Автор работы: g*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:34, реферат
Человека, который ничего не слышал об автомобильном гении Генри Форде, найти сейчас очень сложно. «Говорим Форд — подразумеваем автомобиль, говорим автомобиль — подразумеваем Форд». Примерно так говорили в 20-е годы прошлого века простые американцы, признавая заслуги одного из лучших бизнесменов ХХ века.
В чем же секрет успеха основателя корпорации «Ford Motor Company» - Генри Форда?
Введение
1 Основные биографические данные Генри Форда - основателя корпорации «Ford Motor Company»
2 Генри Форд как реформатор промышленного производства
3 Социально-экономические эксперименты Генри Форда
3.1 Основные положения социальной программы
3.2 Создание «сельской промышленности»
Заключение
Список использованных источников
В конце 1910-х-начале 1920-х гг, карьера Генри Форда достигла наивысшей точки. Для его компании это десятилетие стало периодом устойчивой финансовой экспансии. В 1945 году, передав, наконец, дела компании своему внуку Генри Форду II, он ушел с поста президента своей корпорации, и спокойно жил со своей женой, Кларой, в своем имении «Фэа Лейн», в Дирборне до своей смерти 7 апреля 1947 году, в возрасте 83 лет.
Генри Форд II вдохнул в «Ford Motor Company» новую жизнь. Он реорганизует систему набора персонала, применяет для разработки стратегии фирмы известные ему с войны методы «мозгового штурма», приглашает группу системных аналитиков. В результате реорганизации увеличивается продажи автомобилей и, соответственно, прибыль компании, строятся новые заводы, открываются два огромных испытательных полигона и инженерно-исследовательские лаборатории, появляются новые модели.
По условиям завещания Генри Форда 95% акций компании перешли к Фонду Форда. Этот филантропический доверительный фонд был основан в 1936 году для обеспечения семейного контроля над компанией. В 1956 году основная часть его акций была продана на открытом рынке и Ford Motor Company приобрела основные черты типичной американской корпорации, а Фонд Форда стал самым богатым частным фондом в мире.
Таким
образом, «Форд Мотор Компани» стала
гигантским индустриальным комплексом,
охватившим весь мир. В каком-то смысле,
история Генри Форда и «Форда» – это современная
история Америки.
2
Генри Форд как реформатор
промышленного производства
Когда мы говорим о неизменных успехах и достижениях западного общества, рано или поздно задумываемся, какие именно факторы привели к тому, что экономика этих стран так стремительно вырвалась вперед. Эксперты неизменно называют свободу предпринимательства, неприкосновенность частной собственности и многое другое. Однако есть еще кое-что — это наука управления, менеджмент.
В определенные периоды истории появлялись талантливые менеджеры, изобретавшие новые приемы управления. Генри Форда считают создателем «отрасли отраслей» XX века и человеком, благодаря которому промышленная революция достигла кульминационной точки развития.
С самого начала своей деятельности Генри Форд хотел производить массовые автомобили, у которых был бы очень простой дизайн и низкая стоимость. В те годы очень немногие могли позволить себе автомобиль. Форд же хотел «посадить мир на колеса» и поэтому стремился сделать машину, доступную самым широким слоям населения. Моделью всех моделей стала модель T (1908 год), которую прозвали «Жестяная Лизи», популярность которой была таковой, что компании Форда не успевали делать заказы. В первый же год были проданы более 10 000 автомобилей данной модели. Таковая лавина заказов принудила Генри находить что-то принципиально новое в организации труда.
Однако в то время компания Ford, как и другие производители, собирала автомобили только на заказ. Автомобиль тогда буквально строили, как дом. Сначала механик и его бригада разыскивали и заказывали необходимые детали, а затем приступали к поэтапной сборке автомобиля, начиная с шасси и несущей рамы. Форду постоянно не хватало квалифицированных рабочих для выпуска автомобилей «ручной сборки». Уровень производства оставался низким, а цена на автомобили по-прежнему не могла быть снижена из-за высокого уровня оплаты труда квалифицированных механиков.
Г-н Форд справедливо полагал, что если каждый рабочий будет оставаться на одном месте и выполнять свою одну определенную операцию, то автомобиль будет собран быстрее, и бесконечные часы человеческого труда сократятся. А для этого рабочий не должен переходить от секции к секции, а стоять на одном месте. Это сохранит множество рабочих часов. Чтобы проверить эту теорию, на заводе в Хайланд Парке (штат Мичиган), шасси будущих автомобилей соединили прочным канатом и физически тянули за веревку. Вдоль этой линии расставили рабочих, которые занимались поэтапной сборкой автомобиля по мере продвижения автомобильных шасси. Хронометраж поражал. Модели Т сходили с конвейера со скоростью одно авто каждые 10 секунд в протяжении рабочего дня. Так было сотворено общее создание автомобилей.
В
1913 году Генри Форд на заводе в Детройте
начали реализовать новую схему
работы по внедрению и установке
в цехах предприятия
Но Форду и этого было не достаточно. Так как лавина заказов на его авто не спадала, в 1913 году первый раз в мире Генри применяет способ стандартизации взаимозаменяемых частей изделий и конвейеру технологию сборки автомобилей. Это позволило ему лишь за год поднять производительность труда на 40 - 60%.
Чтобы достичь своей цели и создать народный автомобиль, Генри Форду необходимо было повысить уровень производительности предприятия. Первым шагом к автоматизации производства стала установка Фордом и его инженерами станков для изготовления различных автомобильных деталей. Также были разработаны новые методы сборки автомобильных узлов, благодаря которым процесс производства значительно ускорился. Сборочная линия на первом заводе Форда в Хайдленд Парке стала отправной точкой для развития массового производства во всем мире.
