Государственное управление социально-культурной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание

Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социально-культурное строительство – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей (образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ), каждая из которых имеет ряд особенностей. Рассмотрим каждую более подробно.

Содержание

1.Вопрос 68. Государственное управление социально-культурной
сферой……………………………………………………………………. с. 3
2. Вопрос. 80.Государственный заказ ……………………………….….. с. 21
3.Вопрос 112. Роспуск Государственной Думы. Составить схему
действий на основе ч.4 ст.111, ч.3, 4 ст.117 Конституции РФ……….. с. 27
4.Список литературы……………………………………………………... с. 28

Работа состоит из  1 файл

контр.работа по сист.гос.упр..doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

СОДЕРЖАНИЕ

1.Вопрос 68. Государственное управление социально-культурной

   сферой……………………………………………………………………. с. 3

2. Вопрос. 80.Государственный  заказ ……………………………….….. с. 21

3.Вопрос 112. Роспуск Государственной Думы. Составить схему

  действий на основе ч.4 ст.111, ч.3, 4 ст.117 Конституции РФ……….. с. 27

4.Список  литературы……………………………………………………... с. 28                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ

     Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социально-культурное строительство  – сложная и специфическая  сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей (образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ), каждая из которых имеет ряд особенностей. Рассмотрим каждую более подробно.

     Образование – сложный и целенаправленный процесс, включающий в себя различные виды обучения и образовательных учреждений. К ним относятся: начальные, основные, средние школы, лицеи, гимназии; профессиональные училища, центры и лицеи, техникумы, училища, колледжи, университеты, академии, институты.

     Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России.  В статье 43 Конституции РФ говорится:

1. Каждый имеет право  на образование. 

2. Гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация  устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты, поддерживает  различные формы образования  и самообразования

Основным общим образованием на данный момент считается образование одиннадцать классов, которое считается обязательным для всех.

За последние годы в связи с развитием рыночных отношений стали появляться частные учебные образования начального, среднего и даже высшего уровня. Но самыми престижными все же считаются государственные ВУЗы с уже сложившейся системой преподавания и преподавательским составом.

В соответствии с законом  «Об образовании» общество, государство, власти  всех видов, форм, уровней должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, по той причине, что уровень образования населения напрямую связан с благополучием страны и ее дальнейшим развитием.

Законом гарантированы  общедоступность и бесплатность общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В общеобразовательные учреждения и учреждения начального профессионального образования принимаются без конкурса все желающие и обучаются бесплатно.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно - общественный характер управления образованием. Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может быть получено: в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт. Однако существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. Учитывается возможность получения студентами в процессе обучения сведений, содержащих военную и государственную тайну, а также прохождения практики на режимных предприятиях. Кроме того, имеется в виду и невозможность получения профессиональных знаний, умений и навыков без непосредственных (аудиторных) занятий с преподавателем.

       В целях создания необходимых условий для получения общего образования лицами, осужденными к наказанию в виде лишения свободы приказом Министра образования РФ от 9 февраля 1999г. утверждено Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах.

В XX веке Россия стала одной из самых образованных стран, что подтверждали многочисленные научные открытия и исследования, о высоком уровне образованности говорит и такой малоприятный фактор, как «утечка мозгов» за границу. Ни для кого ни секрет, что наши ученые пользуются спросом за рубежом, и стараются сделать карьеру именно в развитых странах. Причиной этому является, естественно, финансовая политика нашего государства в отношении науки. Поэтому Правительство ставит своей целью вывести Россию из кризиса в сфере образования, для чего необходимо обеспечить:

-  реализацию конституционного  права и равные изначальные  возможности на получение бесплатного  образования высокого качества;

-  сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

- формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

-  воспитание молодого  поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

- создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;

-  стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенный льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

- предоставление бесплатных  учебников для учащихся общеобразовательных  школ и учреждений начального  профессионального образования; доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования; .

- законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь, в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот для работников образования и обучающихся;

-  активный выход на рынок образовательных услуг, расширение участия в образовательных программах международных организаций и сообществ, а также решение других задач по вопросам образования, которые относятся к сфере ответственности и интересов всего государства.

     В РФ действуют следующие госорганы управления образованием:

1) Министерство образования  и науки РФ, возглавляющее всю систему образования;

2) федеральные ведомственные  органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);

3) государственные органы  управления образованием субъектов  Федерации, 

     К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

- разработка и реализация  целевых федеральных и международных  программ в области образования; 

- разработка государственных  образовательных стандартов и  установление эквивалентности документов об образовании;

- государственная аккредитация  образовательных учреждений, содействие  их общественной аккредитации;

- установление порядка  аттестации педагогических работников  образовательных учреждений различных  типов и видов; 

- формирование структуры системы образования; разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

- прямое финансирование  деятельности учрежденных ими  образовательных учреждении;

- разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

- контроль за исполнением  законодательства в области образования,  государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования и науки РФ на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

     Министерство  образования и науки разрабатывает и реализует концепцию развития образования; координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования; разрабатывает целевые, федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования; организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений; формирует программы научно-исследовательских работ этой области и обеспечивает их реализацию.

     Министерство образования и науки обеспечивает контроль за реализацией, законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.

     После того, как Указом Президента от 15 октября 1999 г. Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных органов исполнительной власти, ее задачи возложены на Министерство образования России: проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно- педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.

    Государственная научно-техническая политика — это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки.

     Федеральный  закон от 23 августа 1996 г. «О  науке и государственно- научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг). Субъектами научной и научно-технической деятельности являются: научный работник, специалист по научной организации и работник сферы научного обслуживания как индивидуальные субъекты, научные организации как коллективные субъекты научной и научно-технической деятельности.

          Организация государственного управления наукой и технической политикой связана с ее делением на фундаментальную, прикладную (отраслевую) и вузовскую в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.

     Фундаментальная  наука должна быть предметом  особой заботы государства, так  же как образование и оборона.  Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости, а тем более быстрых прибылей.

Информация о работе Государственное управление социально-культурной сферой