Формирование системы мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).
Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации

Содержание

Вступительная часть
1. Понятие и принципы федеративного устройства России.
2. Конституционно-правовой статус РФ.
3. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами в ее составе.
Заключительная часть (подведение итогов)

Работа состоит из  1 файл

кккккккк.docx

— 34.60 Кб (Скачать документ)

1. Добровольность объединения  наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие  наций.

3. Федерализм в сочетании  с унитаризмом и автономией.

4.Национально-территориальный  принцип образования форм государственности  в сочетании с территориальным  принципом образования субъектов  Федерации.

5. Государственная целостность  Российской Федерации.

6. Разграничение предметов  ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов  Федерации. 

 

2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ  СТАТУС РФ.

 Правовые основы статуса  РФ. Российская Федерация имеет  международно-правовой статус в  мировом сообществе государств  и конституционно-правовой статус. Первый определяется международным  правом (общепризнанными принципами  и нормами международного права,  многосторонними и двусторонними  договорами, в которых участвует  Россия), второй — внутренним  конституционным правом, которое  тоже может иметь одним из  своих источников договор. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. (в части, не противоречащей Конституции РФ), а наиболее полно — Конституцией РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Основы правового статуса РФ в Союзном государстве Белоруссии и России определяются Договором о создании Союзного государства, подписанным 8 декабря 1999 г. и вступившим в силу после ратификации Федеральным Собранием 26 января 2000 г.[2] Договор содержит положения, согласно которым его поэтапная реализация может потребовать внесения поправок и дополнений в конституции государств-участников.

 Основные черты конституционного  статуса РФ. Россия является суверенным  государством, что подтверждено  упомянутым выше договором Белоруссии  и России. Как государство, она  имеет свою территорию, определяемую прежде всего Законом о Государственной границе 1993 г. (с изменениями и дополнениями), а также другими федеральными актами и международными соглашениями. В Законе о Государственной границе речь идет о «неподвижной территории». Другие нормы (в том числе международного права) действуют в отношении подвижной или условной территории (корабли, самолеты под флагом государства, обитаемые космические станции, морские подводные кабели, трубопроводы и т.д.).

 Территория РФ состоит  из территорий субъектов Федерации  («подвижная территория» - ее крайне  незначительная часть) и составляет  государственное единство, государственную  целостность. Как говорилось, она  включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушное  пространство над ними. Границы  такой высоты в международном  праве не определены. Обычно считается:  до высоты геостационарной орбиты  искусственных спутников Земли.  В состав государственной территории  входят также недра земли на  доступную глубину, являющиеся  в соответствии с Законом 1993 г. государственной собственностью. Это – пространственный предел  государственного суверенитета. Суверенитет  распространяется также на условную  территорию.

 Кроме того, российское  государство имеет суверенные  права и осуществляет юрисдикцию  в отношении других частей  Земли, которые не входят в  состав государственной территории. К таким частям относятся континентальный  шельф и исключительная экономическая  зона. В соответствии с федеральными  законами о континентальном шельфе (1995) и об исключительной экономической  зоне (1998) субъекты Федерации не  вправе без разрешения федеральных властей осуществлять на шельфе и в исключительных экономических зонах хозяйственную деятельность. Из положения о государственной целостности федеральной территории вытекает правило, что субъекты Федерации не вправе решать без ее участия вопросы об уступке территории зарубежным государствам, о приобретении территории у них, об изменения федеральной границы.

Федерация обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории, защищая тем самым территориальную  неприкосновенность ее субъектов. Она  гарантирует также защиту установленного в них конституционного порядка, если он соответствует Конституции  РФ. Хотя таких прямых положений  в Конституции РФ нет, они общепризнанны  в конституционном праве многих федеративных государств мира.

 Из суверенитета Федерации  вытекает ее право внешнеполитических  и иных международных отношений  с иностранными государствами.  Внешнеполитические отношения —  исключительная компетенция Федерации.  Осуществляя такую деятельность, как и внешние отношения по другим вопросам, Федерация представляет и защищает интересы всей страны и интересы каждого из ее субъектов. Она заключает международные и межгосударственные договоры, соглашения, участвует в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в межгосударственных союзах.

 Во внешнеэкономических  и некоторых других международных  отношениях могут участвовать  и субъекты Федерации, но в  определенных пределах и с  ведома соответствующих органов Федерации.

