Государственная собственность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:03, контрольная работа

Описание

В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

Работа состоит из  1 файл

РЦБ.docx

— 42.62 Кб (Скачать документ)

Введение

В Российской Федерации государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и  имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочий других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов.

В настоящее время законодательством  закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство.  Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности.

Действующее законодательство рассматривает  государственную и частную собственность  не как противостоящие друг другу  формы собственности, а как две  составляющие экономических отношений  собственности, не имеющие политической окраски.

В сложной системе экономических  отношений государственная собственность  представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества  других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных  интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном  положении, согласно которому носителем  и единственным источником власти в  РФ является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ).

1. Понятие государственной собственности

 

Государственной собственностью в  РФ является имущество, принадлежащее  на праве собственности РФ (федеральная  собственность), и имущество, принадлежащее  на праве собственности субъектам  РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность  субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью.

Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

Отнесение государственного имущества  к федеральной собственности  и к собственности субъектов  РФ осуществляется в порядке, установленном  законом.

В нашей стране государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и  имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочий других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов.

Находящееся в государственной  собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на ограниченных, но вполне самостоятельных  вещных правах хозяйственного ведения  или оперативного управления. Это "распределенное" государственное имущество составляет базу для участия этих организаций  в обороте в качестве самостоятельных  юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства - этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну  того или иного государственного образования. Это имущество может  быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы  бюджетные средства, которые реально  составляют объект такого взыскания. Эти  же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства (публично-правового образования) по долгам его предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами.

 

 

2. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

В сложившейся социально - экономической  ситуации назрела необходимость  пересмотра принципов и приоритетов  в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования  в государственном секторе экономики.

Усиление роли государства в  регулировании экономики не следует  понимать как политику наращивания  массы объектов государственной  собственности в экономическом  пространстве страны.

В настоящий момент ощущается объективная  потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты  выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля над государственной собственностью.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности  оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого  объекта управления, необходимой  для принятия своевременных и  адекватных управленческих решений, в  большинстве случаев не может  и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в  отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным  органом.

Ответственность за осуществление  утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать  его надлежащую деятельность, но и  сводить к минимуму риски государства  при недостижении запланированного качественного результата управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль и значение  государственной собственности  в России

 

Собственность - это отношения  между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства. Они порождают целую гамму отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это  основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности  зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию  всех факторов производства.

В-третьих, собственность  есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал  Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном  во главе, паровая машина выдвигает  на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних  форм собственности к другим может  идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным  вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих  условиях. В то же время имеют  место и революционные пути смены  форм собственности, когда новые  формы насильственно утверждают свое господство.

Рассмотрение системы  отношений собственности позволяет  ответить на вопрос, в чьих интересах  осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному  интересу, то можно говорить о системе  отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь  на лицо уже классовый интерес.

Итак, собственность в  экономическом смысле  - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

Собственность принадлежит  к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков  скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом  плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила  ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и  завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать  еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть  отношениям собственности их подлинное  содержание, создать достаточно широкий  слой частных собственников, который  стал бы социальной опорой нынешнего строя.

Для успешного развития собственности  необходимо  выполнение многих  экономических и социальных условий,  в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.

Современная экономическая  наука сегодня по-новому рассматривает  многие процессы, происходящие в нашем  обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной  деятельности, прямых и косвенных  методов управления общественными  процессами.

С демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи  с этим были предприняты попытки  реализации данной цели, порой не самые  удачные, но, на наш взгляд, достойные  рассмотрения, поскольку именно с  них началась медленная и болезненная  ломка наших старых экономических  стереотипов.

Период перестройки ознаменовался  возрастанием  внимания к бедственному положению советских людей. Тем не менее, сущность экономики состоит в том, что сочувствие и желание помочь сами по себе здесь ничего не решают. Чтобы люди жили лучше, надо производить больше товаров и услуг высокого качества. Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор не овладели. Но правительство обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается адекватного количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной экономике.

 

 

 

 

4. Тенденции и перспективы развития государственной собственности

 

Любое государство структурирует  отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами  к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности  становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические  факторы. Какой же будет структура  отношений собственности в России? К чему приведет стремление к "цивилизованной" экономике, свойственной развитым странам?

Какова возможная сфера распространения  государственной собственности  в экономике?

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию  опорного звена всей хозяйственной  цепи. Набирающий обороты процесс  приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная  собственность будет полностью  свергнута. Есть такие отрасли народного  хозяйства, которые нецелесообразно  дробить на элементы.

Прежде всего, государственная  собственность наиболее адекватна  для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих  действительно народу. Примером могут  служить невоспроизводимые природные  ресурсы, в частности, земля и  ее недра; те или иные объекты, использование  которых связано с большим  риском для всего населения. К  последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и  той части экономической системы, которая работает на население непосредственно  и создает творческий потенциал  нации. Понятно, что нет необходимости  передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная  прерогатива государственной собственности.

Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.

Информация о работе Государственная собственность в России