Формирование системы мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).
Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации

Содержание

Вступительная часть
1. Понятие и принципы федеративного устройства России.
2. Конституционно-правовой статус РФ.
3. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами в ее составе.
Заключительная часть (подведение итогов)

Работа состоит из  1 файл

кккккккк.docx

— 34.60 Кб (Скачать документ)

 Как уже отмечалось, федеративная структура России  находит свое выражение в конституционно  установленном разграничении компетенции.  Правовой статус РФ характеризуется тем, что важнейшие вопросы отнесены к сфере исключительных предметов ведения Федерации, ее полномочиям.. Отнесение этих вопросов к ведению Федерации означает, что только органы государственной власти Федерации (Президент, Парламент, Правительство) могут осуществлять соответствующее нормативное регулирование, а подчиненные им органы (в том числе федеральные территориальные органы, находящиеся в субъектах РФ) осуществлять текущую управленческую деятельность по этим вопросам. Предметы ведения РФ закреплены в 18 пунктах (они обычно имеют комплексный характер) ст. 71 Конституции РФ. Отбор этих положений не всегда удачен (в мире нет конституций, где такой отбор идеален, к тому же он отражает условия каждой страны), а запоминание и классификация их затруднены. Некоторые российские авторы делят их на семь групп (вопросы государственного строительства, регулирования экономики и социальных отношений, внешних сношений, обороны и охраны границы, создания правоохранительных органов и правовой системы, метеорологии и статистической отчетности, государственных наград и почетных званий РФ). Есть и другие классификации. Кроме того, разграничение предметов ведения осуществляется договорами, заключаемыми органами государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов РФ. Как указывалось выше, эти договоры не всегда точно соответствуют Конституции РФ.

 В завершении второго  вопроса следует отметить то, что Российская Федерация имеет  все государственно-правовые признаки, характерные для федеративного  государства. Среди них: Суверенитет  РФ, Федеральная Конституция и  законы, Федеральные органы власти, Государственная территория, Единое  гражданство, Государственный язык, Единые вооруженные силы, Единая  денежная единица, Государственные  символы. 

 

3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ  ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ РФ И СУБЪЕКТАМИ  В ЕЕ СОСТАВЕ. 

 Поскольку в федерациях  существует двойственность государственной  власти, всегда разграничиваются  предметы ведения федерации и ее субъектов, полномочия органов государственной власти ее субъектов. Речь идет о разграничении, прежде всего законодательных полномочий. В разных государствах принят неодинаковый порядок разграничения полномочий. Иногда устанавливается только исключительная компетенция федерации, реже — только исключительная компетенция ее субъектов, иногда в конституциях фиксируются те и другие, а не упомянутые в тексте конституций (остаточные) полномочия передаются либо федерации, либо ее субъектам. В Конституции РФ перечислены предметы ведения Федерации (по существу, ее исключительная компетенция), и предметы совместного ведения, а все остальное (что не перечислено в Конституции) относится к ведению субъектов Федерации. В сфере полномочий РФ законы и иные правовые акты могут издавать и соответствующие действия предпринимать только федеральные органы, субъекты Федерации в эту сферу вмешиваться не должны. В сфере совместной компетенции могут издавать правовые акты и органы Федерации, и органы субъектов. Однако в соответствии с принципом верховенства федерального права закон Федерации, принятый в данной сфере, имеет высшую силу, а субъект Федерации может принимать нормативные акты в этой сфере только тогда, когда какие-либо вопросы не урегулированы федеральными актами. В остаточной сфере субъект вправе регулировать все вопросы, и закон субъекта здесь обладает верховенством: противоречащие ему федеральные законы не применяются. Однако акты субъекта Федерации при таком регулировании должны соответствовать федеральной Конституции, своему основному закону (конституции, уставу). При несоответствии они недействительны. Здесь также, хотя и в особой форме, действует принцип верховенства федерального права.

 Российская Конституция  закрепляет предметы ведения  Федерации в ст. 71. К их числу  относятся вопросы, которые имеют  особо важное значение для Федерации в целом или требуют централизованной деятельности. В ст. 71 Конституции РФ перечислены 18 пунктов от «а» до «т», но многие из них имеют комбинированный характер, внутри буквенной нумерации, как правило, есть несколько разных вопросов, в целом их более 60 (а можно насчитать и больше).

