Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:42, контрольная работа
Понятия Информация и Система - вынесенные в название курса являются фундаментальными научными понятиями, требующими точных формулировок и пояснений.
• 1. Информатизация в экономике
• 1.1 Основные понятия теории информационных систем в экономике
• 1.2 Классификация информационных систем
• 1.3 Классификация информационных систем по признаку структурированности задач. Понятие структурированности задач
• 2. Структура информационных экономических систем
• 3. Функции информационных экономических систем
• 4. Задача
2. Структура
информационных экономических
ИЭС имеют сложную структуру, используют ресурсы нескольких категорий, состоит из отдельных частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Основные обеспечивающие подсистемы: техническое, математическое, информационное, программное, лингвистическое, организационное, правовое, эргонометрическое.
Техническое обеспечение -
комплекс технических средств, предназначенных
для работы информационной системы,
а также соответствующая
Комплекс технических средств составляют:
компьютеры любых моделей;
устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
устройства передачи данных и линий связи;
оргтехника и устройства
автоматического съема
эксплуатационные материалы и др.
Документацией оформляются
предварительный выбор
общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Весь компьютерный парк можно условно разделить на РС и высокопроизводительные компьютеры (MainFrame System). Мейнфреймы - архитектура, где есть мощный компьютер - собственно "мэйнфрейм", - на котором работает вся логика, а у пользователей стоят только терминалы. Крупные зарубежные компании и банки не могут работать без больших вычислительных машин класса мейнфрейм. Такое положение остается незыблемым, несмотря на бурное развитие в последнее десятилетие технологий, связанных с использованием персональных компьютеров. Мейнфреймы необходимы для создания больших хранилищ данных и обеспечения доступа к ним. К таким компьютерам предъявляются высокие требования к надежности при круглосуточной работе, к защите данных и производительности. К ним относится Tendem Computers.
Для некоторых задач, требующих принятия оперативных решения, например для оценки степени риска и принятия оптимизации операций с ценными бумага необходимо чтобы реакция система на запрос не превышала нескольких минут. Так компьютеры типа MainFrame System при большом объеме информации справляются с задачей за 20 ч а суперкомпьютеры, напрмер, CRAY - 6 мин. А разница между 20ч и 6 мин примерно равна половине стоимости компьютера CRAY.
ИС могут использовать отдельно стоящие компьютеры или вычислительные системы или вычислительные сети различного масштаба. В ИС могут использоваться как универсальные компьютеры, так и специализированные, например так называемая машина баз данных, аппаратным путем реализующая функции реляционной алгебры.
Коммуникационное оборудование ИС обеспечивает взаимодействие компонентов распределенных систем, например, обмен данными между компьютерами сети, а также удаленный доступ к ресурсам.
Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
средства моделирования процессов управления;
типовые задачи управления;
методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входят системное и прикладное программное обеспечение, а также техническая документация.
Системное программное обеспечение включает операционные системы для используемых аппаратных платформ, различные операционные оболочки, повышающие уровень интерфейса пользователя, системы программирования, программы для работы в сети, системные тесты, программы для администрирования сетей, баз данных.
Прикладное программное обеспечение можно быть типовым и специализированным.
Типовое прикладное
программное обеспечение ориент
Специализированное программное обеспечение создается для конкретной информационной системы или для класса систем, имеющих узкое назначение.
Типовое прикладное программное обеспечение может быть общего назначения или ориентировано на конкретную предметную область, а также ориентированным на конкретную аппаратную платформу или мобильным.
Техническая документация на программные средства должна содержать описание задач, экономико-математическую модель задачи, перечень программных модулей алгоритм программы, список используемых обозначений, контрольные примеры.
Информационное обеспечение
Назначение подсистемы
информационного обеспечения
Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
К лингвистическому обеспечению ИС относится естественные и искусственные языки, а также средства их лингвистической поддержки: словари лексики естественных языков, тезаурусы (специальные словари основных понятий языка, обозначаемых отдельными словами или словосочетаниями, с определенными семантическими отношениями между ними) предметной области, переводные словари и др.
Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Организационное обеспечение. ЭИС включает в себя собственный аппарат управления, обеспечивающий функционирование и развитие всех подсистем. Его главные функции, состоят в разработке:
разработка правовых норм для работы в условиях компьютеризации;
документации, регулирующей
порядок обмена информацией с
другими компьютерными
Как правило, персонал ЭИС состоит из сотрудников отделов разработки новых задач, внедрения и сопровождения программ и отдела эксплуатации.
