Имидж современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:00, реферат

Описание

В последнее время технологии формирования имиджа различных организаций находят все большее применение во многих областях человеческой деятельности. За последние десять лет использование термина "имидж" вышло за рамки узкоспециализированных изданий и прочно вошло в повседневный обиход. Понятие "имидж" нашло применение в различных сферах человеческой деятельности. Можно говорить об имидже отдельной персоны, политика, бизнесмена, имидже торговой марки, имидже организации и т.д.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 40.83 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время технологии формирования имиджа различных организаций находят все большее применение во многих областях человеческой деятельности. За последние десять лет использование термина "имидж" вышло за рамки узкоспециализированных изданий и прочно вошло в повседневный обиход. Понятие "имидж" нашло применение в различных сферах человеческой деятельности. Можно говорить об имидже отдельной персоны, политика, бизнесмена, имидже торговой марки, имидже организации и т.д.

В настоящее время стало  появляться все больше книг и публикаций зарубежных и отечественных авторов, посвященных данной тематике. Интерес  к проблеме имиджа обусловлен необходимостью решения практических задач в  сфере управления и коммуникаций. Использование знаний и навыков  в формировании имиджа стало одним  из важнейших критериев успешности профессиональной деятельности специалистов в области менеджмента, маркетинга, рекламы, связей с общественностью. 

При современном уровне развития производства и состоянии насыщенности рынка, конкурирующие фирмы предлагают покупателям большое количество однотипных товаров, не отличающихся своими потребительскими качествами. При этом главным фактором конкурентной борьбы становится благоприятное впечатление  о товаре и компании-производителе, заключенное в созданном имидже. 

Особенно востребованной в последние годы стала сфера  технологий формирования имиджа руководителя и персонала. Методики, разрабатываемые  в данном направлении, находят свое применение не только в сфере управления организацией, но и этикета, делового общения, этических вопросах современного бизнеса. Повышенное внимание уделяется  вопросам формирования имиджа лидера. Данное направление, имеющее большую  важность для решения проблем  имиджа организации, выделилось в отдельную  область деятельности, предлагающую разработки, как для сфер бизнеса, так и политики. 

В современной деятельности по управлению персоналом предприятия  работа над имиджем организации  находит свое применение как составная  часть корпоративных PR-технологий. Эффективность работы компании во многом зависит от успешности взаимодействия организации с собственными сотрудниками, партнерами, потребителями. Это требует от менеджеров компаний планирования как внутренней деятельности по улучшению имиджа компании, так и внешней деятельности для информирования общественности о компании, и ее достижениях.

Вместе с тем большинство  современных методик, применяемых  в области работы с имиджем  организации, не имеют достаточной  теоретической проработки, часто  представляют собой лишь набор практических рекомендаций, не выходящих на уровень  научного обобщения.

Английское слово «image»  происходит от латинского «imago», и является однокоренным по отношению к латинскому «imitare», что значит имитировать. В американских словарях «image» искусственная имитация внешней формы какого-либо объекта. Предназначение имиджа состоит в служении определенным целям. Поэтому имидж – это средство для достижения чего-либо. Если имидж организации, либо человека не несет пользы, от него избавляются как от чего-то не нужного.

Основной функцией имиджа является блокирование рационального  познания объекта. Благодаря своим  внушающим воздействиям он создает  специфическую установку к действиям. Имидж проявляется в виде особой формы отражения объективной  реальности, преимущественно на уровне обыденного сознания, которая доминируется целым рядом факторов – естественными  ошибками в когнитивном процессе, субъективностью оценок, абсолютизацией и идеологизацией определенных сторон того или иного явления.

 

1. ПОНЯТИЕ, ВАРИАНТЫ  И ФУНКЦИИ ИМИДЖА

 

Имидж – собирательное  понятие. Это облик, то есть та форма  жизнепроявления человека, благодаря  которой “на люди” выставляются сильнодействующие личностно-деловые  характеристики. Среди них приоритетными  следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж конкретной личности[4, c. 87].

Существует несколько  вариантов имиджа:

- зеркальный - это имидж,  свойственный представлению человека  о самом себе;

- текущий - этот имидж  характерен для взгляда со  стороны;

- желаемый - этот вариант  имиджа отражает то, к чему  мы стремимся;

- корпоративный - вариант  имиджа организации в целом,  а не каких-то отдельных подразделений  или результатов её работы;

- множественный - этот  вариант имиджа образуется при  наличии ряда независимых структур  вместо единой корпоративной  структуры;

- харизматический – это  имидж, которому приписывается  образ вождя, лидера;

- закрытый – данный  вариант имиджа интересен тем,  что каждый из потребителей  может вписывать в него те  черты, которые сам считает  наиболее убедительными.

- мифологический – имидж,  под которым будем понимать  поведение лидера, те или иные  сложившие в данном обществе  мифы[6, c. 54].

Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека:

1.Внешний облик (манера одеваться);

2.Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);

3.Деловой этикет и протокол.

4.Этика делового общения.

 

2. ВНЕШНИЙ ОБЛИК

 

Необходимо помнить, что  одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как  личность. Внешний облик делового человека – это первый шаг к  успеху, поскольку для потенциального партнера костюм служит кодом, свидетельствующим  о степени надежности, респектабельности  и успеха в делах. Вместе с тем  не нужно стараться подавлять  партнеров богатством своего облика. Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:

- единство стиля;

- соответствие стиля конкретной  ситуации;

- разумная минимизация  цветовой гаммы («правило трех  цветов»);

- сопоставимость цветов  в цветовой гамме;

- совместимость фактуры  материала;

- сопоставимость характера  рисунка в различных компонентах  одежды;

- соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма[12].

Необходимо отметить, что  главное правило, которое нужно  выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах – общее  впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности  в одежде. Это должно заставить  партнера думать, что человек столь  же аккуратен будет в делах.

В последнее время такие  аксессуары, как часы, очки, ручки, стали  не столько «средствами производства»  делового человека, сколько символами  его благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера от общего восприятия облика как квалифицированного специалиста и приятного собеседника.

Если талантливый мужчина  может сделать карьеру, даже имея неудачный имидж, то для женщины  это практически невозможно. Ключевыми  факторами, которые производят положительное  впечатление на окружающих, являются:

- элегантная одежда;

- привлекательная прическа;

- тонкий макияж;

- впечатляющие аксессуары.

Женщина может пользоваться значительно большей свободой в  выборе фасона одежды, материала и  цвета ткани, нежели мужчина.

Таким образом, внешний облик  делового человека является наглядной  многомерной информацией: об экономических  возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению  к окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. 

3. ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ

 

Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие  требования:

1. Необходимо обладать  несколькими вариантами поведения  в однотипной ситуации и уметь  оперативно пользоваться ими.

2. В деловом общении  не следует допускать какой-либо  конфронтации, а тем более конфликта.  Однако по принципиальным позициям, возможны споры и расхождения.  Главное, чтобы противостояние  не переросло в личную неприязнь.

3. Умело использовать  механизмы психологического воздействия:  привязанность, симпатия, доверие,  уважение и манеры.

Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения, разрыв которых нередко бывает болезненным.

Симпатия – это эмоциональная  расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором  ярко проявляются симпатии, создается  необычайно теплый психологический  фон, а следовательно и комфортность отношений, где нет места конфликтам.

Доверие. Если привязанность  и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие  выступает как вера в конкретного  человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это  сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного). Надежность отношений решающим образом  зависит от баланса доверия, которое  сложилось между партнерами.

Уважение – это добровольное признание личности занимаемого  ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных  данных у того, кто его добивается.

Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми (партнерами). В манерах воссоздается образ (имидж) человека, зрительно проявляются  те его качества, которые оцениваются  людьми (позитивно или отрицательно). Позитивные манеры способствуют достижению целей, поставленных перед собой. М.С. Щепкин сказал: «успех манер общения  объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим образом эффект манер определяет специальная тренированность»[3, c. 21].

В манерах общения велика роль любезностей и комплиментов. Однако их использование требует  известного такта и чувства меры; при этом не допустимы лесть. Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые к тактике общения, вполне осмыслены и при умелом их использовании деловой человек всегда будет достигать поставленных перед собой целей. Однако необходимо помнить о том, что эти требования нельзя рассматриватьизолированно друг от друга, отдавая предпочтение одному, игнорируя остальные. 

4. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ПРОТОКОЛ

 

Взаимодействие людей, в  том числе и деловое, в различных  ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и  правилами этикета.

Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние  проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы  общения и приветствия, поведение  в общественных местах, манеру и  одежду). Этикет, как и общение, можно  условно разделить на деловой и неофициальный. Говоря об имидже делового человека, акцент ставится именно на деловой этикет, который регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Но, не смотря на это, современный деловой человек должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального (светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.

Важную роль в современном  деловом этикете играют визитные карточки – это небольшой лист тонкого картона (или плотной  бумаги высокого качества), на котором  напечатаны основные сведения о ее владельце.

В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения определились две важнейшие  их функции:

1. Представительская функция.  При выполнении этой функции  наиболее известны следующие  виды визитных карточек:

- Карточка для специальных  и представительских целей, на  которой указывают: Ф.И.О., полное  название фирмы, должность, но  не проставляют координаты –  адрес и телефон. Такую визитную  карточку вручают при знакомстве. Отсутствие адреса и телефона  указывает на то, что владелец  карточки не намерен продолжать  контакт с собеседником;

- Стандартная деловая  карточка, на которой указывают:  Ф.И.О., полное название фирмы,  должность, служебный телефон  (телефакс). Она вручается для  установления тесных взаимосвязей. Номер домашнего телефона указывают  лишь представители творческих  профессий. Данный вид карточки  используется только в служебных  целях.

Информация о работе Имидж современного менеджера