1. Добровольность объединения
наций и народностей.
2. Суверенность и равноправие
наций.
3. Федерализм в сочетании
с унитаризмом и автономией.
4.Национально-территориальный
принцип образования форм государственности
в сочетании с территориальным
принципом образования субъектов
Федерации.
5. Государственная целостность
Российской Федерации.
6. Разграничение предметов
ведения и полномочий Федерации
и ее субъектов.
7. Равноправие субъектов
Федерации.
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС РФ.
Правовые основы статуса
РФ. Российская Федерация имеет
международно-правовой статус в
мировом сообществе государств
и конституционно-правовой статус.
Первый определяется международным
правом (общепризнанными принципами
и нормами международного права,
многосторонними и двусторонними
договорами, в которых участвует
Россия), второй — внутренним
конституционным правом, которое
тоже может иметь одним из
своих источников договор. Конституционно-правовой
статус Российской Федерации определяется
Декларацией о государственном суверенитете
РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором
от 31 марта 1992 г. (в части, не противоречащей
Конституции РФ), а наиболее полно — Конституцией
РФ, принятой на референдуме 12 декабря
1993 г. Основы правового статуса РФ в Союзном
государстве Белоруссии и России определяются
Договором о создании Союзного государства,
подписанным 8 декабря 1999 г. и вступившим
в силу после ратификации Федеральным
Собранием 26 января 2000 г.[2] Договор содержит
положения, согласно которым его поэтапная
реализация может потребовать внесения
поправок и дополнений в конституции государств-участников.
Основные черты конституционного
статуса РФ. Россия является суверенным
государством, что подтверждено
упомянутым выше договором Белоруссии
и России. Как государство, она
имеет свою территорию, определяемую
прежде всего Законом о Государственной
границе 1993 г. (с изменениями и дополнениями),
а также другими федеральными актами и
международными соглашениями. В Законе
о Государственной границе речь идет о
«неподвижной территории». Другие нормы
(в том числе международного права) действуют
в отношении подвижной или условной территории
(корабли, самолеты под флагом государства,
обитаемые космические станции, морские
подводные кабели, трубопроводы и т.д.).
Территория РФ состоит
из территорий субъектов Федерации
(«подвижная территория» - ее крайне
незначительная часть) и составляет
государственное единство, государственную
целостность. Как говорилось, она
включает сушу, внутренние воды,
территориальное море, воздушное
пространство над ними. Границы
такой высоты в международном
праве не определены. Обычно считается:
до высоты геостационарной орбиты
искусственных спутников Земли.
В состав государственной территории
входят также недра земли на
доступную глубину, являющиеся
в соответствии с Законом 1993
г. государственной собственностью.
Это – пространственный предел
государственного суверенитета. Суверенитет
распространяется также на условную
территорию.
Кроме того, российское
государство имеет суверенные
права и осуществляет юрисдикцию
в отношении других частей
Земли, которые не входят в
состав государственной территории.
К таким частям относятся континентальный
шельф и исключительная экономическая
зона. В соответствии с федеральными
законами о континентальном шельфе
(1995) и об исключительной экономической
зоне (1998) субъекты Федерации не
вправе без разрешения федеральных
властей осуществлять на шельфе и в исключительных
экономических зонах хозяйственную деятельность.
Из положения о государственной целостности
федеральной территории вытекает правило,
что субъекты Федерации не вправе решать
без ее участия вопросы об уступке территории
зарубежным государствам, о приобретении
территории у них, об изменения федеральной
границы.
Федерация обеспечивает целостность
и неприкосновенность своей территории,
защищая тем самым территориальную
неприкосновенность ее субъектов. Она
гарантирует также защиту установленного
в них конституционного порядка,
если он соответствует Конституции
РФ. Хотя таких прямых положений
в Конституции РФ нет, они общепризнанны
в конституционном праве многих
федеративных государств мира.
Из суверенитета Федерации
вытекает ее право внешнеполитических
и иных международных отношений
с иностранными государствами.
Внешнеполитические отношения —
исключительная компетенция Федерации.
Осуществляя такую деятельность,
как и внешние отношения по другим
вопросам, Федерация представляет и защищает
интересы всей страны и интересы каждого
из ее субъектов. Она заключает международные
и межгосударственные договоры, соглашения,
участвует в работе международных организаций,
в системах коллективной безопасности,
в межгосударственных союзах.
Во внешнеэкономических
и некоторых других международных
отношениях могут участвовать
и субъекты Федерации, но в
определенных пределах и с
ведома соответствующих органов Федерации.
