Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:00, реферат
В последнее время технологии формирования имиджа различных организаций находят все большее применение во многих областях человеческой деятельности. За последние десять лет использование термина "имидж" вышло за рамки узкоспециализированных изданий и прочно вошло в повседневный обиход. Понятие "имидж" нашло применение в различных сферах человеческой деятельности. Можно говорить об имидже отдельной персоны, политика, бизнесмена, имидже торговой марки, имидже организации и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время технологии формирования имиджа различных организаций находят все большее применение во многих областях человеческой деятельности. За последние десять лет использование термина "имидж" вышло за рамки узкоспециализированных изданий и прочно вошло в повседневный обиход. Понятие "имидж" нашло применение в различных сферах человеческой деятельности. Можно говорить об имидже отдельной персоны, политика, бизнесмена, имидже торговой марки, имидже организации и т.д.
В настоящее время стало появляться все больше книг и публикаций зарубежных и отечественных авторов, посвященных данной тематике. Интерес к проблеме имиджа обусловлен необходимостью решения практических задач в сфере управления и коммуникаций. Использование знаний и навыков в формировании имиджа стало одним из важнейших критериев успешности профессиональной деятельности специалистов в области менеджмента, маркетинга, рекламы, связей с общественностью.
При современном уровне развития
производства и состоянии насыщенности
рынка, конкурирующие фирмы предлагают
покупателям большое количество
однотипных товаров, не отличающихся своими
потребительскими качествами. При этом
главным фактором конкурентной борьбы
становится благоприятное впечатление
о товаре и компании-производителе,
заключенное в созданном
Особенно востребованной в последние годы стала сфера технологий формирования имиджа руководителя и персонала. Методики, разрабатываемые в данном направлении, находят свое применение не только в сфере управления организацией, но и этикета, делового общения, этических вопросах современного бизнеса. Повышенное внимание уделяется вопросам формирования имиджа лидера. Данное направление, имеющее большую важность для решения проблем имиджа организации, выделилось в отдельную область деятельности, предлагающую разработки, как для сфер бизнеса, так и политики.
В современной деятельности
по управлению персоналом предприятия
работа над имиджем организации
находит свое применение как составная
часть корпоративных PR-
Вместе с тем большинство современных методик, применяемых в области работы с имиджем организации, не имеют достаточной теоретической проработки, часто представляют собой лишь набор практических рекомендаций, не выходящих на уровень научного обобщения.
Английское слово «image» происходит от латинского «imago», и является однокоренным по отношению к латинскому «imitare», что значит имитировать. В американских словарях «image» искусственная имитация внешней формы какого-либо объекта. Предназначение имиджа состоит в служении определенным целям. Поэтому имидж – это средство для достижения чего-либо. Если имидж организации, либо человека не несет пользы, от него избавляются как от чего-то не нужного.
Основной функцией имиджа
является блокирование рационального
познания объекта. Благодаря своим
внушающим воздействиям он создает
специфическую установку к
1. ПОНЯТИЕ, ВАРИАНТЫ И ФУНКЦИИ ИМИДЖА
Имидж – собирательное
понятие. Это облик, то есть та форма
жизнепроявления человека, благодаря
которой “на люди” выставляются
сильнодействующие личностно-
Существует несколько вариантов имиджа:
- зеркальный - это имидж,
свойственный представлению
- текущий - этот имидж характерен для взгляда со стороны;
- желаемый - этот вариант имиджа отражает то, к чему мы стремимся;
- корпоративный - вариант
имиджа организации в целом,
а не каких-то отдельных
- множественный - этот
вариант имиджа образуется при
наличии ряда независимых
- харизматический – это имидж, которому приписывается образ вождя, лидера;
- закрытый – данный вариант имиджа интересен тем, что каждый из потребителей может вписывать в него те черты, которые сам считает наиболее убедительными.
- мифологический – имидж, под которым будем понимать поведение лидера, те или иные сложившие в данном обществе мифы[6, c. 54].
Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека:
1.Внешний облик (манера одеваться);
2.Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);
3.Деловой этикет и протокол.
4.Этика делового общения.
2. ВНЕШНИЙ ОБЛИК
Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Внешний облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика. Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:
- единство стиля;
- соответствие стиля конкретной ситуации;
- разумная минимизация цветовой гаммы («правило трех цветов»);
- сопоставимость цветов в цветовой гамме;
- совместимость фактуры материала;
- сопоставимость характера
рисунка в различных
- соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма[12].
Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах – общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить партнера думать, что человек столь же аккуратен будет в делах.
В последнее время такие
аксессуары, как часы, очки, ручки, стали
не столько «средствами
Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами, которые производят положительное впечатление на окружающих, являются:
- элегантная одежда;
- привлекательная прическа;
- тонкий макияж;
- впечатляющие аксессуары.
Женщина может пользоваться значительно большей свободой в выборе фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина.
Таким образом, внешний облик
делового человека является наглядной
многомерной информацией: об экономических
возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности
к профессиональному слою, отношению
к окружающим людям и т.д. Одежда является
своеобразной визитной карточкой. Она
оказывает психологическое воздействие
на партнеров по общению, нередко предопределяя
их отношение друг к другу.
3. ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ
Для имиджа делового человека
очень важна тактика общения,
к которой предъявляются
1. Необходимо обладать
несколькими вариантами
2. В деловом общении
не следует допускать какой-
3. Умело использовать
механизмы психологического
Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения, разрыв которых нередко бывает болезненным.
Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается необычайно теплый психологический фон, а следовательно и комфортность отношений, где нет места конфликтам.
Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в конкретного человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного). Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между партнерами.
Уважение – это добровольное признание личности занимаемого ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у того, кто его добивается.
Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми (партнерами). В манерах воссоздается образ (имидж) человека, зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются людьми (позитивно или отрицательно). Позитивные манеры способствуют достижению целей, поставленных перед собой. М.С. Щепкин сказал: «успех манер общения объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим образом эффект манер определяет специальная тренированность»[3, c. 21].
В манерах общения велика
роль любезностей и комплиментов.
Однако их использование требует
известного такта и чувства меры;
при этом не допустимы лесть. Комплимент
удовлетворяет важнейшую психологическую
потребность человека в положительных
эмоциях. Таким образом, можно сказать,
что требования, предъявляемые к тактике
общения, вполне осмыслены и при умелом
их использовании деловой человек всегда
будет достигать поставленных перед собой
целей. Однако необходимо помнить о том,
что эти требования нельзя рассматриватьизолированно
друг от друга, отдавая предпочтение одному,
игнорируя остальные.
4. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ПРОТОКОЛ
Взаимодействие людей, в
том числе и деловое, в различных
ситуациях издавна
Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду). Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный. Говоря об имидже делового человека, акцент ставится именно на деловой этикет, который регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Но, не смотря на это, современный деловой человек должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального (светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.
Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки – это небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.
В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения определились две важнейшие их функции:
1. Представительская функция. При выполнении этой функции наиболее известны следующие виды визитных карточек:
- Карточка для специальных
и представительских целей, на
которой указывают: Ф.И.О., полное
название фирмы, должность, но
не проставляют координаты –
адрес и телефон. Такую
- Стандартная деловая
карточка, на которой указывают:
Ф.И.О., полное название фирмы,
должность, служебный телефон
(телефакс). Она вручается для
установления тесных