Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:43, реферат
К понятию организация можно подходить с двух точек зрения - структурной и поведенческой. При структурном подходе мы рассматриваем организацию как таковую, способы распределения производственных обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации. При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. Независимо от того, насколько тщательно продумана структура организации , деятельность будет определяться в первую очередь людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией к труду.
1. Проектирование организационной структуры предприятия.
2. Традиционные типы организационных структур.
3. Новые методы построения организаций.
4. Реструктуризация российских предприятий. Управленческий аспект.
Список литературы
Содержание:
1. Проектирование организационной структуры предприятия.
2. Традиционные типы организационных структур.
3. Новые методы построения организаций.
4. Реструктуризация российских предприятий. Управленческий аспект.
Список литературы
1. Проектирование организационной структуры предприятия.
Для претворения в жизнь
разработанной стратегии
К понятию организация можно подходить с двух точек зрения - структурной и поведенческой. При структурном подходе мы рассматриваем организацию как таковую, способы распределения производственных обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации. При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. Независимо от того, насколько тщательно продумана структура организации , деятельность будет определяться в первую очередь людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией к труду.
Организация как процесс - это составная часть менеджмента, которая заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся:
ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями и служащими,
формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу разделения ответственности.
Организовать - значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения.
Организационное взаимодействие - это формальные отношения между отдельными позициями менеджмента в рамках структуры.
Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель, работают в одной команде, группе, используют определенные знания и технические приемы, выступают как единый целостный организм.
Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиваться поставленной перед ними цели.
Существуют три главных этапа в построении любой организации:
- определение характера выполняемой работы,
- распределение работы между отдельными позициями менеджмента,
- классификация позиций менеджмента и построение логических групп управления.
При распределении работы между отдельными элементами менеджмента нужно установить нормы и стандарты (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня), технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.), установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.
При классификации элементов менеджмента, построении логических групп особенно важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям . Этот способ известен как принцип ориентации.
Взаимоотношения членов организации. Виды отношений внутри организации (между членами организации, занимающими различные посты и должности) аналогичны типу построения структуры управления и включают следующие варианты:
линейные отношения, функциональные отношения, отношения управленческого аппарата, латеральные отношения.
Линейные отношения - это отношения между руководителем и его подчиненными. Например, начальник цеха - мастер, главный бухгалтер – бухгалтер. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации.
Функциональные отношения - это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации. Обычно такая производственная миссия имеет рекомендательный характер. Например, начальник отдела кадров поддерживает функциональные отношения с начальником цеха в вопросах приема на работу, обучения и социального обеспечения работников.
Отношения управленческого аппарата - этот тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов. Например, помощник начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями как бы от имени и по поручению начальника управления, выражая волю и желание последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает начальник управления. Не располагая лично полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным вопросам.
Латеральные отношения могут быть двух категорий: коллегиональные - между служащими (работниками) одного отдела, подчиненными одному начальнику, параллельные - отношения, которые вызваны необходимостью обмена информацией, идеями и мнениями между работниками, занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных отделах и подразделениях.
Принципы создания хорошей организации:
2. Традиционные типы организационных структур.
Подразделы:
Линейная организация предполагает относительную автономность в работе. Такой автономностью, например, обладает солдат на поле боя, учащийся в классе, землекоп при рытье котлована и заводской рабочий в бригаде. Данный тип организации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Поэтому он широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях семейного или малого бизнеса.
Такой простой подход
к группированию работ и людей
осуществляется обычно, когда выполняемые
работы очень однотипны, а люди
- не дифференцируются. В организациях
среднего и большого размера
линейное деление на части
дает эффект, как правило, на
нижних уровнях иерархии (в группах,
бригадах, звеньях и т.п.). Как только
работы в организации начинают
специализироваться, возникает необходимость
перехода к другим типам
Функциональная организация.
С развитием специализации работы, связанной с получением и распределением ресурсов в организации, возникла функциональная департаментизация. В производстве этот тип департаментизации получил развитие в период промышленной революции при создании крупных фабрик и заводов. По сей день значительная часть предприятий и организаций использует данный подход. При функциональном делении организации на части специализированные работы группируются преимущественно, как это было отмечено выше, вокруг ресурсов. Так, отдел планирования управляет таким ресурсом, как время, отдел кадров - это люди, отдел финансов - деньги, отдел информационных систем - данные и т.д. Для производственной организации это означает, что нередко наряду с линейным делением работ в ее основном звене к этому добавляется функциональное деление высокоспециализированных работ, обслуживающих процесс производства.
Разновидностями функциональной
департаментизации являются группирование
работ по процессу (штучное, массовое
и опытное производство), т.е. по типу
производства, и по технологии (механизация,
автоматизация и роботизация),
т.е. по типу оборудования. В обоих
случаях работы группируются по принципу
их схожести (бригада сборки в массовом
производстве или бригада, обслуживающая
ЧПУ). Широкое использование
Однако широко известна и
другая сторона данного процесса.
Так, опасная организационная
Дивизиональная организация.
Проблемы функциональной
департаментизации отчасти были
решены сменой приоритета в направлении
при проектировании организации, т.е.
путем группирования работ
Переход к продуктовому варианту
в проектировании организации обычно
начинается после того, как высшему
руководству становится очевидной
невозможность осуществления
Матричная организация.
Если проблема адаптации
к внешней среде эффективно не
разрешается в рамках отдельных
направлений, то естественным выходом
из положения становится одновременное
усиление в группировании работ
как ресурсного подхода, так и
подхода, ориентированного на результат.
Квадрант 4 (рис.1) иллюстрирует данный
подход к департаментизации. Наиболее
наглядным конкретным типом решения
такого рода является матричный подход.
Матричная департаментизация
Технология перехода к использованию матричного подхода в проектировании организации состоит из трех стадий. На первой стадии создаются временные целевые группы по продукту, проекту или территории. Эти группы формируются из представителей различных частей организации. Формально эти представители остаются в подразделениях, их делегировавших, но они уже должны также подчиняться руководителю целевой группы. На второй стадии такие группы получают статус постоянных подразделений в организации. Но их участники по-прежнему еще представляют интересы направивших их служб. На третьей стадии в этой постоянной группе назначается формальный руководитель, ответственный за интеграцию всех работ в группе от начала до конца. Он уже вступает в деловые отношения с руководителями функциональной и продуктовой частей,
Матричная департаментизация
привлекает руководителей рядом
своих явных преимуществ, которые
могут проявиться только, если для
этого имеются необходимые
Использование матричного подхода к департаментизации порождает ряд негативных последствий для организации. В основе трудностей, с которыми в случае использования данного подхода сталкивается организация, лежит система двойного подчинения. При отсутствии баланса, который не так легко установить, двойное подчинение может стать источником многих конфликтов в организации. В частности, матричная система порождает двусмысленность роли работника и его руководителей. Это создает напряжение в отношениях между членами организации, увеличивает их стресс.
Информация о работе Функция управления-организация:построение предприятия в целом