Государственно-частное партнерсво в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:06, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение механизмов формирования действенных государственно-частных партнерств. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- исследовать структуру в системе государственно - частного партнерства;

- выявить особенности ГЧП в России;

-определить факторы, обусловливающие эффективное развитие государственно - частного партнерства в нашей стране;

Объектом исследования выступает Государственно-частное партнерство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Государственно-частное партнерство (ГЧП)…………………………..5

1.1 Зарубежный опыт……………………………………………………….…..5

1.2 Экономическая суть ГЧП………………………………………….……….6

1.3 Политико-правовой дуализм ГЧП…………………………………………8

Глава 2. ГЧП в России…………………………………………………………....13

2.1 Варианты понимания ГЧП в России…………………………………...…13

2.2 Работа с Государством………………………………………………….....14

2.3 Возможности…………………………………………………………...…..16

Глава 3. Модели, формы и механизмы ГЧП………………………………...….19

3.1 Классификация ГЧП………………………………………………………19

3.2 Механизмы ГЧП………………………………………………………......25

3.3 Примеры ГЧП…………………………………………………………...…27

Заключение…………………………………………………………………...….29

Список используемой литературы……………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа ГЧС.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)
 

 Федеральное агентство по образованию РФ

 Государственное образовательное учреждение

 Высшего профессионального образования

 Государственный Университет Управления

 Кафедра менеджмента 
 
 

 Курсовая  работа

 По  дисциплине: «Менеджмент»

 Тема: «Государственно-частное партнерство в России» 
 
 
 
 
 

 Выполнила  студентка дневного отделения

 специальности «Антикризисное управление»

 2-ого  курса, 1-ой группы

 Гаврилова Е.В. 

 Проверила  преподаватель

 Ермилина  Д.А. 
 
 
 

 Москва  – 2010

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Государственно-частное партнерство (ГЧП)…………………………..5

    1.1 Зарубежный опыт……………………………………………………….…..5

    1.2 Экономическая суть ГЧП………………………………………….……….6

    1.3 Политико-правовой дуализм ГЧП…………………………………………8

Глава 2. ГЧП в России…………………………………………………………....13

    2.1 Варианты понимания ГЧП в России…………………………………...…13

    2.2 Работа с Государством………………………………………………….....14

    2.3 Возможности…………………………………………………………...…..16

Глава 3. Модели, формы и механизмы ГЧП………………………………...….19

    3.1 Классификация ГЧП………………………………………………………19

    3.2 Механизмы ГЧП………………………………………………………......25

    3.3 Примеры ГЧП…………………………………………………………...…27

Заключение…………………………………………………………………...….29

Список  используемой литературы……………………………………………..33

 

Введение

   Растущее понимание необходимости вливания огромных средств в инфраструктуру городов и регионов России и осознание недостаточности объемов бюджетных инвестиций заставляет государство искать альтернативные механизмы финансирования инфраструктурных расходов. Одним из таких механизмов является финансирование общественно востребованных инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

   Взаимодействие  государства и частного сектора  для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в  том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

   Наиболее  показательный опыт государственно-частных  партнёрств наработан в Великобритании.

   Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

   В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

   - сторонами ГЧП являются государство  и частный бизнес;

   - взаимодействие сторон закрепляется  на официальной, юридической основе;

   - взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

   - ГЧП имеет чётко выраженную  публичную, общественную направленность;

   - в процессе реализации проектов  на основе ГЧП консолидируются,  объединяются ресурсы и вклады  сторон;

   - финансовые риски и затраты,  а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

   Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

   Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой  инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно  обеспечивает получение более широких  преимуществ от капиталовложений в  государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.

   Актуальность  выбранной темы работы обусловлена тем, что необходимое условие развития эффективной рыночной экономики должно иметь прочную основу в виде государственно-частного партнерства (ГЧП).

   Целью исследования является рассмотрение механизмов формирования действенных государственно-частных  партнерств. Для достижения указанной  цели были поставлены и решены следующие задачи:

   - исследовать структуру в системе государственно - частного партнерства;

   - выявить особенности ГЧП в России;

   -определить факторы, обусловливающие эффективное развитие государственно - частного партнерства в нашей стране;

   Объектом  исследования выступает Государственно-частное партнерство.

   Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 

Глава 1. Государственно-частное партнерство.

1.1 Зарубежный опыт

      Сам термин «государственно-частное партнерство» является переводом распространенного во всем мире термина « public - private partnership ». Как видно, перевод буквально дословный. Справедливости ради, следует отметить, что как в зарубежных странах, так и в России иногда используется термин «частно-государственное партнерство». Делается это якобы для того, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора в таких проектах. Однако будем откровенны – исходя из смысла ГЧП и современных российских реалий для России более справедливым будет термин «государственно-частное партнерство», который четко определяет ведущую роль государства.

