Как уже отмечалось,
федеративная структура России
находит свое выражение в конституционно
установленном разграничении компетенции.
Правовой статус РФ характеризуется тем,
что важнейшие вопросы отнесены к сфере
исключительных предметов ведения Федерации,
ее полномочиям.. Отнесение этих вопросов
к ведению Федерации означает, что только
органы государственной власти Федерации
(Президент, Парламент, Правительство)
могут осуществлять соответствующее нормативное
регулирование, а подчиненные им органы
(в том числе федеральные территориальные
органы, находящиеся в субъектах РФ) осуществлять
текущую управленческую деятельность
по этим вопросам. Предметы ведения РФ
закреплены в 18 пунктах (они обычно имеют
комплексный характер) ст. 71 Конституции
РФ. Отбор этих положений не всегда удачен
(в мире нет конституций, где такой отбор
идеален, к тому же он отражает условия
каждой страны), а запоминание и классификация
их затруднены. Некоторые российские авторы
делят их на семь групп (вопросы государственного
строительства, регулирования экономики
и социальных отношений, внешних сношений,
обороны и охраны границы, создания правоохранительных
органов и правовой системы, метеорологии
и статистической отчетности, государственных
наград и почетных званий РФ). Есть и другие
классификации. Кроме того, разграничение
предметов ведения осуществляется договорами,
заключаемыми органами государственной
власти РФ с органами государственной
власти субъектов РФ. Как указывалось
выше, эти договоры не всегда точно соответствуют
Конституции РФ.
В завершении второго
вопроса следует отметить то,
что Российская Федерация имеет
все государственно-правовые признаки,
характерные для федеративного
государства. Среди них: Суверенитет
РФ, Федеральная Конституция и
законы, Федеральные органы власти,
Государственная территория, Единое
гражданство, Государственный язык,
Единые вооруженные силы, Единая
денежная единица, Государственные
символы.
3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ РФ И СУБЪЕКТАМИ
В ЕЕ СОСТАВЕ.
Поскольку в федерациях
существует двойственность государственной
власти, всегда разграничиваются
предметы ведения федерации и ее
субъектов, полномочия органов государственной
власти ее субъектов. Речь идет о разграничении,
прежде всего законодательных полномочий.
В разных государствах принят неодинаковый
порядок разграничения полномочий. Иногда
устанавливается только исключительная
компетенция федерации, реже — только
исключительная компетенция ее субъектов,
иногда в конституциях фиксируются те
и другие, а не упомянутые в тексте конституций
(остаточные) полномочия передаются либо
федерации, либо ее субъектам. В Конституции
РФ перечислены предметы ведения Федерации
(по существу, ее исключительная компетенция),
и предметы совместного ведения, а все
остальное (что не перечислено в Конституции)
относится к ведению субъектов Федерации.
В сфере полномочий РФ законы и иные правовые
акты могут издавать и соответствующие
действия предпринимать только федеральные
органы, субъекты Федерации в эту сферу
вмешиваться не должны. В сфере совместной
компетенции могут издавать правовые
акты и органы Федерации, и органы субъектов.
Однако в соответствии с принципом верховенства
федерального права закон Федерации, принятый
в данной сфере, имеет высшую силу, а субъект
Федерации может принимать нормативные
акты в этой сфере только тогда, когда
какие-либо вопросы не урегулированы федеральными
актами. В остаточной сфере субъект вправе
регулировать все вопросы, и закон субъекта
здесь обладает верховенством: противоречащие
ему федеральные законы не применяются.
Однако акты субъекта Федерации при таком
регулировании должны соответствовать
федеральной Конституции, своему основному
закону (конституции, уставу). При несоответствии
они недействительны. Здесь также, хотя
и в особой форме, действует принцип верховенства
федерального права.
Российская Конституция
закрепляет предметы ведения
Федерации в ст. 71. К их числу
относятся вопросы, которые имеют
особо важное значение для Федерации
в целом или требуют централизованной
деятельности. В ст. 71 Конституции РФ перечислены
18 пунктов от «а» до «т», но многие из них
имеют комбинированный характер, внутри
буквенной нумерации, как правило, есть
несколько разных вопросов, в целом их
более 60 (а можно насчитать и больше).
Предметы ведения и
полномочия РФ, перечисленные в
ст. 71, можно, в значительной мере
условно, разделить на несколько
групп. В сфере статуса человека
и гражданина — гражданство;
регулирование и защита прав
человека и гражданина; защита
прав национальных меньшинств; государственные
награды и звания РФ и др.
В сфере учредительной
власти и определения основ
развития РФ это — принятие
и изменение Конституции РФ; установление
основ федеральной политики; федеральные
программы в области государственного,
экономического, экологического, культурного
и национального развития РФ.
