Формы и
методы принятия управленческих решений
Годунов
Артём
3 курс
Менеджмент
Организации
6 «А»
группа
Управленческое
решение
- Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.
Приказ
- Приказ – распорядительный документ, который издается руководителем организации на основе единоначалия и в рамках его компетенции. Это категоричная форма управленческого решения, которое требует обязательного и своевременного выполнения заданий, определенных в нем.
- Инициативные приказы необходимы для оперативного влияния на процессы, происходящие на предприятии.
- Как нормативно-правовой документ приказ должен базироваться на результатах анализа фактов и быть: законным (не противоречить действующему законодательству); обоснованным; своевременным; конкретным (определены ответственные лица и сроки выполнения); непротиворечивым по содержанию; грамотным; ясным, четким, логически выстроенным, завершенным.
Распоряжение
- Распоряжение - вид подзаконного акта управления, изданный органом управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
Постановление
- Постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и жизнедеятельности управляемого объекта
План
- План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных принятых управленческих решений, направленных на достижение желаемого результата.
- План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Целевая
комплексная программа
- Целевая комплексная программа - комплекс мер, направленных на достижение заданных конечных результатов и решений конкретных общественных проблем.
- Целевая комплексная программа формируется на основе формализованной модели управления предприятием, в частности использует те же параметры и критерии эффективности функционирования предприятия.
Бизнес-план
- Бизнес-план используется в качестве основы управления текущей деятельностью и развитием малого (среднего) предприятия. Управленческий бизнес-план объединяет основные элементы стратегического и оперативного планирования.
- По существу, управленческий бизнес-план представляет собой набор конкретных действий для менеджеров, описывает роль, которую каждое подразделение предприятия должно сыграть в процессе достижения поставленных целей.
Контракт
(договор)
- Контракт (договор) - документ представляет собой соглашение и регулирование отношений, освещает следующие вопросы: характер сделки, условия поставки, сроки поставки, транспортировка, упаковка и маркировка, цена, качество, оплата, гарантии, права и обязанности сторон. А также контракт - это один из документов, отражающих условия трудовых взаимоотношений сотрудника с администрацией.
- Коллективный договор регулирует не только трудовые, но и социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.
- Управленческий контракт - это соглашение, в соответствии с которым компания в одной стране дает фирме, находящейся в другой стране, согласие на управление мощностями этой фирмы или оказание иных управленческих услуг за определенное вознаграждение (размер которого оговорен в контракте).
- Договор (контракт) в своей основе имеет два источника: трудовое и гражданское законодательство. Правильно составленный контракт - это надежная гарантия от правовых конфликтов и материальных убытков. Вместе с тем при определенных условиях
- это фактор, способный принести предприятию определенный доход, обеспечить четкость и слаженность взаимодействия сторон.
Методы
принятия управленческих решений
- Неформальные (эвристические)
Мозговой
штурм (мозговая атака)
- Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака»
- Основное условие «мозгового штурма» - создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами
Метод Дельфы
- Метод Дельфы - многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок.
Японская
(кольцевая) система принятия решений
- На рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то определяют вектор предпочтений с помощью либо большинства голосов, либо за основу берется мнение одного лица, либо предлагается число решений, равное числу экспертов.
Количественные
методы принятия решения
- В основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью компьютера) больших массивов информации.
На этапе
диагностики проблемы и формулировки
критериев и ограничений
- метод ситуационного анализа (комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации)
На этапе
определения альтернатив
- методы ассоциаций и аналогий
- методы контрольных вопросов и коллективного блокнота
На этапе
оценки альтернатив
- многокритериальной оценки
На этапе
выбора, реализации решения и оценки
результатов
- метод функционально-стоимостного анализа
- метод причинно-следственного анализа и др.