Важный элемент конституционно-правового
статуса Российской Федерации
— единое гражданство. Об этом
уже говорилось выше. Хотя некоторые
субъекты РФ (республики) могут иметь
собственное гражданство, оно
является неразрывной частью
гражданства Федерации: гражданин
любой республики в составе
Федерации автоматически является
гражданином РФ. Вопросы гражданства
РФ, основания приобретения, утраты,
обжалования решений по вопросам
гражданства, порядок разрешения
споров по вопросам гражданства
между Федерацией и ее субъектами
регулируются на основе Конституции
РФ Федеральным законом о гражданстве
2002 г. Защита интересов граждан
РФ за рубежом осуществляется
органами Федерации, ее дипломатическими
и консульскими представительствами.
Неотъемлемой чертой
конституционно-правового статуса
РФ является создание общих
для всей Федерации органов
государственной власти: законодательных,
исполнительных, судебных. Федерация
имеет главу государства —
Президента РФ, Федеральное Собрание
— парламент РФ, Правительство,
Конституционный Суд, систему
общих судов, прокуратуру. Местные
органы суда и прокуратуры
являются федеральными органами,
основы деятельности мировых
судей также регулируются федеральным
законом 1998 г., с изменениями и
дополнениями, вступившими в силу
1 января 2005 г., Конституция РФ говорит
не только о разделении властей,
но и о единстве системы
органов государственной власти.
Российская Федерация
обладает единой правовой системой.
Она включает нормативные акты
федеральных органов, акты субъектов
федерации и акты органов местного
самоуправления. Это единство не
исключает локальных правовых
систем в субъектах, поскольку
они принимают свои конституции,
законы, кодексы законов и иные
акты. В рамках муниципальных
образований тоже может действовать
местная система правовых актов,
основанная на уставе муниципального
образования. Эти акты могут
по-своему регулировать те или
иные отношения. Однако в силу
верховенства федеральной Конституции
и верховенства федерального
права местное правотворчество в
конечном счете развивается в соответствии
с принципами федеральных правовых актов,
оно не может противоречить им, должно
согласовываться с ним. В этом состоит
суть единства права в РФ. В конце 2000 г.
создан Федеральный регистр нормативных
правовых актов субъектов РФ.
Как отмечалось, общим
признаком Федерации является
институт федерального принуждения
субъектов Федерации к выполнению
федеральной Конституции и соответствующего
ей законодательства. Это не является
вмешательством в права субъектов,
они осуществляют свои исключительные
права самостоятельно. В Конституции
РФ, в отличие от многих других
федераций, отсутствуют нормы,
прямо устанавливающие основания
для федерального вмешательства,
однако есть общее положение,
допускающее его возможность.
Часть 4 ст. 78 устанавливает, что
Президент и Правительство РФ
обеспечивают осуществление полномочий
федеральной государственной власти
на всей территории РФ. Есть
и другие положения, гласящие,
что Президент РФ является
гарантом Конституции, прав и
свобод человека, он принимает
меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности
(ч. 2 ст. 80). Имеются также международно-правовые
акты, которые можно использовать
в данном случае. Таков, например,
Дополнительный протокол 1977 г. к
Женевским соглашениям 1949 г., ратифицированный
СССР и являющийся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ составной частью ее правовой системы
на основе правопреемства. Он устанавливает
обязанность правительства всеми законными
средствами восстанавливать порядок в
государстве или защищать национальное
единство и территориальную целостность
государства (ч.1. ст.3 Протокола). Конкретными
мерами для этого в России могут быть введение
чрезвычайного или военного положения,
право Президента приостанавливать действие
актов исполнительной власти (в том числе
субъектов Федерации, противоречащих
федеральным законам, что и делалось неоднократно,
в том числе в 2004 г.), роспуск законодательного
собрания субъекта РФ, отрешение от должности
главы субъекта РФ.
Конституционно-правовой
статус России как федерации
предполагает не только федеральное
вмешательство, но и участие
ее субъектов в решении общефедеральных
вопросов. Формы такого участия
рассматриваются ниже.
Российская Федерация
как субъект права имеет свою
собственность. В РФ осуществляется
разграничение федеральной собственности,
собственности субъектов Федерации
и муниципальной собственности.
В соответствии с постановлением
Верховного Совета России 1991 г.
к объектам исключительной федеральной
собственности относятся:
1) объекты, составляющие
основу национального богатства
страны. В их числе ресурсы
континентального шельфа, территориальных
вод, морской экономической зоны,
особым образом используемые
объекты (например, курорты, заповедники),
объекты историко-культурного наследия
и художественной ценности. Существует
Государственный свод особо ценных
объектов культурного наследия
народов России. Сюда входят, например,
Государственный академический Мариинский
театр (г. Санкт-Петербург), Государственный
историко-культурный и этнографический
музей-заповедник Кижи (Спасо-Киж-ский
погост в Республике Карелия), Госфильмофонд
РФ (Московская область), Российский государственный
архив древних актов (г. Москва);
2) объекты, необходимые
для функционирования федеральных
органов государственной власти
и решения общероссийских задач
— государственная казна, имущество
Вооруженных Сил, имущество учреждений,
финансируемых из государственного
бюджета, включающее высшие учебные
заведения, объекты Российской
академии наук и др.;
3) объекты оборонного
производства (все предприятия, производящие
элементы и системы вооружения,
взрывчатые, отравляющие, радиоактивные,
расщепляющиеся материалы, научно-исследовательские
и опытно-конструкторские объекты
этого рода, независимо от доли
военных заказов, космические
аппараты и т.д.);
4) объекты отраслей, обеспечивающих
жизнедеятельность народного хозяйства
России в целом и других
отраслей (предприятия добывающей
промышленности, кроме добычи местного
сырья, топливно-энергетического
комплекса, железнодорожного, трубопроводного,
воздушного транспорта, связи, телевизионные
и радиоцентры, сортоиспытательные
станции, предприятия по производству
ценных пород рыбы, фармацевтической
промышленности и т.д.).
