Информационные системы в экономике, их классификация, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:42, контрольная работа

Описание

Понятия Информация и Система - вынесенные в название курса являются фундаментальными научными понятиями, требующими точных формулировок и пояснений.

Содержание

• 1. Информатизация в экономике
• 1.1 Основные понятия теории информационных систем в экономике
• 1.2 Классификация информационных систем
• 1.3 Классификация информационных систем по признаку структурированности задач. Понятие структурированности задач
• 2. Структура информационных экономических систем
• 3. Функции информационных экономических систем
• 4. Задача

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.75 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа

"Информационные системы в экономике, их классификация, структура и функции"

2011г.

Содержание

  • 1. Информатизация в экономике
  • 1.1 Основные понятия теории информационных систем в экономике
  • 1.2 Классификация информационных систем
  • 1.3 Классификация информационных систем по признаку структурированности задач. Понятие структурированности задач
  • 2. Структура информационных экономических систем
  • 3. Функции информационных экономических систем
  • 4. Задача

1. Информатизация  в экономике

1.1 Основные понятия  теории информационных систем  в экономике

Понятия Информация и Система - вынесенные в название курса являются фундаментальными научными понятиями, требующими точных формулировок и пояснений.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Эта точка  зрения отражается в следующем определении. Информация - новые сведения, позволяющие  улучшить процессы, связанные с преобразованием  вещества, энергии и самой информации.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта - связь с  процессами управления коллективами людей  организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения обмена и потребления  материальных благ и услуг

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. К экономической информации относятся сведения, циркулирующие в экономической системе о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

К экономической информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность. Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при  котором сохраняется эффективность  функционирования системы. Оперативность  отражает актуальность информации для  необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Система - это совокупность элементов, работающих как единое целое. Каждый элемент в системе при необходимости можно рассматривать в качестве самостоятельных систем. Элементы внутри системы связаны между собой, а через внешнюю среду - с другими системами, прямой и обратной связью.

Все системы, независимо от их природы, обладают рядом общих  свойств. Основные свойства системы: целостность, делимость, многообразие элементов  и различия их природы, структурированность.

Целостность системы означает, что совокупность элементов, рассматриваемая  в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы  к сумме свойств входящих в  нее элементов.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и  задачам. Это свойство особенно важно  при анализе: особенностей работы экономических  объектов, организации их управленческой деятельности; формирования и движения документопотоков; функционирования центров  переработки информации и т.п.

Многообразие элементов  системы и различия их природы  связаны с функциональными особенностями  и автономностью элементов.

Структурированность системы  определяет наличие устойчивых связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов  по горизонтали и уровням иерархии.

Эмерджентность - появление  новых функций и свойств у  системы, которых не было у ее компонентов, т.е. система не сводится к простой  сумме элементов.

Внутри системы можно  выделить управляющую систему - систему, реализующую функцию управления (например, орган управления банком, его управленческий аппарат со своими методами принятия управленческих решений) и управляемую систему (функциональные подразделения банка, его филиалы, обменные пункты, ресурсы банка, в  том числе и кадровые, методы обработки  информации).

Взаимодействие этих элементов  системы осуществляется посредством  движения потоков информации. Выделяются прямые информационные связи - приказы  и распоряжения, выдаваемые управляющей  системой для управления функциональными  подразделениями и обратные информационные связи - информация о состоянии объекта.

Для любой экономической  системе большое значение имеют  функциональные информационные связи  с внешней средой, например, с  ЦБ, другими банка, фондовыми биржами, налоговой инспекцией, клиентами  и т.д.

В результате взаимодействия управляемая система изменяет свое состояние, что фиксируется управляющей  системой и используется для генерации  нового управляющего воздействия и  т.д.

Управление - перевода системы в заранее заданное состояние, путем воздействия на ее элементы.

Существует несколько  общих закономерностей и особенностей в процессах управления в системах разной природы, в том числе и  в экономических системах:

информационная экономическая  система

Ё управление осуществляется путем  сбора, обработки и анализа информации. Основная функция любой системы  управления - получение информации, ее обработка и определение на основе полученных данных о поведении  управляемой системы;

Ё управление может осуществляется только тогда, когда система располагает  обратной связью.

Информационная  система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупности внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

В автоматизированных ИС часть функций  управления и обработки данных выполняется  компьютерами, а часть человеком.

Информационные технологии.

1.2 Классификация  информационных систем

Информационные системы  могут быть классифицированы по множеству  признаков в зависимости от потребностей их изучения. Классифицируем информационные системы по характеру использования  информации, по характеру обрабатываемых данных, по признаку структурированности  задач.

По характеру использования  информации информационные системы  можно разделить на информационно-поисковые и информационно-решающие системы.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

По характеру обрабатываемых данных выделяют информационно-справочные системы (ИСС) и системы обработки  данных (СОД). ИСС выполняют поиск  информации без ее обработки. АИСОД  осуществляют как поиск, так и  обработку информации.

1.3 Классификация  информационных систем по признаку  структурированности задач. Понятие  структурированности задач

При создании или при  классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные  с формальным - математическим и  алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности  компьютерной обработки данных и  тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все  ее элементы и взаимосвязи между  ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю. Пример. Реализация задачи расчета заработной платы.

Неструктурированная (неформализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между  ними связи. Решение неструктурированных  задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Решение в таких  случаях принимается человеком  из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной  информации из разных источников.

В практике работы любой  организации существует сравнительно немного полностью структурированных  или совершенно неструктурированных  задач. О большинстве задач можно  сказать, что известна лишь часть  их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль, т.е. автоматизированные информационные системы.

Для решения неструктурированных  и частично структурированных задач  можно применить подходы: создание управленческих отчетов и разработка альтернативных решений.

Информационные системы, основывающие на создании управленческих отчетов, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;

быстрое добавление или  исключение того или иного источника  данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

управление данными с  использованием возможностей систем управления базами данных;

логическую независимость  данных этого типа от других баз  данных, входящих в подсистему информационного  обеспечения;

автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз  данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Основными функциями модельной  информационной системы являются:

возможность работы в среде  типовых математических моделей, включая  решение основных задач моделирования  типа "как сделать, чтобы?", "что  будет, если?", анализ чувствительности и др.;

достаточно быстрая и  адекватная интерпретация результатов  моделирования;

оперативная подготовка и  корректировка входных параметров и ограничений модели;

возможность графического отображения динамики модели;

возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

Экспертная система - это  вычислительная система, построенная  на основе формализованных эмпирических знаниях высококвалифицированных  специалистов о некоторой конкретной проблемной области и которая  в пределах этой области способна принимать экспертные решения. В  рамках экспертных систем к настоящему моменту есть достижения в таких  областях, как медицинская диагностика, геологическая разведка, экономический  анализ. Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернативных решений за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.

Информация о работе Информационные системы в экономике, их классификация, структура и функции