Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:51, контрольная работа
В настоящее время руководители торговых организаций ведут активный поиск путей, которые бы упростили их ежедневный труд: позволили бы вести полный контроль и учет движения товара, увеличили бы скорость оборачиваемости вложенных средств, снизили бы количество ошибок персонала. Этих и многих других целей сегодня можно достичь за счет автоматизации бизнес-процессов на основе передовых информационных технологий.
Сегодня мы можем констатировать, что потребность в информационных технологиях у российских предприятий есть. Есть и компании — бизнес-интеграторы, которые могут такие проекты реализовать.
2. Понятие и содержание бизнеса.
Экономические блага
Деловые отношения прочно вошли в жизнь людей со времен перехода от первобытнообщинного строя к современному обществу. Сейчас мы не можем представить себе экономически развитую страну без коммерции, производства, финансовых институтов (банков и проч.). Все эти понятия стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Деловые отношения, возникающие в этих сферах, называют бизнесом. Т.е. бизнес – это система взаимоотношений, возникающих между людьми по поводу обмена благами на взаимовыгодной основе.
Любой человек или группа людей являются владельцами определенных материальных или нематериальных благ. Блага, в данном понимании, – это все, в чем может нуждаться человек для удовлетворения своих потребностей. К ним относятся не только вещи, но и разного рода услуг. Виды благ, как их классифицирует современная наука, представлены на рис. 1
данные природой
производственные
свободные потребительские
ограниченные
воспроизводимые частные
невоспроизводимые общественные
комплиментарные
некомплиментарные
Рис. 1. Виды благ
Человек получает от природы массу благ, необходимых для своей жизнедеятельности: воду, воздух, землю, полезные ископаемые и др. Их называют природными. Однако сейчас люди ограничивают себя лишь чистыми природными ресурсами. Мы трансформируем их в производственные блага. Большинство вещей, окружающих нас в повседневной жизни, относятся именно к этому типу благ: мебель, компьютеры, книги, хлеб и т.д.
Одна и та же вещь может использоваться по-разному. Телефон, установленный на рабочем месте в фирме, используется сотрудником для выполнения своих должностных обязанностей. Поскольку эти обязанности являются частью общего процесса функционирования организации, то можно сказать, что этот телефон фактически используется для создания других благ. Он является примером инвестиционных благ. Если такой же аппарат установлен дома для личного пользования, то он не создает другие блага и является потребительским благом.
Некоторые блага могут использоваться сразу большой группой людей или даже обществом в целом. К примеру, парковые территории, общественный транспорт, телевидение, дороги. Все эти блага называют общественными. В противоположность им, те вещи, которые используются одним лицом или небольшой группой (семья, фирма), получили название частных благ. Это могут быть сотовые телефоны, одежда, предметы домашнего интерьера.
Те блага, запасы которых могут быть пополнены с участием человека, называются воспроизводимыми. Бумага, ткань, пища являются примерами такого рода благ. Они постоянно производятся и служат для потребления. Многие природные ресурсы также используются человеком, но он не в состоянии восполнить их запасы в природе: нефть, природный газ, уголь, золото. Это примеры невоспроизводимых благ.
Воздух, вода постоянно потребляются человеком в больших количествах, но их запасы на Земле не иссякают. Эти вещи относятся к свободным благам. Однако большинство ресурсов все-таки ограничено (территория Земли, любая бытовая материальная продукция, недвижимость). Таки образом, основная масса благ относится к классу ограниченных. Вещи, относящиеся к этому типу, характеризуются своей редкостью и недостаточностью. Редкость подразумевает общее доступное количество блага. Например, алмазы являются достаточно редким благом, что обусловливает их высокую стоимость. Между тем, древесина встречается гораздо чаще. Недостаточность блага – это соотношение между запасами блага и потребностью в нем. К примеру, в поселениях в пустыне могут существовать проблемы с нехватки воды. То возникает необходимость выбора между направлениями использования.
