Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:48, контрольная работа

Описание

Цель исследования – анализ теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.
3. Охарактеризовать способы и механизмы функционирования государственной в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Теоретические основы системы государственной власти как особой
разновидности социальной власти…………………………………………….5
1.1 Понятие, признаки и свойства государственной власти………………….5
1.2 Структура, классификация и характерные черты государственной
власти……………………………………………………………………………...7
1.3 Формы, методы и способы осуществления государственной власти......10
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованных источников…………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

право к.р..docx

— 42.81 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….3

  1. Теоретические основы системы государственной власти как особой

разновидности социальной власти…………………………………………….5

1.1 Понятие, признаки и свойства государственной власти………………….5

1.2 Структура, классификация и характерные черты государственной

власти……………………………………………………………………………...7

1.3 Формы, методы и способы осуществления государственной власти......10

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованных источников…………………………………………..13

 

Введение  

Государственная власть возникает  с появлением государства и осуществляет управление всем обществом. Ее как разновидность социальной власти признавали еще в древности. Государственная власть обладает механизмами и средствами своей реализации. Через целую систему государственных органов и учреждений осуществляется непосредственное руководство обществом, закрепляется и реализуется определенный политико-правовой режим. Именно государственной власти присуще правовые формы организации жизни общества.

Только законодательная ветвь  государственной власти создает  законодательство, без которого невозможно эффективно руководить обществом. Исполнительная ветвь выполняет эти законы, а  судебная – гарантирует их выполнение. В современном понимании государственная  власть должна быть направлена на организацию  нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, социальных групп  и народов. Государственная власть решает вопросы внутренние и внешние  с помощью своих органов и  средств, предоставленных ей обществом, решает споры и конфликты как  внутри общества, так и за его  пределами.

Государственная власть – особый вид социального управления, характеризующийся  тем, что обладает наряду с колоссальными  организационными возможностями еще  правом применения насильственного  принуждения для исполнения своих  решений, т.е. выполняет карательно-репрессивные функции в отношении узкого круга  лиц, нарушающих права и свободы  граждан или против государств агрессоров. С развитием общества государственная  власть все больше становиться институтом, одной из основных функций которого – преодоление социальных противоречий в обществе, учет и координация интересов различных граждан, групп и слоев населения, проведение в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными силами. То есть деятельность государственной власти, прежде всего, исходит из социального компромисса.

Однако в настоящее время  следует отметить ряд аспектов, которые позволяют сделать вывод о незавершенности построения системы органов государственной власти, в том числе и в ныне действующей Конституции РФ, что и предопределяет актуальность выбранной темы исследования. Актуальность настоящего исследования определяется также и тем, что в отечественной науке, наряду с неослабевающим интересом к фундаментальным проблемам государственной власти, в последние годы особое внимание уделяется организационно-технологическим сторонам властной деятельности.

Цель  исследования – анализ теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.

Задачи  исследования:

1. Провести анализ литературы по теме исследования.

2. Рассмотреть теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.

3. Охарактеризовать способы и механизмы функционирования государственной в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти

 

    1. Понятие, признаки и свойства государственной власти

Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей  и социальных групп ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем  подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения  как необходимого признака власти.

Власть – одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти) [7, c. 47].

Многие философы обращались к исследованию сущности и содержания власти. К  примеру, Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в  будущем и потому на первое место  ставил такую склонность всего человеческого  рода, как «вечное и беспрестанное  желание все большей и большей  власти, желание, прекращающееся лишь со смертью» [9, c. 134]. В политической литературе правильным определением власти считается определение, данное Максом Вебером, который полагал, что власть – это «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана» [16, c. 176]. Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.

Сущность власти заключается в  том, что это специфическое отношение  субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействие между ними, в рамках которого властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Признаки власти [16, c. 143]:

1. Всякая власть социальна. Она  складывается, проявляется в отношениях  между людьми, т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна для  того, чтобы организовать общество.

2. Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека.

3. Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована.

Государственная власть является разновидностью социальной власти. Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

1. Монополия на издание общеобязательных велений.

2. Монополия на применения государственного принуждения [15].

Признаки государственной власти: [17, c. 276]

1. Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

2. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

3. Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

4. Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью.

5. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

6. Государственная власть –  всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего – это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.

7. Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право – самый эффективный регулятор общественных отношений.

 

    1. Структура, классификация и характерные черты государственной власти

Структуру государственной власти составляют: субъект (государство в лице его органов); объект (подвластные, население государства) [4, c. 47].

Категория «власть» имеет ряд родственных понятий.

1. Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже категория власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.

2. Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (на подсознание).

3. Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции [14, c. 425].

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать власть: в масштабе всего общества; внутри того или иного коллектива (организации); в отношениях между двумя индивидами.

Т.е. власть может выступать как  социальная – присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями и т.д.)

Социальная власть может проявляться  в политической и неполитической формах.

Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

Политической является та власть, которая способна выступить средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются: власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) починять себе волю и поведение  другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных  интересах или в интересах  других лиц.

Государственная власть как разновидность  власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками [17, c. 32]:

1. Власть – это явление социальное, т.е. общественное.

2. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обуславливает в нем присутствие такого феномена как власть.

3. Власть может функционировать  лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если это животное находится в его собственности). Обусловлено это качество следующей характерной особенностью власти.

4. Осуществление власти всегда  представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли.

5. Общественные отношения, в  рамках которых существует и  реализуется власть, являются разновидностью  общественных отношений и имеют  название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой – подвластным субъектом.

6. Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т.д.

7. Из-за того, что власть может  иметь место только в сознательно-волевом  отношении и всегда предполагает  подчинение воли подвластного  воле властвующего субъекта, отсутствие  такого подчинения в конкретном  отношении означает и отсутствие  в этом отношении власти. Говоря  другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти