Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:49, реферат
Менеджмент как социально-экономическое учение появился в США в конце XIX в. С тех пор эта страна считается его родиной. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. В 80-е годы XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Зарождающиеся знания в сфере управления производством послужили отправной точкой реализации менеджмента как практики и теории научного управления.
Менеджмент
как социально-экономическое
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
Американский
экономист Роберт Хейлбронер указал
на три основных исторически сложившихся
подхода к распределению ресурсов общества.
Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный
подход имеет в виду распределение экономических
ресурсов общества посредством сложившихся
традиций, от одного поколения к другому.
Командный подход подразумевает распределение
ресурсов через приказы. Рыночный
подход предусматривает распределение
ресурсов с помощью рынка, без какого-либо
вмешательства общества. Этот подход является
наиболее эффективным.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.
Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная
А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели, право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.
По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей. [1]
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.
Содержание
стратегического управления заключается,
во-первых, в разработке долгосрочной
стратегии, необходимой для победы в конкурентной
борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления
в реальном масштабе времени. Разработанная
стратегия корпораций, впоследствии превращается
в текущие производственно-хозяйственные
планы, подлежащие реализации на практике.
Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система.
Основой стратегического управления является системный и
ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей
составной частью плановой работы корпорации
является стратегическое планирование,
возникшее в условиях насыщения рынка
и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое
планирование сдерживает стремление руководителей
к получению максимальной текущей прибыли
в ущерб решению долгосрочных задач, а
также ориентирует руководителей на предвидение
будущих изменений внешней среды.
Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
В 60-е гг. XX в. все настойчивее
стали требования работников
корпораций по улучшению их
социально-экономического
Первая
революция, по их мнению, связана с отделением
управления от производства и с выделением
его в особый вид управленческой деятельности.
Вторая революция характеризуется появлением
менеджеров, т.е. людей особой профессии.
«Производственная демократия» (или партисипативное
управление) стала рассматриваться как
форма соучастия всех работников организации
в принятии решений, затрагивающих их
интересы.
Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.
Партисипативное
управление предполагает расширение привлечения
работников к управлению по следующим
направлениям:
решений;
необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
количеством выполненной ими работы;
всей организации, так и отдельных ее подразделений;
интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях.
Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией — советах директоров — на Практике встречается крайне редко.
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петер-сон и Э. Плоумен. авторы известной книги «Организация бизнеса и менеджмент» выделяют шесть основных видов менеджмента:
менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).
менеджмента).
правительственного и государственного).
вид «бизнес-менеджмента»).
Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент "как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:
методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.
направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия. [3]
на выполнение общих целей предприятия.
потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения.
работу.
Связь между работниками
количеством разнообразных способов и средств.
выражение
не внутри предприятия, а вне его.
Информация о работе Характеристика американской модели менеджмента