В зарубежных странах часто термин « public - private partnership » ( PPP ) употребляется практически  для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса. Интерес к инвестиционной составляющей такого рода сотрудничества возник достаточно давно: первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 годом. Активно государственно-частное партнерство в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже XIX - XX веков, особенно для строительства железных дорог.

     Последний виток интереса к ГЧП возник в 90-е годы XX века в Великобритании. Именно в это время начала развиваться британская форма ГЧП – «частная финансовая инициатива» (“ private financing initiative , PFI ”), суть которой состояла в привлечении частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов, то есть когда фактически частный бизнес сам осуществлял строительство государственного объекта за счет собственных средств. Компенсация расходов частного инвестора осуществляется впоследствии либо за счет доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета. Во многих случаях частной финансовой инициативы инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности, вплоть до найма персонала. Объектами частной финансовой инициативы могут выступать объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, больницы и даже тюрьмы.

     В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд. £, а в течение следующих 3-х лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд. £. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.

     В каких сферах возникает необходимость в ГЧП? Прежде всего в тех, за которые государство традиционно несет ответственность – объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры, памятники истории и архитектуры и т.п.), так называемые «публичные службы» ( public services ) – ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.

     Государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над определенным видом деятельности. В любом случае это означает финансирование за счет средств соответствующих бюджетов. 

1.2 Экономическая суть ГЧП

     Суть взаимодействия в рамках ГЧП (и не только) – в согласовании интересов. Причем очевидно, что если взаимодействие осуществляется, то значит у государства и бизнеса нашлись общие интересы.

В каких  сферах это может быть?

     В соответствии с либеральной концепцией государства должно быть как можно меньше в экономике. Последователи этой концепции – многие страны, включая Россию. Наиболее простые методы ее реализации – приватизация. Достаточно масштабная – как в России. Основной тезис реформаторов: «частная собственность всегда эффективнее государственной», «рынок сам отрегулирует экономику». Под действие стереотипов попали даже высокоразвитые страны: Великобритания, Нидерланды. Итоги такого подхода в основном негативные. В результате масштабной смены собственников происходит рассогласование государственных (общественных) целей ( public interest ) и частных интересов. Для исправления ситуации понадобились другие формы. Поэтому далеко не случайно, что public private partnership ( PPP ) появилось и нашло наибольшее распространение именно в «приватизированной» Великобритании.

     ГЧП не отменят приватизацию. Безусловно, есть сферы, где частный бизнес может работать без государственного участия. Однако есть традиционные сферы государственной ответственности: оборона, социальная сфера, инфраструктура. С чисто рыночной позиции они непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. К тому же государство не может полностью передать их в собственность.

     Поэтому на практике совершенно логично возникает так называемая «полуприватизация» ( semi - privatization ), с которой часто отождествляют ГЧП. Это дает основание рассматривать ГЧП в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации. 
 
 
 

1.3 Политико-правовой дуализм ГЧП

      Подобное понимание экономической сути ГЧП в совокупности с описанными выше вариантами политической и правовой интерпретации ГЧП позволяют говорить о политико-правовом дуализме ГЧП, который проявляется в необходимости достижения баланса политической и правовой составляющей для достижения целей, поставленных перед государственно-частным партнерством.

     Значение политического аспекта ГЧП для эффективной реализации проектов в настоящее время не стоит недооценивать. Многие проблемы низкой инвестиционной привлекательности или нежелания частного инвестора вкладывать средства в тот или иной сектор лежат не в экономической и даже не в правовой плоскости. Бизнес зачастую не видит ни стратегических инвестиционных целей, определенных государством, ни самой готовности со стороны государства образовать коалицию с бизнесом на равноправной основе – то есть на принципах партнерства.

     Таким образом первым шагом должно стать объявление принципа ГЧП на политическом уровне. Это имеет важнейшее политическое, экономическое и даже психологическое значение. Государство на самом высшем уровне должно признать, во-первых, что оно готово с сотрудничеству в форме партнерства (объявляет о возможности сотрудничества). Во-вторых, оно признает партнерство эффективной экономической формой, снимая тем самым все споры между различными экономическими школами и признавая правоту выбранной парадигмы. В-третьих, государство должно четко определить сферы ГЧП и цели, которые оно преследует в рамках реализации этих проектов. Последнее важно закрепить на нормативно-правовом, вполне возможно – на программном или даже законодательном уровне (в форме конкретных целей и принципов).

Информация о работе Государственно-частное партнерсво в России