Характеристика основных теорий лидерства. Типы лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание

А чтобы побуждать и мотивировать людей, они должны видеть в вас лидера. Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………....3
1 Обзор теорий поведенческого характера………………………………………………............4
Теория Д. Мак Грегори………………………………………………………………….....4
Теория Р. Лайкерта…………………………………………………………………………6
Двухмерная трактовка Р. Стогдилла………………………………………………………7
Управленческая решётка Блэйка и Мутона………………………………………………7
2 Ситуационные подходы к эффективному лидеству…………………………………………..8
Теория Митчела и Хауса…………………………………………………………………...9
Теория жизненного цикла…………………………………………………………………10
Модель Врума – Йеттона………………………………………………………………….10
3 Типология лидерства в менеджменте…………………………………………………………12
4 Стили лидерства………………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………….20
Список использованных источников и литературы…………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 49.68 Кб (Скачать документ)

 Первый образ (имидж): лидер-знаменосец. Его отличают по  собственному взгляду на реальность и знанием  средств  его  достижений.  Лидер-знаменосец определяет характер происходящего и способы преобразований. К таким  лидерам можно отнести одного из руководителей национально-освободительного  движения

М. К. Ганди (1869-1942), В. И. Ленина, Мартина Лютера Кинга (1929 – 1968)  и некоторых других.

 Второй образ: лидер-служитель.  Он достигает признания благодаря  тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидерствует  от  их имени, от группы. Лидеры такого типа руководствуются тем, что  ожидают  и  в чём нуждается их избиратель. Примерами подобного типа можно назвать   Л.  И. Брежнего  (1906-1982),  К.  У.  Черненко  (1911-1985)  выражавших   интересы партийной  бюрократии.

 Третий  образ:  лидер-торговец.  Существенные  черты  его   состоят  в способности  убеждать.   Благодаря   способности   убеждать   лидер-торговец вовлекает   в   осуществление   своих   планов   и   проектов,   собственных приверженцев. Образом подобного типа можно назвать 40  –  го  президента  Р. Рейгана.

  Четвёртый образ: лидер-пожарный.  Его  отличает  быстрая  реакция   на несущие требования, времени сформулированные его сторонниками.  Он  способен эффективно действовать в экстремальных условиях , быстро  принимать  решения, адекватно реагировать на ситуацию.   

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый лидер управляющий  организацией имеет свои неповторимые черты руководства, можно сказать  иначе, каждый лидер имеет свой поведенческий  типаж. Это обуславливается как  субъективными факторами (образование, тип характера и т.д.) так и  объективными (факторы внешней среды). Но также следует отметить, что  в зависимости от превалирующих  качеств лидера всех менеджеров можно  разделить на пять типов. Рассмотрим эти типы подробнее.

 

1. Менеджер-отец. У такого  лидера проявляются, прежде всего,  заботливость и чувство превосходства. Он заботится о  нуждах подчиненных, воспитывает и обучает их, исходя из собственного представления об интересах и потребностях. Мнение его подчиненных играет второстепенную роль, а их самостоятельность ограничена.

 

2. Менеджер-деспот. У него  преобладают волевые качества, самоуверенность  и агрессивность. Подчиненные должны безропотно ему подчиняться, главное для них -точное и своевременное выполнение детальных инструкций менеджера. Малейшие проявления самостоятельности подавляются.

 

3. Менеджер-локомотив. Его  основное качество — высокая  работоспособность, компетентность  и дотошность в мелочах, энергичность. Работая больше других, зная мельчайшие  подробности дела, он вовлекает  в работу подчиненных, заставляет  работать столь же производительно  и качественно.

 

4. Менеджер-капитан команды.  Важнейшими качествами для него  можно считать инициативность, гибкость, организаторские  способности,  умение убеждать. Его роль заключается  в организации эффективной работы  подчиненных, координации их действий, проведении нужной стратегии. Менеджер-капитан команды активно использует интеллектуальный потенциал и опыт подчиненных в принятии и реализации управленческих решений.

 

5. Менеджер на минуту. Он практически не вмешивается  в оперативную работу подчиненных,  лишь время от времени корректирует  их действия и ставит перед  исполнителями новые задачи. Такой стиль управления эффективен, если он базируется на высоком неформальном авторитете, умении разбираться в людях, рассудительности и способности менеджера к переменам.

 

 

 

Авторитарный (автократический) стиль лидерства.

 

Этот стиль лидерства  используется в случаях, когда лидеры говорят своим подчинённым что должно быть сделано и как это должно быть сделано. Они не интересуются советами своих последователей. Данный стиль лидерства уместен, когда вы имеете всю необходимую информацию, ограничены во времени, а ваши работники хорошо мотивированы.

 

Некоторым людям свойственно  думать, что данный стиль лидерства  включает в себя крики на подчинённых, использование унизительного языка, угроз и злоупотребление властью. Но это не авторитарный стиль, а оскорбительный и не профессиональный. Ему нет места в репертуаре лидера.

 

4 Стили лидерства

Авторитарный стиль, как  правило, используется в редких случаях. Если же у вас есть время и вы желаете, чтобы ваши сотрудники были более привержены и мотивированы, вы должны использовать демократический стиль.

 

Соучастный, демократический  стиль.

Это стиль совместного  принятия решения, когда лидер и  сотрудники работают вместе. Но, не смотря на соучастие в процессе работы, лидер определяет окончательное решение. Использование этого стиля нельзя назвать признаком слабости, это, скорее, признак силы, здесь лидер заслуживает уважения сотрудников.

 

Обычно, этот стиль лидерства  используется в том случае, когда  лидер обладает лишь частью информации, а его сотрудники другими её частями. Следует отметить, что лидер не обязательно должен знать все тонкости дела, и именно поэтому он включается в совместную работу со знающими и умелыми работниками. Это взаимовыгодный стиль управления – лидер и сотрудники объединяются в одну команду, что позволяет принимать более обоснованные решения.

 

Делегативный стиль лидерства, предоставление полной свободы.

Это тот стиль лидерства, где лидер позволяет своим  сотрудникам принимать самостоятельные  решения. Но, не смотря на то, что сотрудники получают свободу действий, лидер  по-прежнему отвечает за принимаемые  решения. Используется этот стиль в  тех случаях, когда сотрудники самостоятельно могут проанализировать ситуацию и определить, что должно быть сделано, и как это должно быть сделано. Вы ведь не можете делать всё! Вам необходимо как минимум установить приоритеты и делегировать определённые задачи.

 

Влияние сил на выбор стиля.

Как мы уже отмечали выше, хороший руководитель использует все  три стиля лидерства, но выбор  должен быть осуществлён с оглядкой на силы участвующие в управлении. Приведём несколько примеров:

Используйте авторитарный стиль  лидерства, если вам приходится иметь  дело с новым сотрудником, который  проходит обучение. Как хороший и  компетентный тренер, вы мотивируете  сотрудника на получение новых навыков.

 

Используйте соучастный стиль  лидерства, когда работаете с  командой работников, знающих своё дело. Здесь руководитель знает суть проблемы, но не обладает всей необходимой информацией. Сотрудники же, знают свою работу, и желают стать частью команды.

 

Используйте делегативный стиль лидерства при работе с сотрудниками, которые знают дело лучше вас. Сотрудники в этом стиле управления берут ответственность за работу на себя. Кроме всего прочего, этот стиль позволит вам освободить время на другие дела.

 

Также, вы можете использовать все три стиля. Устанавливайте свои правила действий на новый процесс, интересуйтесь идеями и вкладом, который они могут привнести  в новые процессы, и распределяйте  задачи между сотрудниками для работы над новым процессом.

 

 

 

Силы, которые могут оказывать  влияние на выбор стиля.

  • Количество доступного времени.
  • Уровень уважение и доверия сотрудников к вам.
  • Наличие необходимой информации у вас и ваших сотрудников.
  • Наличие необходимой информации у вас и ваших сотрудников.
  • Внутренние конфликты.
  • Уровень стресса.
  • Тип и сложность задач.

 

Как видите, здесь есть о  чём задуматься, главное следует  помнить, от того, в пользу какого стиля  лидерства вы сделаете выбор, зависит  эффективность работы вашей команды.

 

Метод кнута и пряника.

 

Есть лидеры, которые используют преимущественно позитивный подход – так называемый метод пряника. Они используют поощрение, премии, выходные, награды, похвалы с целью мотивации своих сотрудников. Руководителей, использующих позитивный подход с большей уверенностью можно назвать лидером. Боевой дух сотрудников при таком подходе остаётся на высоте, как и производительность.

 

Есть лидеры, которые в  основном используют негативный подход – метод кнута. Им свойственно  считать, что наказания, выговоры, угрозы увольнения, выходные без сохранения заработной платы и так далее, это единственный способ достижения целей. Они считают, что таким образом могут добиться более высоких уровней производительности. Однако, чаще всего такой подход приводит к нежелательным последствиям, одним из которых часто выступает снижение производительности.

 

Не смотря на все преимущества позитивного подхода, лидер не должен быть слишком мягким руководителем. В некоторых случаях, просто необходимо использовать метод кнута. Так бывает с теми сотрудниками, которым легче сосредоточиться, когда на них воздействуют методом кнута поочерёдно с методом пряника. Чтобы не слишком запутаться, держитесь золотой середины и ни в коем случае не перегибайте палку.

 

Подходы с ориентацией  на людей и на продукт.

Это ещё два вида подходов, которые используются в управлении:

 

Ориентация на сотрудников  – лидер обеспокоен человеческими  потребностями своих сотрудников. Они строят взаимодействие в работе, помогают сотрудникам в их проблемах, и оказывают психологическую поддержку.

 

Ориентация на продукцию  – лидер уверен, что получит  наилучший результат, поддерживая  постоянную занятость своих сотрудников  и призывая их к производству товаров. Здесь менее выражен человеческий фактор.

Эти два подхода не являются двумя противоположностями. Лидер  может одновременно быть ориентированным на сотрудников и на продукцию. Именно гармоничное сочетание этих двух подходов может увеличить эффективность работы команды лидера.

                                                          Заключение 
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

Цели и задачи выполнены  в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления. 2008 . 
 
2. Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент. М.,2006. 
 
3. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М.2007. 
 
4. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте.М. 2007. 
 
5. Карлоф Б. Деловая стратегия. М. ,2008. 
 
6. Карлоф Б. Вызов лидеров. М., 2008. 
 
7. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М., 2007. 
 
8.Мескон М.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М. 2006. 
 
9. Поршнев А.Г., Ефремов В.С. Менеджер ХХI века. Кто он.// 
 
Менеджмент в России и за рубежом. № 4. 2007. 
 
10. Френсис Д., Вудкок М. Раскрепощенный менеджер.М.2006.

 

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика основных теорий лидерства. Типы лидеров