Законодательство устанавливает,
что некоторые объекты федеральной
собственности могут передаваться
в государственную собственность
субъектов Федерации (например, предприятия,
занимающие доминирующее положение
на местных рынках товаров,
предприятия энергетического машиностроения,
санаторно-курортные учреждения
и др.). Некоторые объекты федеральной
собственности (например, недра земли)
могут находиться в совместном
владении, пользовании и распоряжении
Федерации и ее субъектов, а добытые полезные
ископаемые по условиям лицензии могут
распределяться в зависимости от того,
в чьей собственности они находятся: федеральной,
субъектов Федерации, муниципальной или
частной.
Принципиальная черта
России как федерального государства
— установление Конституцией
РФ единства экономического пространства.
Это значит, что на территории
России не допускается установление
таможенных границ между субъектами
Федерации, установление ими таможенных
пошлин, сборов, каких-либо препятствий
для свободы перемещения товаров,
услуг и финансовых средств.
Существует единый Таможенный
кодекс. Ограничения перемещения
товаров и услуг в определенных
обстоятельствах (например, при эпидемиях)
могут быть осуществлены только
на основе федеральных законов
(некоторые основания для таких
ограничений предусмотрены федеральными
законами о чрезвычайном положении,
об оружии, о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения). Ограничения,
вводившиеся в некоторых субъектах
в 90-х гг. актами их губернаторов
(главным образом на вывоз продовольствия),
были отменены указами Президента
РФ.
Составной частью единого
экономического пространства является
единство денежной и кредитной
политики. Официальной денежной (валютной)
единицей на территории РФ
является рубль, введение каких-либо
других денежных единиц или
денежных суррогатов запрещено,
хотя такие факты имели место
(например, в Хакасии). Эмиссия денежных
знаков, введение их в обращение
и изъятие из обращения возлагается
исключительно на Банк России
(Центральный банк России), который
организует также денежное обращение
(планирование производства, перевозок
банкнот и монет, ведение кассовых
операций и т.д.), устанавливает
единые правила кредитования
и кредитных расчетов.
Одна из важнейших
характеристик конституционно-правового
статуса России — единые Вооруженные
Силы. Только Федерация определяет
структуру и организацию Вооруженных
Сил, разрабатывает и проводит
оборонную политику, решает вопросы
войны и мира, производит, продает
и покупает оружие, боеприпасы, военную
технику. Федерация осуществляет
призыв на военную службу, распоряжается
Вооруженными Силами. Попытки некоторых
президентов субъектов Федерации
вмешаться в 1996 г. в распоряжение
Вооруженными Силами (запрет посылать
в Чечню для проведения военных
действий местных призывников)
были отклонены Президентом РФ.
Существенным элементом
конституционно-правового статуса
Российской Федерации является
федеральный государственный язык.
Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным
языком на всей территории РФ является
русский язык. Связано это с тем, что большинство
населения — русские, а подавляющее большинство
лиц многих других национальностей (по
данным переписей населения и опросов
до 80% в некоторых случаях) считают русский
язык своим родным языком. Иное решение
данного вопроса невозможно по объективным
причинам: в Федерации проживают лица
более 100 национальностей. Признание русского
языка государственным означает, что на
нем ведется работа в законодательных
и исполнительных органах государственной
власти, в судах, прокуратуре, он обязательно
изучается в общеобразовательных учреждениях,
на нем публикуются официальные документы.
Законом о языках народов РСФСР 1991 г. установлено
также, что он является основным средством
межнационального общения народов РФ.
Вместе с тем, этим законом предусмотрено,
что граждане, не владеющие русским языком,
могут использовать в государственных
органах, учреждениях, организациях родной
язык, а в определенных случаях (в том числе
в суде) им обеспечивается перевод на родной
язык. Законодательство РФ предусматривает
также равные права народов России на
сохранение, развитие, государственную
поддержку их языков. Особая забота должна
быть проявлена по отношению к языкам
малочисленных народов, а также народов,
не имеющих национально-территориальных
образований. В то же время необходимо
овладение русским языком как языком межнационального
общения и другими языками народов РФ,
проживающих на одной территории.