Создавая
схему работы своих предприятий,
Генри Форд воспользовался опытом,
накопленным его
Чтобы сократить затраты на высокооплачиваемых специалистов Генри Форд стандартизировал все детали. Теперь их могли собирать и неквалифицированные рабочие. Тщательно было продумано и устройство сборочного конвейера, что позволило максимально оптимизировать работу производственной линии.
Процесс производства был разделен на несколько основных этапов, благодаря чему скорость сборки выросла в четыре раза. Ввод в эксплуатацию непрерывно движущейся линии сборки ходовой части машин, сделал возможным доставку на главный конвейер необходимых узлов и комплектующих в точно заданное время. Там, где раньше на полную сборку одного шасси уходило двенадцать часов, теперь требовалось чуть более полутора, что позволяет ускорить процесс сборки автомобильных шасси в 8 раз.
Это является одним из примеров тех усовершенствований, которые сделали Г. Форда всемирно знаменитым.
Сначала в каждом цеху существовала своя движущаяся линия сборки, однако вскоре Форд принял важнейшее решение – соединить все линии в один беспрерывный конвейер. Заключительным шагом стало создание единого конвейера, проходившего через множество цехов, в которых поэтапно собирался автомобиль. В результате готовый автомобиль выводился с заводского конвейера уже на собственном ходу.
Помимо
основного конвейера
Форд действительно разработал системы производства, сборки и транспортировки, оказавшиеся беспрецедентными по своей мобильности и размерам и предвосхитившие появление в конце XX в. методов «точно вовремя». Компания осуществляла производство и сборку практически всех узлов выпускавшихся автомобилей, используя постоянно движущуюся ленту главного сборочного конвейера и многочисленные снабжающие ее деталями вспомогательные линии, а также применяя принцип вертикальной интеграции взаимодействующих между собой подразделений.
Созданный Фордом конвейер толкал маховик технического прогресса дважды. Первый раз он сделал возможным массовое производство машин. Второй раз, через несколько десятилетий, он позволил создать линии автоматизированной сборки. Ведь даже сейчас вряд ли удастся создать эффективный универсальный робот-сборщик, который сможет в одиночку собрать, скажем, радиоприёмник. А вот на конвейере можно расставить десятки и сотни различных автоматов, каждый из которых быстро и точно выполняет свою функцию.
Таким образом, влияние Форда на бизнес ХХ столетия и его вклад в организацию труда и производства сложно переоценить. До него в Америке не было делового человека такого масштаба.
Форд
предопределил стратегию
Он действительно пересадил всю Америку на колеса, автомобиль стал доступен среднему американцу.
Форд во многом сумел добиться своей цели — облегчения труда за счет использования механизмов и создания большого числа новых рабочих мест, разрабатывая систему занятости, производства и маркетинга. Он действительно разработал в высшей степени рациональную и прекрасно организованную систему производства. Сила его подхода к вопросам управления заключалась в его прагматичном новаторском внедрении возможного.
Генри Форд вошел в историю не только как один из пионеров автомобилестроения и основатель «Ford Motor Company», но и как инициатор многих проектов в различных областях. К числу наиболее крупных можно отнести социальную программу 1914-1920 гг., центральным пунктом которой было установление самой высокой в то время оплаты труда промышленных рабочих при соблюдении ими определенных условий, и строительство малых предприятий в сельской местности (1919-1945 гг.).
Веря в безграничные возможности реальной экономики и материального прогресса, Форд утверждал, что массовое производство удешевляет товары, делает жизнь комфортнее, создает новые рабочие места, а высокий объем прибыли дает возможность «поделиться» ею с рабочими. Рост производитель-ности труда и рациональное использование ресурсов, считал Форд, способны сделать процветающей любую страну, покончить с бедностью и безработицей.
Экономические проекты Форда совмещались с социальными утопиями и популистскими рецептами. Будучи полновластным хозяином компании закрытого типа, доходы которой по мере развертывания производства росли с головокружительной быстротой, он обладал самой широкой свободой действий.
Очень
показателен с точки зрения хозяйственной
идеологии Генри Форда
Звучал
он так: как можно меньше административного
духа в деловой жизни и как
можно больше делового духа в административном
деле. На практике это означало, что
все работники фордовского
Форд
уловил возникшую в начале ХХ в. новую
тенденцию – возможность
Население Детройта, где концентрировалась автопромышленность США, отличалось этнической пестротой. Наряду с американцами там проживали иммигранты, многие из которых не могли приспособиться к жизни в Америке и были отнюдь не лучшими работниками. Они мало зарабатывали, мирились с плохими условиями труда, становились жертвами дельцов и мошенников.
В январе 1914 года Форд сделал сенсационное заявление о предстоящей «революции в оплате труда»: рабочим его предприятий будет выплачиваться надбавка из прибыли компании, которая повысит минимальный дневной заработок почти вдвое – до 5 долл., причем без увеличения продолжительности рабочего дня. Никто в промышленности не получал таких денег кроме рабочих высшей квалификации или работающих сдельно. На предприятиях же Форда существовала только повременная оплата, при этом большинство операций не требовало особого мастерства. Свое решение «автомобильный король» мотивировал тем, что рабочие являются такими же участниками бизнеса, как менеджеры и владельцы капитала, и в силу этого должны иметь свою долю в прибылях. Другая причина – необходимость повысить эффективность работника, но не за счет увеличения нормы эксплуатации, а путем создания весомого стимула для отказа от вредных привычек и неустроенного быта, мешающих трудиться с полной отдачей.