Информационные системы управления производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 14:46, реферат

Описание

Новая экономическая ситуация ставит перед предприятиями ряд задач, которые ранее ими не рассматривались. Среди наиболее важных задач, стоящих перед промышленными предприятиями в современных условиях, можно выделить: повышение конкурентной борьбы, требование выпускать продукцию в соответствии с текущими заказами покупателей, а не с долгосрочными перспективными планами, необходимость оперативного принятия решений в сложной экономической ситуации, укрепление связей между поставщиками, производителями и покупателями.

Работа состоит из  1 файл

ИС в менеджменте.docx

— 52.36 Кб (Скачать документ)
 

      Информационные  системы управления производством

Новая экономическая ситуация ставит перед  предприятиями ряд задач, которые  ранее ими не рассматривались. Среди  наиболее важных задач, стоящих перед  промышленными предприятиями в  современных условиях, можно выделить: повышение конкурентной борьбы, требование выпускать продукцию в соответствии с текущими заказами покупателей, а  не с долгосрочными перспективными планами, необходимость оперативного принятия решений в сложной экономической  ситуации, укрепление связей между  поставщиками, производителями и  покупателями.  

В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто  быстрее других реагирует на изменения  в бизнесе и принимает более  верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям  промышленных предприятий в решении  этих сложных задач. Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. Одним из наиболее распространенных методов управления производством  и дистрибуции в мире является стандарт MRP II (Manufacturing Resourse Planning), разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS). APICS регулярно издает документ "MRP II Standart System", в котором описываются основные требования к информационным производственным системам. Последнее издание этой системы промышленных стандартов вышло в 1989 г. 

Глава 1. Автоматизированные информационные системы 

1.1 История  развития АИС 

1950-1960 годы  характеризовались появлением первых  информационных систем. В эти  годы они были предназначены  для обработки счетов и расчета  зарплаты, а реализовывались на  электромеханических бухгалтерских  счетных машинах. Это приводило  к некоторому сокращению затрат  и времени на подготовку бумажных  документов. 

В 1960-1970 года средства вычислительной техники  получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Развитие вычислительной техники обусловило появление новых возможностей в  автоматизации различных видов  деятельности, например, подготовки отчетной документации. Изменяется отношение  к информационным системам. Информация, полученная с их помощью, стала применяться  для периодической отчетности по многим параметрам.

В 1970-1980 года информационные системы продолжают активно развиваться. В это время  появляются первые микропроцессоры, интерактивные  дисплейные устройства, технология баз  данных и дружественное по отношению  к пользователю программное обеспечение (средства, позволяющие работать с  программой, не изучая специальных  языков программирования). Эти достижения создали условия для появления  систем бизнес - аналитики (BI). Появились первые системы класса MRP. 

1980-1990 года  характеризовались появлением настольных  персональных компьютеров и резким  скачком производительности, как  оборудования, так и программного  обеспечения. В это время появляются  MRP II и CRM системы. Этот период характеризуются еще и тем, что информационные системы начали претендовать на новую роль в организации: компании открыли для себя, что информационные системы являются стратегическим оружием.

В 1990-2000 годы появился Интернет. С возникновением глобальной сети появилась возможность  получать сразу заказы от клиентов, что способствовало появлению электронной  экономики (e-business). С объединением функций планирования материальных и финансовых ресурсов появились ERP системы, возможности обновления информации через интернет способствовали развитию систем нормативно-справочной информации. Общая цель использования ИТ - обеспечение конкурентоспособности организации. 

Начало  XXI века характеризуется попытками объединить все сложившиеся системы в одну, а так же шагнуть за рамки предприятия к совместному предпринимательству (c-commerce), когда одна АИС используется несколькими предприятиями, что должно способствовать увеличению скорости принятия заказов и отправки продукции потребителю.

1.2 Преимущества  от использования 

При внедрении  компьютерных информационных технологий в организацию преследуется две  взаимосвязанные основные цели:

-сокращение затрат в организации;

-увеличение отдачи, повышение производительности.

Эти эффекты, как правило, достигаются за счет:

1. Повышения  производительности труда. Она  имеет отношение к скорости, стоимости  и качеству выполнения рутинных  задач. Для повышения производительности  труда в организациях применяют  компьютерные системы справочно-нормативной  информации, документооборота, CRM, BI, ERP - позволяющие менеджерам и служащих осуществлять за несколько минут те действия, на которые ещё несколько десятилетий назад требовались дни и недели.

2. Увеличения  конкурентоспособности. Например, в  70-х гг. один крупный дистрибьютор  журналов и газет начал фиксировать  информацию о еженедельных поставках  и возврате печатной продукции  от каждого продавца. После этого  он использовал программу, которая  определяла доход от единицы  площади каждого издания для  каждого продавца, затем - сравнивал  полученные результаты, группируя  их по экономически и этнически  подобным районам. После этого  дистрибьютор сообщал каждому  из продавцов оптимальный для  его района ассортимент изданий.  Это позволило увеличить доход  дистрибьюторам и розничным торговцам.

3. Интегрирования  финансовой информации. Когда руководитель  пытается оценить работу компании, он может увидеть много разных  «версий правды». Финансовый отдел  предоставляет одну версию отчёта  о доходах, отдел продаж - другую. Остальные подразделения могут  показывать свои варианты того, каков их вклад в бизнес. Единая  система создает один окончательный  вариант правды, который не может  никем оспариваться, поскольку все  используют одну систему.

