциплину при рассмотрении вопросов, связанных с разработкой новых видов продукции.

Они гарантируют, что все относящиеся к делу критерии будут, надлежащим образом, изучены и, что при составлении плана освоения новой продукции, будут трезво учтены присущие предприятию сильные и слабые стороны, отличающие его от других.

 

 

 

2 Формирование оптимального ассортимента на примере ООО «Алтайская Бурёнка»

 

 

2.1 Характеристика предприятия ООО «Алтайская Буренка»

 

 

Объектом экономического анализа в данной курсовой работе является предприятие ООО «Алтайская Бурёнка».

Местонахождение и юридический адрес:

659405, Алтайский край, Зональный р-н, Буланиха с, Школьная ул 1

Эл.почта: mail@altburenka.ru

Исторически Алтайский край был и остается молочным регионом России. Предприятие «Алтайская Буренка» образовалось в 2001 году в с. Буланиха, Зонального района. Предприятие находится в стратегическом центре производства сырья, так в радиусе всего 100 км расположены: Бийский, Зональный, Алтайский, Смоленский, Целинный, Троицкий, Косихинский, Советский, Красногорский районы, суммарный суточный надой которых составляет 300 т/сут. Кроме того, предприятие занимает удобную позицию с точки зрения транспортной логистики по доставке готовой продукции, так как в радиусе 300 км расположены такие города, как Бийск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, суммарное население которых, согласно общероссийской переписи населения, на конец 2010 года составило 3 228 650 человек

Начиная с 2004 года, на предприятии принимается важное решение, определившее дальнейшее развитие завода: приоритетным направлением деятельности выбирается производство цельномолочной продукции. Завод становится активным участником государственных заказов по всему Алтайскому краю. Мы всегда гордились качеством своей продукции, это повлияло и на выбор сектора бюджетных организаций. В Бийске нашими постоянными партнерами стали Центральная городская больница, детские сады и детские дома города Бийска. В Барнауле - детские учреждения (детские сады, школы), краевая клиническая больница им. Ляпидевского, Центральный дом престарелых. Нашими постоянными клиентами стали пионерские лагеря «Юность» и «Лето» города Рубцовска. В это же время компания «Алтайская Буренка» выходит за пределы Алтайского края, увеличивается география поставок. Активное развитие продаж идет на юге Кемеровской области и в Новосибирске.

За время работы компании «Алтайская Буренка» продукцию по достоинству оценили не только потребители Алтайского края, но и других областей, также она была удостоена многочисленных наград.

С 2006 года «Алтайская Буренка» начала тесное сотрудничество с «Агрофирмой «Урожай», являющейся одним из основных поставщиков молочного сырья. Взаимовыгодные партнерские отношения с поставщиками обеспечивают качественное сырье для производства нашей продукции.

За период с 2004 по 2010 год объем продаж цельномолочной продукции под торговой маркой «Алтайская Буренка» вырос на 555%. Увеличение объемов продаж неразрывно связано с увеличением числа наших сотрудников. Так на начало 2004 года на предприятии работало 70 человек, на текущий момент численность персонала на ООО «Алтайская Буренка» составляет 330 человек.

В июне 2011 года ООО «Алтайская Буренка» исполнилось 10 лет. Уже накоплен значительный опыт работы на рынке, создана собственная сырьевая база. Получено множество наград, в том числе и международных, расширен ассортимент продукции до 100 наименований. Производственные мощности выросли, предприятие способно перерабатывать более 150 т/сут. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Так в марте 2011 года на предприятии произошло знаменательное событие: был реализован инновационный проект при поддержке Администрации Алтайского края, предусматривающий ультрачистый выпуск и фасовку молока и молочной продукции в ПЭТ-упаковку на болгарской линии новейшего поколения общей мощностью 40 тонн в сутки. Аналогичного оборудования по фасовке молочной продукции в ПЭТ-бутылку до настоящего времени на территории Алтайского края не существовало. В производство запущено 8 ассортиментных позиций: молоко, 2 вида кефира, 4 вида йогурта и уникальный по лечебным свойствам продукт «Кефинар», напиток, совмещающий кефир и «Наринэ». Существенным преимуществом ПЭТ-упаковки является увеличение срока сохранности молочной продукции. Автоматическая линия имеет несколько особенностей: во-первых, она позволяет производить кисломолочные продукты с натуральными добавками с помощью прямого внесения в продукт, в том числе с цельными фруктовыми, ягодными кусочками, орехами и злаками, а во-вторых, в работе этой линии исключен человеческий фактор, т.к. все процессы, начиная от подготовки продукта и заканчивая его фасовкой, автоматизированы, а значит, Вы всегда сможете наслаждаться вкусным, натуральным, приготовленным по традиционным рецептам продуктом. В добавление ко всему, ПЭТ-бутылка удобна в использовании.

