Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:48, контрольная работа

Описание

Цель исследования – анализ теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.
3. Охарактеризовать способы и механизмы функционирования государственной в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Теоретические основы системы государственной власти как особой
разновидности социальной власти…………………………………………….5
1.1 Понятие, признаки и свойства государственной власти………………….5
1.2 Структура, классификация и характерные черты государственной
власти……………………………………………………………………………...7
1.3 Формы, методы и способы осуществления государственной власти......10
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованных источников…………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

право к.р..docx

— 42.81 Кб (Скачать документ)

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации  и др.) в зависимости от способа  организации и властвования может  быть демократической и недемократической. Причем это деление касается не только государственной власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной) [8, c. 13].

Носителями последней могут  являться неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные  организации и др.

 

1.3 Формы, методы и способы осуществления государственной власти

Понятие формы правления объясняет, из каких основных институтов складывается организация государственной власти, как они формируются и как  они взаимодействуют друг с другом. По форме правления, прежде всего, различаются  монархии и республики.

В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или номинальные) приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда [6, c. 176]:

- династии могут меняться в результате захвата силы;

- известны выборные монархии, в  которых судьбу короны решала  аристократия. Власть монарха (и  сам институт монархии) легитимируется  ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии  монарх не подлежит юридической  ответственности. Монарх, осуществляющий  реальные властные полномочия, не  несет законной политической  ответственности за свою деятельность. Монархии подразделяются на абсолютистские и конституционные. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики – это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Способы осуществления государственной  власти объясняет понятие «государственный режим». Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного обобщения (граждан и подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы и авторитарные (диктаторские) и демократические.

Для современный развитых государств характерны три формы правления: президентская республика, парламентская  форма правления, смешанная (полупрезидентская) республика.

Заключение

Подводя итог проделанной работе, в соответствии с поставленными задачами, можно  сделать следующие выводы:

 1. В человеческом обществе существуют и взаимодействуют многие разновидности социальной власти. Среди них важнейшее значение имеет Государственная власть, являющаяся одним из признаков, свойств государства как разновидности социальной организации.

2. Власть – одно из основных и емких понятий, что подтверждается как отсутствием в современной политической мысли одного общепризнанного ее определения, так и многообразием концепций власти. Она выступает главным объектом взаимодействий групп, общностей, организаций.

3. Признание обществом законности, правомерности официальной власти – это фундаментальная ее характеристика

4. Государственная власть является разновидностью власти социальной.

5. Государственная власть определялась как базовое общественное отношение между людьми, их общностями и образованиями, обладающее свойствами верховенства, единства, всеобщности и универсальности, принудительности и обязательности. В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в анализе теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти достигнута, задачи выполнены.

 

Список используемой литературы

Законодательные и нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета №237 от 25.12.93 г.
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СПС Гарант.
  3. Федеральный конституционный закон 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 N 3-ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ, от 03.11.2004 N 6-ФКЗ) // Российская газета. – №245. от 23 декабря 1997.

Научная, учебная и специальная литература:

  1. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. – 2006. – № 2. – С. 45-48.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть 1. – М.: Зерцало, 2006. – 234 с.
  3. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд. – М.: Спарк, 2005. – 511 с.
  4. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2006. – № 3. – С. 45-49.
  5. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. – 2007. – №3. – С.12-20.
  6. Новиков С.С. Проблемы теории государства и права. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 324 с.
  7. Общая теория права и государства. / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Норма, 2007. – 640 с.
  8. Пикулькин В.А. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 439 с.
  9. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ. ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2007. – 352 с.
  10. Спиридонов Л. Теория государства и права. Учебник для Вузов. – М.: Феникс, 2008. – 421 с.
  11. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005. – 670 с.
  12. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 613 с.
  13. Теория государства и права / Под ред. Мамонова Г.Н. Учебник. – М.: БЕК, 2007. – 420 с.
  14. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обновление // Правоведение. – 2008. – № 2. – С. 34-42.
  15. Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Государство и право. – 2009. – № 8. – С. 67-73.

 


Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти