Государственная собственность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:03, контрольная работа

Описание

В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

Работа состоит из  1 файл

РЦБ.docx

— 42.62 Кб (Скачать документ)

Так, принципиально важным для содержания государственной собственности  в условиях российской экономики  является вопрос о социально-экономическом  влиянии государства, являющегося  собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной  собственности и последствия  уже проделанных продвижений, следует  особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная  собственность должна сохранить  в перспективе весомую роль, при  этом нельзя забывать о проблемах  национальной безопасности, спешить  избавляться от прибыльных предприятий.

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный  сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной  собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить  в перспективе весомую роль. При  этом нельзя забывать о проблемах  национальной безопасности, спешить  избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной  собственности и собственности  работников, используя и такие  варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

Еще одним направлением развития государственной  собственности, является приватизация крупных предприятий, которая уже  назрела и в ближайшее время  будет осуществлена. Будем надеяться, что в ближайшее время наконец-то начнется свободная продажа (естественно  при соблюдении всех условий) земельных  участков, а также зданий, сооружений.

Назревает и соответствующие изменения  в земельном и ином законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проблемы управления государственной собственностью

Любое общество располагает некоторой  совокупностью материальных благ, которые  в рамках отдельного государства  формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов  общества (граждан и различных  общественных институтов), реализуется  путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые  в настоящее время рассматривают  право собственности в триединстве  владения, распоряжения и пользования.

С этой точки зрения понятие собственности, прежде всего, является юридическим и характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства.

Другими словами, собственность - это  отношение между человеком и  группой или сообществом субъектов  с одной стороны, и любой субстанцией  материального мира (объектом), с  другой стороны, заключающееся в  постоянном или временном, частичном  или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности. Реализация права собственности  предполагает выделение субъекта и  объекта этого процесса.

Субъект собственности - активная сторона  отношений собственности, имеющая  возможность и право обладания  объектом собственности.

Объект собственности - пассивная  сторона отношений собственности  в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.

В Гражданском кодексе Российской Федерации, действующем в настоящее  время, возможные субъекты права  собственности определены следующим  образом: это граждане, юридические  лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования.

Если учесть, что производственное и непроизводственное потребление  национального богатства формирует  цели и систему интересов любого субъекта собственности, то данную выше их классификацию следует признать исчерпывающей, так как она предусматривает  возможность реализации личных (индивидуальных) интересов отдельных граждан, коллективных (групповых) интересов работников предприятий  и организаций, а также населения  муниципальных и территориальных  образований и федеральных интересов  в целом.

Собственность как наиболее полная форма присвоения, соединяющая пользование  и распоряжение, означает, что собственник  выполняет любые действия над  принадлежащими ему благами, целиком  присваивает полезный результат  и несет всю полноту материальной ответственности за свои действия.

Другие формы присвоения ограничивают в той или иной форме свободу  действий субъекта пользования и (или) владения на объект собственности, одновременно уменьшая его реальную ответственность, предусматривая гарантии со стороны ограничивающего эту свободу собственника.

Особой формой присвоения можно  считать владение, отражающее юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности либо факт реального  обладания объектом. Оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования, и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях.

Таким образом, право собственности  означает возможность передачи объекта  собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без  утраты самого права собственности  с установлением правил, которые  те обязаны соблюдать.

Общественное разделение труда, которое  представляет собой внешний фактор формирования и развития отношений  собственности, предопределяет объективную  необходимость и возможность  разделения субъектов собственности, пользования и распоряжения.

Именно разделение субъекта собственности  и субъекта управления из-за неизбежной персонификации последнего создает  возможность развития теневых отношений собственности.

Фундаментом проведения экономических  реформ в российской экономике служило  радикальное изменение формы  собственности путем массовой приватизации собственности государственной или общенародной. При этом, до настоящего времени эта задача существовала только в юридическом аспекте.

С этой точки зрения необходимо выделить понятие (объект собственности), который следует рассматривать как точку приложения различных управляющих воздействий. Можно сформулировать следующее определение:

Объектом собственности является организационно - обособленная часть  национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником  или группой собственников.

В роли объекта собственности могут  выступать: отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной участок; месторождение полезных ископаемых; зона воздушного пространства; частотный  диапазон; обособленная доля в общей  собственности и т.д.

Для любого объекта собственник  всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его  решению часть или все функции  могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также  ложится бремя содержания объекта собственности.

Особого рассмотрения заслуживают  отношения между субъектами и  объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень  их жизни, социальную защищенность, состояние  здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, федеральная собственность  охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты  воздушного пространства, эфира и  ресурсов космических систем в том  понимании, в котором они включаются в национальное богатство.

До принятия Земельного кодекса  вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности.

В-третьих, объекты федеральной  собственности отличаются большим  организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены  для использования в самых  разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное  управление и т. д.

Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

В-четвертых, реализация права государства  на объекты собственности достигается  через функционирование системы  управления федеральной собственностью.

Органы исполнительной власти на любом  уровне имеют полномочия управлять  только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень  управления может быть охарактеризован  следующим образом:

1. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

2. Уровень субъектов Федерации  или отраслей народного хозяйства  (мезоуровень) - уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.

3. Муниципальный или отдельных  предприятий и объединений (микроуровень) - уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой.

До настоящего времени не установлено  разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной  собственности между различными институтами федеральной власти.

Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в  этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении  конкретных объектов федеральной собственности.

Повышение эффективности управления государственной собственностью требует  обоснования системы участия  органов федерального управления в  этом процессе. Особую роль в этой системе  должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое  специализируется на решении задач  управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными  полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций.

Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности  вопросов, связанных с управлением  федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют  проведения широкого круга специальных  научных исследований. Для этого, на наш взгляд, необходимо ввести основные понятия и определения, которые  будут использоваться в дальнейшем.

1. Федеральная собственность - совокупность  объектов недвижимости, имущественных  прав, работ и услуг, информации  и технологий, нематериальных благ  и других частей национального  богатства, право пользования,  владения, распоряжения которыми  принадлежит только Российской  Федерации.

2. Объект собственности - организационно  обособленная часть национального  богатства, юридически закрепленная  за конкретным собственником  или группой собственников.

3. Объект, находящийся в федеральной  собственности, федеральной или  собственности субъектов Российской  Федерации - представляет собой  объект собственности, принадлежащий  в том числе: республикам, краям,  областям, городам федерального  значения, автономным областям и  округам. На практике большинство  данных объектов закреплено за  конкретными собственниками или  группой собственников.

Заключение

 

В России переход к многообразию форм собственности начался несколько  лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.

Информация о работе Государственная собственность в России