До сентября 2011 года ассортимент выпускаемой продукции в ПЭТ-бутылке будет расширен до 12 наименований.

 

 

2.2 Ассортимент предприятия ОOО «Бурёнка»

 

 

Молочная продукция относится к той категории продуктов, которые никогда не выйдут из употребления, поэтому эта тема была актуальна много столетий назад, актуальна в наше время и будет актуальна в будущем (сколько бы времени ни прошло). Молоко относится к товарам первой необходимости. По объёму продаж среди продуктов питания молочная продукция занимает второе место, уступая лишь хлебобулочным изделиям.

Продукция занимает заслуженное место среди молочных продуктов, выпускаемых в России.

Используемое высококачественное сырье, новейшая аппаратура и классические рецепты приготовления молочных, кисломолочных и ацидофильных продуктов обеспечивает известность и хороший сбыт.

На момент старта в 2001 году было выбрано традиционное для молочной промышленности Алтайского края направление по производству сыра, производственные мощности предприятия были способны перерабатывать до 40 тонн сырья в сутки. Кроме сыра, ассортимент предприятия включал в себя такие продукты, как:

- молоко,

- варенец,

- ряженка

- сметана.

Следующие три года предприятие активно завоевывало рынки Бийска, Белокурихи и Горного Алтая. Этот период знаменателен не только увеличением объемов производства, но и ростом номенклатуры предприятия. Именно в это время начинают производиться:

-кефир фруктовый (ставший новинкой для регионального рынка и в дальнейшем получивший не одну награду на конкурсах-смотрах, как местного, так и федерального уровня)

-молоко (обогащенное йодказеином)

-бифидокефир и бифилюкс,

-кефир,

-биопростокваша.

 

 

 

 

2.3 Разработка ассортиментной политики предприятия ООО «Алтайская Бурёнка»

 

 

Необходимо отметить, что предприятие реализует товары, которые находятся на разных этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одним товаром может быть достаточно успешной и прибыльной, а другим - приносить лишь убытки. Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом этапе жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную деятельность. Для решения такой проблемы может быть использована матрица «Бостон консалтинг групп». 1В этой матрице есть ячейки, в которых указываются товары предприятия с учетом темпов роста объемов продаж всех аналогичных товаров конкурентов и относительной доли на рынке отдельных товаров: «Звезда», «Трудные дети», «Дойные коровы» и «Собаки». Показатели темпов роста откладываются по вертикали и отражают среднегодовой темп роста рынка, на котором функционирует каждая бизнес-единица. Относительная доля рынка откладывается по горизонтали. Она отражает долю рынка каждой ассортиментной группы относительно его крупнейшего конкурента.

В данной курсовой работе будет использован метод наподобие классической матрицы Бостон Консалтинг Групп, предложенный руководителем Консалтинг-центра «Эркон» г. Харькова Игорем Рыбальченко.2 Единицей анализа выступают группы продукта, характерными параметрами - К - удельный вес группы в объеме сбыта и Т - удельный вес группы в темпе изменения объемов релизации.

Причины использования данного метода:

  • отсутствие стратегического планирования на предприятии;
  • дефицит достоверной рыночной информации (объема рынка), т. к. большинство информации скрывается;

Таблица 1 - Удельный вес отдельных товарных групп в общем объеме реализации продукции и темпы изменения объемов реализации отдельных товарных групп в общем объеме темпов изменения реализации продукции

Товарные группы

Объем продаж, тыс. р.

Удельный вес, %

Темпы изменения объемов реализации в общем объеме, %

Молоко

6421,14

23,5

110,34

Йогурты

2158,6

7,9

89,99

Сметана

2623,1

9,6

91,74

Кефир

6366,49

23,3

113,97

Простокваша

1694,09

6,2

74,98

Ацидофильные продукты

2131,27

7,8

99,9

Варенец

2158,6

7,9

89,99

Шубат

1256,9

4,6

66,65

Хурунга

1502,8

5,5

85,7

Кумыс

1010,9

3,7

122,22

Итого

27324

100

99,99


 

Для наглядности отобразим результаты таблицы на рисунке 1, на котором можем видеть, что в групп «Звезды» попали следующие группы товаров: молоко и кефир. Эти группы товаров - лидеры - они обеспечивают будущие предприятия и имеют наибольший удельный вес в реализации и дают значительные прибыли

Информация о работе Формирование оптимального ассортимента - основа эффективной работы