Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:06, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение механизмов формирования действенных государственно-частных партнерств. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать структуру в системе государственно - частного партнерства;
- выявить особенности ГЧП в России;
-определить факторы, обусловливающие эффективное развитие государственно - частного партнерства в нашей стране;
Объектом исследования выступает Государственно-частное партнерство.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственно-частное партнерство (ГЧП)…………………………..5
1.1 Зарубежный опыт……………………………………………………….…..5
1.2 Экономическая суть ГЧП………………………………………….……….6
1.3 Политико-правовой дуализм ГЧП…………………………………………8
Глава 2. ГЧП в России…………………………………………………………....13
2.1 Варианты понимания ГЧП в России…………………………………...…13
2.2 Работа с Государством………………………………………………….....14
2.3 Возможности…………………………………………………………...…..16
Глава 3. Модели, формы и механизмы ГЧП………………………………...….19
3.1 Классификация ГЧП………………………………………………………19
3.2 Механизмы ГЧП………………………………………………………......25
3.3 Примеры ГЧП…………………………………………………………...…27
Заключение…………………………………………………………………...….29
Список используемой литературы……………………………………………..33
Далее требуется создание обширной законодательной базы ГЧП. Эта база закладывает правовые основы партнерства, особенно правовой статус бизнеса в этом альянсе.
Следующим шагом должно стать соответствующее выстраивание административного аппарата, готового реализовать государственные цели в условиях партнерства (а не «крышевания», вымогательства) с бизнесом.
Таким образом достигается согласование интересов государства и бизнеса на макроуровне.
Для достижения баланса интересов в рамках конкретного проекта универсальной формой будет являться договор. Договоры различных форм (концессионные, арендные, подрядные и т.п.) должны выстраиваться на основе четко описанных законодательных положений. Заключение такого договора дает бизнесу законодательно определенный статус, а следовательно – судебную защиту.
Схематично политико-правовой дуализм ГЧП представлен на Рисунке 1.
Партнерство возможно только тогда, когда заинтересованы оба партнера и за счет взаимодействия они могут наиболее эффективно решить проблему.
Таким образом, можно утверждать, что конечной юридической формой согласования интересов всегда будет договор (инвестиционный, концессионный, договор о создании особой экономической зоны и т.п.). Этот договор должен иметь четкую и прозрачную законодательную базу и безусловную судебную защиту.
Рисунок
1. Политико-правовой дуализм ГЧП
С точки зрения управленческих процессов становление ГЧП согласно предложенной схеме в каждом конкретном проекте проходит следующие стадии: Первичное согласование интересов, определение приоритетной повестки. Фиксация приоритетов в программном документе. Он должен иметь стратегический характер, продолжительный срок действия (3-5 лет и более), не должен кардинально меняться. В нем должны быть установлены сроки и ответственные органы. Он должен быть подкреплен целым рядом подзаконных регламентов со строгим порядком реализации. Формирование конкретных проектов на основе программы, но в полном соответствии с законом, который устанавливает в том числе порядок проведения конкурсов и т.п. Фиксация результатов в договорах, имеющих специфическую судебную защиту.
Что дает подобный механизм?
Во-первых, это согласование стратегических интересов государства и бизнеса, которое происходит на этапе формирования программных документов. Во-вторых, четкое определение целей, которые фиксируются в программном документе. В-третьих, законодательно закрепляются прозрачные процедуры реализации конкретных проектов. В-четвертых, она дает особый статус проектам и их участникам, который также фиксируется в законе. В-пятых, также на основе закона происходит предоставление публичных полномочий бизнесу (в законе). В-шестых, эта система направлена на текущих интересов государства и бизнеса в каждом конкретном проекте, что осуществляется на уровне контракта. В-седьмых, система обеспечивает стабильность и защиту интересов партнерства.
Основываясь на изложенном подходе, можно дать следующее правовое определение государственно-частному партнерству:
Государственно-частное партнерство - это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления.
Детальное рассмотрение описанного механизма может привести к совершенно справедливому утверждению, что здесь нет ничего нового. Действительно, все это уже имеет место на практике. Проблема только в том, что сейчас эти отношения не формализованы и в каждом конкретном случае строятся на основе личного авторитета конкретного чиновника – губернатора, министра и т.п. Вследствие этого такие отношения не могут иметь длительную перспективу и очень подвержены коррупционным и монополистическим рискам.
Реализация
предлагаемого правового
Глава 2. ГЧП В России.
2.1 Варианты понимания ГЧП в России
Официального понимания и толкования термина ГЧП в России сейчас не существует. Каждый чиновник и политик вкладывает собственный смысл в это неведомое для него понятие, стараясь соответствовать конъюнктуре. Единого и системного понимания явления на государственном уровне мы пока тоже не видим. В российской научной среде данное явление также не изучено должным образом.
Наиболее общее определение дано этому явлению В.Г.Варнавским: «Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг».
Анализ высказываний и публикаций по теме позволяет сделать вывод, что в настоящее время можно говорить о двух основных значениях употребления термина ГЧП:
В качестве факультативного и скорее чисто умозрительного возможно рассмотрение понимания ГЧП как формы взаимодействия государства и бизнеса в рамках хозяйственного общества и/или ГЧП как разновидности простого товарищества между государственным и частным предприятием. Такой подход на практике вряд ли возможен, хотя может быть использован при постановке, особенно на основе лексического толкования слова «партнерство». Необходимо отметить, что в рабочей обстановке возможность использования такого подхода на практике проходила обсуждение с некоторыми государственными служащими, в результате чего был сделан вывод о его практической непригодности.
