Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений. В курсовой работе будут подробно освещены следующие моменты:
1) Отличительные особенности управленческих решений от частного выбора;
2) Классификация управленческих решений;
3) Структура и содержание процесса принятия решений;
4) Виды управленческих решений;
5) Модели и методы принятия решений.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2. ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
3.1 Процесс инициирования и причинно-следственный анализ
3.2 Структура и содержание процесса принятия решения
3.2.1 Анализ ситуации
3.2.2 Идентификация проблемы
3.2.3 Определение критериев выбора
3.2.4 Разработка альтернатив
3.2.5 Выбор наилучшей альтернативы
3.2.6 Согласование решения
3.2.7 Управление реализацией
3.2.8 Контроль и оценка результатов
3.3 Виды принятия решений
3.3.1 Стандартный процесс принятия решений
3.3.2 Процесс принятия бинарного решения
3.3.3 Процесс принятия многовариантного решения
3.3.4 Процесс принятия инновационного решения, метод оптимизации критериев
4. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
4.1 Методы моделирования
4.1.1 Модели теории игр
4.1.2 Модели теории очередей или оптимального обслуживания
4.1.3 Модели управления запасами
4.1.4 Модели линейного программирования
4.2 Методы экспертных оценок
4.3 Модели принятия решений в организации
4.3.1 Рациональная модель
4.3.2 Модель ограниченной рациональности
4.3.3 Политическая модель
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
4.1.3 Модели управления запасами.
Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определённые запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка - денежной наличности, для больницы - лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надёжность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты.
Модели управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. такое решение, при котором уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.
4.1.4 Модели линейного
Их применяют для нахождения
оптимального решения в ситуации
распределения дефицитных ресурсов
при наличии конкурирующих
4.2 Методы экспертных оценок.
При разработке и обосновании многих решений, которые полностью или частично не поддаются количественному анализу, значительный эффект приносят методы экспертных оценок
Сущность экспертных методов
принятия решений заключается в
получении ответов специалистов
на поставленные перед ними вопросы.
Информация, полученная от экспертов,
в целях минимизации
Для подготовки и проведения экспертизы формируется организационная группа, обеспечивающая условия для эффективной работы экспертов. Основные задачи этой группы:
1) постановка проблемы, определение цели и задач экспертизы;
2) разработка процедуры проведения экспертизы;
3) отбор, проверка
4) проведение опроса экспертов и получение их оценок;
5) обработка, формализация
и интерпретация полученной
Среди методов экспертных
оценок широко распространены и используются
на практике методы группового опроса:
метод комиссий, метод "мозговой
атаки", различные модификации
метода "Дельфи". Большое значение
этих методов состоит в том, что
они усиливают элемент
Между рассмотренными методами
разработки и оптимизации решений
на практике довольно трудно установить
чёткие границы, так как разрешение
комплексных проблем
4.3 Модели принятия решений в организации.
В зависимости от того, как процесс принятия решений воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальным или организационным) можно выделить 4 метода принятия решений.
Уровень принятия решения
Организационный Личностно ограниченная рациональность (Удовлетворенность индивида) Рациональная модель (организационная максимизация)
Политическая модель (Индивидуальная максимизация) Организационно ограниченная рациональность (удовлетворенность организации)
Индивидуальный "Я" "МЫ"
Восприятие и интерпретация
4.3.1 Рациональная модель
Рациональная модель предполагает
выбор такой альтернативы, которая
принесет максимум выгоды для организации.
В рамках такого подхода требуется
всестороннее определение проблемы,
изнурительный поиск
4.3.2 Модель ограниченной рациональности.
Модель ограниченной рациональности
в принятии решений предполагает,
что менеджер в своем желании
быть рациональным зависит от возможностей
познания, привычек и предупреждений.
В зависимости от преобладания первого
или второго, модель может иметь
две разновидности: личностно ограниченная
рациональность; организационно-ограниченная
рациональность. Определение проблем
при этом подходе происходит упрощенным
образом и поиск альтернативы
осуществляется, по крайней мере в
начале процесса, в известных для
менеджера или организации
Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимум усилий ее членов. Примером может служить факт того, что очень часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль, без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.
4.3.3 Политическая модель.
Политическая модель организационных
решений обычно отражает желания
членов организации максимально
реализовать в первую очередь
свои индивидуальные интересы. Предпочтения
устанавливаются еще на раннем этапе
процесса, исходя из групповых целей.
Обмен информацией носит
Выводы.
Каким бы хорошим ни казался
руководитель, но если он не умеет принимать
решений, то он не может долго оставаться
на посту руководителя. Искусству
принимать решения можно
1. Организационные неувязки,
а также ситуация, когда у руководителя
нет ясного представления о
разделении труда на
2. Для принятия решений
нет достаточной информации
3. Руководитель не видит
необходимости принятия
4. Неясен сам процесс
принятия решений. Это значит,
что у руководителя нет
Факт принятия одного решения является лишь составной частью эффективного процесса принятия решений. Каждый руководитель любого ранга должен чётко представлять свою долю в этом широком процессе.
Процесс принятия решения в чистом виде может подразделяться на следующие составные части:
1. Изучение ситуации, предшествующей принятию решения;
2. Взвешивание различных вариантов решения;
3. Выявление последствий и перспектив при различных вариантах решения;
4. Оценка и сравнение
перспектив при различных
5. Выбор решения из разных вариантов;
6. Принятие решений;
7. Разработка мероприятий
по выполнению принятого
8. Контроль за его исполнением.
Следует подчеркнуть, что
решение считается готовым
Процесс принятия решений с точки зрения рационального использования времени следует усовершенствовать. Важнейшими моментами такого усовершенствования можно считать следующие:
1. Следует принимать множество решений, которые имеют общие подходы при их реализации;
2. На этапе принятия
окончательного решения,
3. Нельзя допускать наложения
решений друг на друга, т.е.
не следует принимать
4. Решения нельзя переносить;
5. Обычное перепоручение исполнения решения от одного лица другому следует изжить;
6. Решение должно
7. По повторяющимся решениям
составляются правила их
8. Процесс принятия решений
надо развивать в сторону
Решения должны быть эффективными. Это означает, что надо шире привлекать в процесс принятия решений руководителей и других лиц, имеющих прямое к ним отношение.
Литература.
1. Болт Г.Дж. Практическое
руководство по управлению
2. "Вопросы управления", №2 1995г.
3. "Вопросы управления", №3 1994г.
4. "Вопросы управления", №5 1994г.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. "Менеджмент" /под ред. А.И. Наумова. - М.: Гардарика, 1998г.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. "Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс": 2-е изд. Учебник. - М.: "Фирма Гардарика", 1996г.
7. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998г.
8. Карпов А.В. Психология
принятия управленческих
9. Менеджмент: Учебник для
вузов / М.М. Максимцов, А.В.
10. Мескон М.Х.; Альберт
М.; Хедоури Ф. Основы менеджмента:
11. Л. Планкетт Г. Хейл
Выработка и принятие
12. Райан Б. Стратегический учет для руководителя / Пер. с англ. под ред. В.А. Микрюкова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998г.
13. Современное управление. Энциклопедический справочник. Том 2. - М.: "Издат центр", 1997г.
14. Виханский О.С., Наумов
А.И. Практикум по курсу "
Информация о работе Функциональная организация процесса принятия управленческих решений