В сфере регулирования
территории РФ, обороны и внешних
связей государства это — вопросы
территории РФ, внешняя политика
и международные отношения РФ,
международные договоры РФ, вопросы
войны и мира; определение статуса
и защиты государственной границы,
территориального моря, воздушного
пространства, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа
РФ; внешнеэкономические отношения
РФ, оборона и безопасность; оборонное
производство; определение порядка
покупки и продажи оружия, боеприпасов,
военной техники и другого
военного имущества.
В сфере организации
государства и управления им
— федеративное устройство, установление
системы федеральных органов
законодательной, исполнительной
и судебной власти, порядка их
организации и деятельности, формирования
федеральных органов государственной
власти; федеральная государственная
служба.
В сфере экономики — федеральная
государственная собственность и управление
ею, установление правовых основ единого
рынка, финансовое, валютное, таможенное
регулирование; денежная эмиссия, основы
ценовой политики, федеральные экономические
службы, включая федеральные банки; федеральный
бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные
фонды регионального развития; федеральные
энергетические системы; ядерная энергетика;
расщепляющие материалы; федеральные
транспорт, пути сообщения, информация
и связь, деятельность в космосе.
В сфере установления
единых стандартов — метеорологическая
служба, стандарты, эталоны, метрическая
система и исчисление времени;
геодезия и картография; наименование
географических объектов; официальный
статистический и бухгалтерский
учет.
В сфере правового
регулирования — судоустройство,
прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное
и уголовно-исполнительное законодательство;
амнистия и помилование; гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражное
законодательство; правовое регулирование
интеллектуальной собственности;
федеральное коллизионное право.
Установление предметов
ведения федерации не означает,
что ее субъекты не участвуют
в решении федеральных вопросов.
Есть специальная палата парламента
— Совет Федерации, без согласия
которого нельзя решать некоторые
важнейшие вопросы (например, изменение
Конституции, введение чрезвычайного
положения, формирование Конституционного
Суда). Для осуществления полномочий
федеральной государственной власти
в субъектах Федерации, в городах,
административно-территориальных единицах
создаются территориальные органы
федеральных органов исполнительной
власти (военные комиссариаты, отделы
налоговой службы, министерства
юстиции и др.). Эти органы не
вправе вмешиваться в собственные
полномочия субъектов РФ и
муниципальных образований. Порядок
их комплектования должен быть
у каждого ведомства единообразным
во всех субъектах РФ. Иначе,
как указал Конституционный Суд
в Определении от 28 ноября 2000 г., это
нарушает равноправие субъектов
Федерации[3].
Широкая сфера участия
субъектов РФ в федеральных
делах обеспечивается закреплением
в Конституции предметов совместного
ведения Федерации и субъектов (ч. 1 ст.
72 Конституции). Здесь содержится 14 пунктов,
обозначенных буквенной нумерацией, но
они включают иногда неодинаковые вопросы.
Их классификация в связи с разнородностью
направлений деятельности государственной
власти и другими причинами, как и классификация
предметов ведения, затруднена, но в целом
можно выделить следующие группы совместных
полномочий:
В сфере статуса
прав личности — защита прав
и свобод человека и гражданина;
защита прав национальных меньшинств;
обеспечение законности, правопорядка,
общественной безопасности.
В сфере обеспечения
федерального единства — обеспечение
соответствия конституций, уставов,
иного законодательства субъектов
Федерации Конституции РФ и
федеральным законам.
В сфере внешних
связей — координация международных
и внешнеэкономических связей
субъектов, выполнение международных
договоров Российской Федерации.
В сфере организации
публичного управления — установление
общих принципов организации
системы государственной власти
и местного самоуправления, кадры
судебных и правоохранительных
органов, адвокатура, нотариат.
В сфере экономики
— разграничение государственной
собственности, вопросы владения,
пользования и распоряжения землей,
недрами, водными и другими
природными ресурсами, установление
общих принципов налогообложения
и сборов в РФ, защита исконной
среды обитания и традиционного
образа жизни малочисленных этнических
общностей.
В сфере экологии
— природопользование, охрана окружающей
среды, особо охраняемые природные
территории.
В сфере защиты от
стихийных бедствий — осуществление
мер по борьбе с катастрофами,
стихийными бедствиями, эпидемиями,
ликвидация их последствий.
В социальной и культурной
сфере — охрана памятников истории и культуры,
общие вопросы воспитания, образования,
науки, культуры, физической культуры
и спорта, координация вопросов здравоохранения,
защита семьи, материнства, отцовства,
детства, социальная защита, включая социальное
обеспечение.
В сфере правового регулирования
— административное, административно-процессуальное,
трудовое, семейное, жилищное, земельное,
водное, лесное законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей среды.