 Важный элемент конституционно-правового  статуса Российской Федерации  — единое гражданство. Об этом  уже говорилось выше. Хотя некоторые  субъекты РФ (республики) могут иметь  собственное гражданство, оно  является неразрывной частью  гражданства Федерации: гражданин  любой республики в составе  Федерации автоматически является  гражданином РФ. Вопросы гражданства  РФ, основания приобретения, утраты, обжалования решений по вопросам  гражданства, порядок разрешения  споров по вопросам гражданства  между Федерацией и ее субъектами  регулируются на основе Конституции  РФ Федеральным законом о гражданстве  2002 г. Защита интересов граждан  РФ за рубежом осуществляется  органами Федерации, ее дипломатическими  и консульскими представительствами. 

 Неотъемлемой чертой  конституционно-правового статуса  РФ является создание общих  для всей Федерации органов  государственной власти: законодательных,  исполнительных, судебных. Федерация  имеет главу государства —  Президента РФ, Федеральное Собрание  — парламент РФ, Правительство,  Конституционный Суд, систему  общих судов, прокуратуру. Местные  органы суда и прокуратуры  являются федеральными органами, основы деятельности мировых  судей также регулируются федеральным  законом 1998 г., с изменениями и  дополнениями, вступившими в силу 1 января 2005 г., Конституция РФ говорит  не только о разделении властей,  но и о единстве системы  органов государственной власти.

 Российская Федерация  обладает единой правовой системой. Она включает нормативные акты  федеральных органов, акты субъектов  федерации и акты органов местного  самоуправления. Это единство не  исключает локальных правовых  систем в субъектах, поскольку  они принимают свои конституции,  законы, кодексы законов и иные  акты. В рамках муниципальных  образований тоже может действовать  местная система правовых актов,  основанная на уставе муниципального  образования. Эти акты могут  по-своему регулировать те или  иные отношения. Однако в силу  верховенства федеральной Конституции  и верховенства федерального  права местное правотворчество в конечном счете развивается в соответствии с принципами федеральных правовых актов, оно не может противоречить им, должно согласовываться с ним. В этом состоит суть единства права в РФ. В конце 2000 г. создан Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ.

 Как отмечалось, общим  признаком Федерации является  институт федерального принуждения  субъектов Федерации к выполнению  федеральной Конституции и соответствующего  ей законодательства. Это не является  вмешательством в права субъектов,  они осуществляют свои исключительные  права самостоятельно. В Конституции  РФ, в отличие от многих других  федераций, отсутствуют нормы,  прямо устанавливающие основания  для федерального вмешательства,  однако есть общее положение,  допускающее его возможность.  Часть 4 ст. 78 устанавливает, что  Президент и Правительство РФ  обеспечивают осуществление полномочий  федеральной государственной власти  на всей территории РФ. Есть  и другие положения, гласящие, что Президент РФ является  гарантом Конституции, прав и  свобод человека, он принимает  меры по охране суверенитета  Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности  (ч. 2 ст. 80). Имеются также международно-правовые  акты, которые можно использовать  в данном случае. Таков, например, Дополнительный протокол 1977 г. к  Женевским соглашениям 1949 г., ратифицированный СССР и являющийся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы на основе правопреемства. Он устанавливает обязанность правительства всеми законными средствами восстанавливать порядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства (ч.1. ст.3 Протокола). Конкретными мерами для этого в России могут быть введение чрезвычайного или военного положения, право Президента приостанавливать действие актов исполнительной власти (в том числе субъектов Федерации, противоречащих федеральным законам, что и делалось неоднократно, в том числе в 2004 г.), роспуск законодательного собрания субъекта РФ, отрешение от должности главы субъекта РФ.

 Конституционно-правовой  статус России как федерации  предполагает не только федеральное  вмешательство, но и участие  ее субъектов в решении общефедеральных  вопросов. Формы такого участия  рассматриваются ниже.

 Российская Федерация  как субъект права имеет свою  собственность. В РФ осуществляется  разграничение федеральной собственности,  собственности субъектов Федерации  и муниципальной собственности.  В соответствии с постановлением  Верховного Совета России 1991 г.  к объектам исключительной федеральной  собственности относятся: 

1) объекты, составляющие  основу национального богатства  страны. В их числе ресурсы  континентального шельфа, территориальных  вод, морской экономической зоны, особым образом используемые  объекты (например, курорты, заповедники), объекты историко-культурного наследия  и художественной ценности. Существует  Государственный свод особо ценных  объектов культурного наследия  народов России. Сюда входят, например, Государственный академический Мариинский театр (г. Санкт-Петербург), Государственный историко-культурный и этнографический музей-заповедник Кижи (Спасо-Киж-ский погост в Республике Карелия), Госфильмофонд РФ (Московская область), Российский государственный архив древних актов (г. Москва);

2) объекты, необходимые  для функционирования федеральных  органов государственной власти  и решения общероссийских задач  — государственная казна, имущество  Вооруженных Сил, имущество учреждений, финансируемых из государственного  бюджета, включающее высшие учебные  заведения, объекты Российской  академии наук и др.;