Отдел Эксплуатации - обеспечивает безопасность, конфиденциальность и целостность данных (борется с вирусами, сбоями, несанкционированным доступом, разработкой шифров, разрабатывает графики ввода и решения задач и контролирует их;
Следит за работоспособностью техники (профилактика, ремонт).
Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового
обеспечения является укрепление законности.
В состав правового обеспечения
входят законы, указы, постановления
государственных органов
Эргонометрическое обеспечение
Эргономика / Human Factors
Эргономика (от греч. ergon работа и nomos закон) - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком.
Эргономика - отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.
Основной объект исследования эргономики - системы человек-машина. Эргономика - дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне. Эргономика - отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:
· Инженерная психология
· Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология
· Гигиена и охрана труда, научная организация труда
· Антропология, антропометрия
· Медицина, анатомия и физиология человека
· Теория проектирования
· Теория управления
3. Функции информационных экономических систем
К основным функциям ИС относятся функции сбора и регистрации информационных ресурсов, их хранение, обработка, актуализация, а так же обработка запросов пользователя.
Сбор и регистрация
обеспечивает фиксирование информации
о состоянии предметной области.
Работы выполняется как до основного
программно-аппаратного
Сбор и регистрация могут осуществляться:
· путем измерений (наблюдений) фактов в реальном мире и ввода данных в систему с помощью клавиатуры или каких-либо манипуляторов;
· полуавтоматически путем ввода в компьютер с некоторых носителей и в случае необходимости их перекодировать (например, при использовании текстов на бумажных носителях или аналоговых аудизаписей);
· автоматический с помощью
различного рода датчиков или обмена
данными с другими
С этими функциями связана
необходимость обеспечения
Обеспечение контроля информации - необходимая стадия предварительной обработки данных и подготовки их загрузки в систему, особенно в случаях, когда используются несколько источников данных. Обычно она включает процедуры фильтрации данных, верификации, обеспечение логической целостности, устранение несогласованности, избыточности и различных ошибок, восполнения пропусков, а также другие процедуры направленные на улучшение качества информации.
В результате фильтрации производится отбор нужных данных из множества имеющихся в распоряжении. Верификации призвана обеспечивать достоверность и логическую целостность информации. При выполнении данной функции устанавливается, адекватна ли или информация предметной области.
На разных операциях могут применяться различные методы контроля, существуют методы, применимые ко многим операциям, наиболее применимые:
· подсчета контрольных сумм;
· повторное выполнение операций другим оператором с дублированием действий и последующим их сличением;
· контроль набора на клавиатуре;
· контроль информации в соответствие с ее свойствами, структурой и на соответствие значениям.
Способами реализации могут быть:
· ручной (без использования технических средств);
· визуальный (с использованием технических средств и без них);
· аппаратный (технический);
· программный;
· организационные мероприятия.
В значительной мере контроль
достоверности информации возлагается
на персонал и привлекаемых к этой
работе экспертов. В СУБД за достоверность
данных несет ответственность
Выбор конкретных обеспечения верификации зависит от характера, качества, источников данных, видов ограничения целостности.
В некоторых ИС информация хранится в сжатом виде. Сжатие информации минимизирует потребность во внешней памяти, нужной для хранения, а также снижает затраты на передачу данных по каналам связи.
Конвертирование данных при вводе в систему используется для преобразования одного формата данных в другой, допускающий автоматизированный импорт их в ИС. Конвертирование данных необходимо в случаях, когда источником данных является некоторая другая система. Для конвертирования используются специальные программы конверторы.
Хранение и накопление
информации вызвано необходимостью
многократного использования
Актуализация информационных ресурсов. Для того, чтобы информация была практически полезной, необходимо своевременно и адекватно отображать в ней изменения состояния предметной области. Актуализация информации в реляционных СУБД сводится к включению и/или удалению строк в таблицах баз данных, обновлению значений некоторых реквизитов. В случаях изменения структуры предметной области системы, актуализация информации заключается в изменении схемы базы данных - добавлении или удалении существующих столбцов таблиц, в создании новых таблиц и удалении существующих таблиц.
Информация о работе Информационные системы в экономике, их классификация, структура и функции