4. Быстрого  обслуживания заказов. В системе  ERP заказ проживает всю свою жизнь - от момента появления, до той минуты, когда товар отгружается клиенту, а бухгалтерия выписывает ему счет. Имея информацию в одной системе, а не «размазанной» по множеству различных приложений, компании легче отслеживать заказ и координировать производство, складирование и отгрузку по всем подразделениям одновременно.

5. Стандартизации  и ускорения процесса производства. Крупные производственные компании, особенно обладающие аппетитом  приобретать и сливаться, часто  обнаруживают, что многочисленные  подразделения компании делают  одно и то же, используя разные  методы и разные компьютерные  системы. ERP-системы приходят со стандартными методами автоматизации определенных шагов производственного процесса. Стандартизация этих процессов и использование единой интегрированной системы экономит время, увеличивает производительность и уменьшает головную боль.

7. Уменьшения  складских запасов. ERP-системы способствуют тому, что производственный процесс протекает более гладко, улучшается процесс исполнения заказа внутри компании. Компания теперь может запасать меньше сырья, необходимого для производства продукта, и хранить меньше готовой продукции на складах. Для того чтобы радикально улучшить всю цепочку поставок, может использоваться специальный модуль SCM (Supply Chain Management - управление цепочками поставок), который сегодня входит в стандартную конфигурацию большинства ERP-систем.

8. Стандартизации  информации по персоналу. В  компаниях с большим количеством  различных бизнес - единиц отделы  кадров часто не имеют единой  унифицированной методики отслеживания  рабочего времени персонала и  работы с ним. Это положение  может исправить HR модуль ERP.

Исходя  из этих преимуществ и выгод, которые  автоматизированные информационные системы  приносят иностранным компаниям, которые  уже не мыслимы без систем ИТ, отечественные организации начинают проявлять значительный интерес к этим системам.

Низкого уровня автоматизации отечественных  производств в настоящее время. В наши дни только 20% всех промышленных организаций имеют хоть какую  то ИТ систему, причём большинству установленных  систем требуется модернизация.

Сокращения  стоимости внедрения системы. Сегодня  норма прибыли для компаний занимающихся внедрением АСУ составляет в среднем 30%. В виду увеличения конкуренции на рынке, особенно с приходом очень крупного игрока - корпорацию Microsoft, которая сразу предложила высокое качество по низкой цене, конечные цены на автоматизацию поползут вниз. 

Совершенствования технологий. В самом ближайшем  будущем готовиться к приходу  на рынок новая технология RFID. Это будет означать замену штрих - кодов на радиочастотные датчики. В настоящее время эта технология уже создана, но дорога, чтобы сейчас же её применить на практике. Когда же она дойдет до потребителя, это скажется не только на работе супермаркетов, но и на управлении ресурсами организации, что потребует внедрение или модернизацию систем. 

1.3 Оценка  эффективности 

Внедрение корпоративных информационных систем, безусловно, положительно влияет на организацию  управления, однако стоят эти системы  дорого, и не всегда вложения в них  окупаются в полном размере. Для  крупных компаний затраты на АИС  исчисляются миллионами долларов США, а для сравнительно небольших  редко когда опускаются меньше чем 50000. По данным отечественных специалистов только для 50% компаний смогли вернуть  потраченные средства на внедрение  систем. 

Оценить же положительный эффект от внедрения  АИС достаточно сложно. Это связано  как и со сложностью подсчета затрат на систему, необходимо учитывать помимо прямых затрат на внедрение множество  косвенных расходов, так и с  определением результата функционирования системы, который выявить очень  непросто. 

Для оценки экономической эффективности инвестиций в АИС Цыгалов предлагает использовать следующие модели: 

оценка  совокупной стоимости владения (ТСО); 

оценка  возврата инвестиций (ROI); 

отдача  активов; 

цена  акционера; 

оценка  единовременных затрат на внедрение  и закупку АИС. 

Концепция общей стоимости владения ИТ была выдвинута Gartner Group в конце 80-х годов. ТСО является ключевым показателем информационных технологий и информационных систем в компании, так как позволяет оценивать совокупные затраты на ИТ, анализировать их и, соответственно, управлять ИТ - затратами для достижения наилучшей отдачи. 

Оценка  совокупной стоимости владения это  методика расчета, созданная чтобы  помочь потребителям и руководителям  предприятий определить прямые и  косвенные затраты и выгоды, связанные  с любым компонентом компьютерных систем. Цель ее применения - получить итоговую картину, которая отражала бы реальные затраты, связанные с  приобретением определенных средств  и технологий, и учитывала все  аспекты их последующего использования. 

Например, когда принимается решение о  приобретении компьютера и при этом используется анализ совокупной стоимости  владения, то высокая цена компьютера может рассматриваться как аргумент в пользу более дешевого варианта. Но если к стоимости компьютера добавить затраты, которые могут возникнуть в процессе его эксплуатация, то может оказаться, что общая сумма  затрат на покупку и эксплуатацию "дешевой" техники оказывается  выше. 

В основу модели ТСО положены две категории  затрат: прямые и косвенные. 

Прямые  расходы включают в себя: 

Косвенные расходы связаны с плохой работой  или проектировании АИС. Это выражается во временной неработоспособности, а так же непроизводительными усилия конечного пользователя системы.капитальные затраты -- аппаратное и программное обеспечение; 

расходы на управление АИС; 

расходы на техническую поддержку; 

расходы на разработку программного обеспечения  внутренними силами; 

Информация о работе Информационные системы управления производством