3) объекты оборонного  производства (все предприятия, производящие  элементы и системы вооружения, взрывчатые, отравляющие, радиоактивные,  расщепляющиеся материалы, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские объекты  этого рода, независимо от доли  военных заказов, космические  аппараты и т.д.);

4) объекты отраслей, обеспечивающих  жизнедеятельность народного хозяйства  России в целом и других  отраслей (предприятия добывающей  промышленности, кроме добычи местного  сырья, топливно-энергетического  комплекса, железнодорожного, трубопроводного,  воздушного транспорта, связи, телевизионные  и радиоцентры, сортоиспытательные  станции, предприятия по производству  ценных пород рыбы, фармацевтической  промышленности и т.д.).

 Законодательство устанавливает,  что некоторые объекты федеральной  собственности могут передаваться  в государственную собственность  субъектов Федерации (например, предприятия,  занимающие доминирующее положение  на местных рынках товаров,  предприятия энергетического машиностроения, санаторно-курортные учреждения  и др.). Некоторые объекты федеральной  собственности (например, недра земли)  могут находиться в совместном  владении, пользовании и распоряжении  Федерации и ее субъектов, а добытые полезные ископаемые по условиям лицензии могут распределяться в зависимости от того, в чьей собственности они находятся: федеральной, субъектов Федерации, муниципальной или частной.

 Принципиальная черта  России как федерального государства  — установление Конституцией  РФ единства экономического пространства. Это значит, что на территории  России не допускается установление  таможенных границ между субъектами  Федерации, установление ими таможенных  пошлин, сборов, каких-либо препятствий  для свободы перемещения товаров,  услуг и финансовых средств.  Существует единый Таможенный  кодекс. Ограничения перемещения  товаров и услуг в определенных  обстоятельствах (например, при эпидемиях)  могут быть осуществлены только  на основе федеральных законов  (некоторые основания для таких  ограничений предусмотрены федеральными  законами о чрезвычайном положении,  об оружии, о санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения). Ограничения,  вводившиеся в некоторых субъектах  в 90-х гг. актами их губернаторов (главным образом на вывоз продовольствия), были отменены указами Президента  РФ.

 Составной частью единого  экономического пространства является  единство денежной и кредитной  политики. Официальной денежной (валютной) единицей на территории РФ  является рубль, введение каких-либо  других денежных единиц или  денежных суррогатов запрещено,  хотя такие факты имели место  (например, в Хакасии). Эмиссия денежных  знаков, введение их в обращение  и изъятие из обращения возлагается  исключительно на Банк России (Центральный банк России), который  организует также денежное обращение  (планирование производства, перевозок  банкнот и монет, ведение кассовых  операций и т.д.), устанавливает  единые правила кредитования  и кредитных расчетов.

 Одна из важнейших  характеристик конституционно-правового  статуса России — единые Вооруженные  Силы. Только Федерация определяет  структуру и организацию Вооруженных  Сил, разрабатывает и проводит  оборонную политику, решает вопросы  войны и мира, производит, продает  и покупает оружие, боеприпасы, военную  технику. Федерация осуществляет  призыв на военную службу, распоряжается  Вооруженными Силами. Попытки некоторых  президентов субъектов Федерации  вмешаться в 1996 г. в распоряжение  Вооруженными Силами (запрет посылать  в Чечню для проведения военных  действий местных призывников)  были отклонены Президентом РФ.

 Существенным элементом  конституционно-правового статуса  Российской Федерации является  федеральный государственный язык. Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык. Связано это с тем, что большинство населения — русские, а подавляющее большинство лиц многих других национальностей (по данным переписей населения и опросов до 80% в некоторых случаях) считают русский язык своим родным языком. Иное решение данного вопроса невозможно по объективным причинам: в Федерации проживают лица более 100 национальностей. Признание русского языка государственным означает, что на нем ведется работа в законодательных и исполнительных органах государственной власти, в судах, прокуратуре, он обязательно изучается в общеобразовательных учреждениях, на нем публикуются официальные документы. Законом о языках народов РСФСР 1991 г. установлено также, что он является основным средством межнационального общения народов РФ. Вместе с тем, этим законом предусмотрено, что граждане, не владеющие русским языком, могут использовать в государственных органах, учреждениях, организациях родной язык, а в определенных случаях (в том числе в суде) им обеспечивается перевод на родной язык. Законодательство РФ предусматривает также равные права народов России на сохранение, развитие, государственную поддержку их языков. Особая забота должна быть проявлена по отношению к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих национально-территориальных образований. В то же время необходимо овладение русским языком как языком межнационального общения и другими языками народов РФ, проживающих на одной территории.

Информация о работе Формирование системы мотивации персонала