Таким образом, имеют право на существование два подхода к пониманию ГЧП: «ГЧП-принцип» и «ГЧП-форма» (механизм).
«ГЧП
– принцип». Предполагает некое
обязательное правило взаимодействия
государства и бизнеса в
«ГЧП – форма». Предполагает наличие конкретных форм (механизмов) взаимодействия государства и бизнеса, в первую очередь – правовых форм.
Таким образом, нами рассмотрено политическое и правовое проявления ГЧП. Однако для формулирования управленческой задачи и формирования целостной картины необходимо изучение экономической сути явления.
2.2 Работа с Государством
О развитии взаимодействия с институтами гражданского общества, в числе которых неизменно стоит и бизнес, государство говорит давно и на всех уровнях. Помогают ему в этом и ученые, которые призывают бизнес быть социально ответственным, а государство, напротив, переложить часть своей ответственности на предпринимателей. Тем не менее, по взаимному признанию всех сторон процесса, до гармоничного сожительства двух этих сил в России еще далеко, но стремиться к этому нужно уже сегодня.
Главная крамольная мысль большинства социологов и политологов в последние несколько лет в том, что, по сути, бизнес в России сегодня является вторым реальным игроком в обществе помимо государства. Еще со времен Маркса известно, что в любом государстве есть три главные созидающие силы: власть, бизнес и институты непосредственного участия граждан в управлении государством. Поскольку у большинства экспертов отсутствие последних не вызывает никаких сомнений, то реальными субъектами развития российского государства остаются две силы – власть и бизнес.
Именно поэтому, хочешь - не хочешь, а договариваться между собой им все-таки приходится. Крупным бизнесменам больше не предъявляют обвинений, а государством реально управляют государственные чиновники. А это значит, что, когда каждый на своем месте, то и работа по строительству новых механизмов взаимодействия государства и бизнеса продвигается быстрее. К примеру, система государственных заказов со скрипом, но развивается, хотя после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС министр по чрезвычайным ситуациям России Сергей Шойгу предложил в отдельных отраслях ее все же не использовать, поскольку государство намерено работать только с проверенным и честным бизнесом, тогда как через свободные механизмы государственного заказа в решение вопросов ремонта станции стали проникать «серые» организации. Стратегическое значение гидрогенерации очень велико, и такие задачи даже в самом демократическом обществе действительно должно решать сначала государство.
Другое дело, что в условиях отсутствия реально работающих институтов гражданского общества государство и бизнес, чьи хорошие взаимоотношения важны и необходимы, чаще всего, живут по разным законам. К примеру, отмени сегодня государство свою монополию на социальную поддержку населения по примеру Европы, то бизнес эту нишу займет мгновенно, да еще и с пользой для гражданина. Ведь если в государственной структуре решение рождается недели и месяцы, то для бизнеса этот срок измеряется часами и днями.
2.3 Возможности
Из принципов российского Закона следует, что важное условие конструктивного взаимодействия государства и бизнеса – это их равенство и совместные инвестиции в человека. К примеру, такие нормы закреплены в Конституции нашей страны, в законодательстве о государственных заказах, нормативных актах о деятельности бизнеса. Ведь именно человек, согласно нашей Конституции, является высшей ценностью в государстве. Понимает это и государство, и те, у кого других ценностей предостаточно. К примеру, сегодня крупный бизнес активно взаимодействует с целым рядом муниципалитетов в области культуры, спорта и молодежной политики, а в моногородах крупный бизнес, по сути, превращается во вторую вертикаль власти.
Не подвергается сомнению и желание бизнеса выступать перед государством с равных для всех позиций. К примеру, как бы незаметно проскользнуло в прессе сообщение о том, что «Газпрому» и «Роснефти» отныне разрешено создавать подобие военизированных соединений для охраны своих объектов. «Частные армии», - молниеносно окрестили эти соединения политики и журналисты. Согласно логике равенства, подобное решение следовало бы распространить на все крупные бизнес-структуры, однако при ближайшем рассмотрении это кажется полным абсурдом. Получается, что принцип равенства может стать хорошей микстурой против злоупотребления во взаимоотношениях как со стороны бизнеса, так и со стороны государства: если эту норму нельзя распространить на всех, то целесообразность ее введения встает под вопрос. При этом пока в принципе равенства больше заинтересован бизнес, а государство все еще опасается установления одинаковых для всех правил игры, наверное, из-за того, что «серый бизнес» в стране еще окончательно не изжит. И история, когда компании, не имеющие никакого отношения к гидроэнергетике, выигрывали тендеры на ремонт Саяно-Шушенской ГЭС – яркое тому подтверждение.
Однако примеров взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса в последние годы становится все больше, поскольку оба этих игрока научились решать общие и свои проблемы одновременно. Так, государство развивает экономику, а бизнес, помогая ему в этом, зарабатывает деньги, как и должно быть при нормальной общественной ситуации. Как ни парадоксально, но яркий пример такого взаимодействия – сельское хозяйство, хотя развивается оно с трудом и явно не отличается сверхприбылями.
За счет вливаний в этой отрасль (а нигде в мире она полностью себя не окупает) государство решает стратегическую для страны проблему – продуктовой независимости, фактически выполняя одну из самых важных своих функций. Вместе с тем, агробизнес, которой сегодня за счет современных информационных технологий организовывает и виртуальные зерновые биржи, и внедряет за счет государственных субсидий самую современную технику, реально может заработать на решении стратегической государственной задачи свои дивиденды.
Информация о работе Государственно-частное партнерсво в России