 Предметы ведения и  полномочия РФ, перечисленные в  ст. 71, можно, в значительной мере  условно, разделить на несколько  групп. В сфере статуса человека  и гражданина — гражданство;  регулирование и защита прав  человека и гражданина; защита  прав национальных меньшинств; государственные  награды и звания РФ и др.

 В сфере учредительной  власти и определения основ  развития РФ это — принятие  и изменение Конституции РФ; установление  основ федеральной политики; федеральные  программы в области государственного, экономического, экологического, культурного  и национального развития РФ.

 В сфере регулирования  территории РФ, обороны и внешних  связей государства это — вопросы  территории РФ, внешняя политика  и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы  войны и мира; определение статуса  и защиты государственной границы,  территориального моря, воздушного  пространства, исключительной экономической  зоны и континентального шельфа  РФ; внешнеэкономические отношения  РФ, оборона и безопасность; оборонное  производство; определение порядка  покупки и продажи оружия, боеприпасов,  военной техники и другого  военного имущества. 

 В сфере организации  государства и управления им  — федеративное устройство, установление  системы федеральных органов  законодательной, исполнительной  и судебной власти, порядка их  организации и деятельности, формирования  федеральных органов государственной  власти; федеральная государственная  служба.

 В сфере экономики — федеральная государственная собственность и управление ею, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы; ядерная энергетика; расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

 В сфере установления  единых стандартов — метеорологическая  служба, стандарты, эталоны, метрическая  система и исчисление времени;  геодезия и картография; наименование  географических объектов; официальный  статистический и бухгалтерский  учет.

 В сфере правового  регулирования — судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное  и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское,  гражданско-процессуальное и арбитражное  законодательство; правовое регулирование  интеллектуальной собственности;  федеральное коллизионное право. 

 Установление предметов  ведения федерации не означает, что ее субъекты не участвуют  в решении федеральных вопросов. Есть специальная палата парламента  — Совет Федерации, без согласия  которого нельзя решать некоторые  важнейшие вопросы (например, изменение  Конституции, введение чрезвычайного  положения, формирование Конституционного  Суда). Для осуществления полномочий  федеральной государственной власти  в субъектах Федерации, в городах,  административно-территориальных единицах  создаются территориальные органы  федеральных органов исполнительной  власти (военные комиссариаты, отделы  налоговой службы, министерства  юстиции и др.). Эти органы не  вправе вмешиваться в собственные  полномочия субъектов РФ и  муниципальных образований. Порядок  их комплектования должен быть  у каждого ведомства единообразным  во всех субъектах РФ. Иначе,  как указал Конституционный Суд  в Определении от 28 ноября 2000 г., это  нарушает равноправие субъектов  Федерации[3].

 Широкая сфера участия  субъектов РФ в федеральных  делах обес­печивается закреплением в Конституции предметов совместного веде­ния Федерации и субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции). Здесь содержится 14 пунктов, обозначенных буквенной нумерацией, но они включают иногда неодинаковые вопросы. Их классификация в связи с разнородностью направлений деятельности государственной власти и другими причинами, как и классификация предметов ведения, за­труднена, но в целом можно выделить следующие группы совместных полномочий:

 В сфере статуса  прав личности — защита прав  и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение за­конности, правопорядка, общественной безопасности.

 В сфере обеспечения  федерального единства — обеспечение  соответствия конституций, уставов,  иного законодательства субъектов  Федерации Конституции РФ и  федеральным законам. 

 В сфере внешних  связей — координация международных  и внешнеэкономических связей  субъектов, выполнение международных  договоров Российской Федерации. 

 В сфере организации  публичного управления — установление  общих принципов организации  системы государственной власти  и местного самоуправления, кадры  судебных и правоохранительных  органов, адвокатура, нотариат.

 В сфере экономики  — разграничение государственной  собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами, установление  общих принципов налогообложения  и сборов в РФ, защита исконной  среды обитания и традиционного  образа жизни малочисленных этнических  общностей. 

 В сфере экологии  — природопользование, охрана окружающей  среды, особо охраняемые природные  территории.

 В сфере защиты от  стихийных бедствий — осуществление  мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. 

 В социальной и культурной сфере — охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

 В сфере правового регулирования — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.


Информация о работе Формирование системы мотивации персонала