К.Менгер ввел в экономическую теорию концепцию комплиментарности благ. Например, для производства стали необходимы руда, топливо и соответствующее оборудование. Эти блага являются комплиментарными (взаимодополняющими). В то же время, руда, мука и мебель в настоящий момент не находят путей применения для создания других благ. Т.е. эти блага некомплиментарны. Если в какой-либо момент времени будет найдено применение такому набору вещей для единых производственных целей, то они станут комплиментарными.
Рассмотренная выше классификация характеризует, в большей мере, материальные блага, т.е. те, которые имеют физическую форму и осязаемы. Однако в современном обществе все больший вес приобретают нематериальные блага, которые, несмотря на отсутствие физического воплощения, имеют определенную ценность. К ним можно отнести труд, информацию и услуги (рис. 2).
Рис. 2. Нематериальные блага
Труд – это все действия человека, направленные на создание новых благ, т.е. без применения труда ни одна вещь не может быть создана. В связи с этим, труд имеет свою ценность, выражаемую в заработной плате.
Информация также играет важную роль в создании благ и удовлетворении потребностей человека. Без системы знаний невозможно не только двигаться вперед, но и вообще осуществлять какие-либо действия. Информация, как правило, находится на материальном носителе, но сама по себе она нематериальна. Сейчас человечество вошло в информационную эпоху, в связи с чем информация приобретает все большую ценность и стоимость. Некоторые сведения могут стоить их приобретателю намного дороже, чем материальные объекты.
Услуги – это прямые действия, направленные на удовлетворение потребностей человека или фирмы, которые не создают новые товары, но изменяют некоторые качества уже существующих. Услуги неосязаемы и неотделимы от процесса удовлетворения потребностей, они производятся и потребляются в одно и тоже время, поэтому их нельзя хранить. (Химчистка не изменяет фасон или материал, из которого сшито пальто, но изменяет качество уже изготовленного блага, грязное превращает в чистое, удовлетворяет потребности граждан.). Услуги, как и товары, являются объектами сделок купли-продажи.
Взаимообмен благами составляет все содержание бизнеса. Участвующие в этом обмене стороны идут на сделку на взаимовыгодных условиях. Это означает, что потребительская ценность блага для приобретателя равна или выше той цены, которую он должен заплатить за нее.
Потребительская стоимость – это объем потерь, которые понесет человек либо фирма, если не приобретет данный товар. Этот показатель может определяться как объективно, так и субъективно. К примеру, фирма приобретает партию из 10 телевизоров с целью перепродажи в розницу (обменивает благо деньги на благо товар). Компания платит 10 тыс. рублей за штуку, а продает за 15 тыс. рублей, тогда она потеряет (недополучит) 10 * 15 = 150 тыс. рублей выручки, если не приобретет этот товар. Это потребительская стоимость партии телевизоров. Она определена вполне объективно. Фирма совершит покупку, поскольку ее потери от упущенной сделки (150 тыс. рублей) выше, чем цена партии телевизоров (100 тыс. рублей). Если бы поставщик требовал за такую же партию сумму в 200 тыс. рублей, то компания не стала бы заключать подобный договор.
Частное лицо, приобретая товары для личного пользования, опирается на субъективную оценку потребительской стоимости товаров. Если человек видит в магазине музыкальный альбом своего любимого исполнителя, то он не подсчитывает свои потери от упущенной сделки, поскольку удовольствие от прослушивания музыки не подлежит финансовой оценке. Покупатель принимает решение на основе своих личных убеждений.
Итак, мы пояснили ключевые позиции приведенного определения бизнеса, касающиеся понятия благ и взаимовыгодности сделок. Однако в современной науке наряду с термином «бизнес» встречаются понятия «экономика» и «предпринимательство». Фактически же они не являются синонимами.
Рис. 3. Различия понятий «бизнес» и «экономика»
Бизнес и экономика подразумевают наличие деловых отношений. Но экономика – это более общее понятие, охватывающее макро- и микроуровни производства, обмена, потребления. Она отражает законы и закономерности развития деловых отношений между людьми. Бизнес – конкретная характеристика отношений между совершенно определенными субъектами в определенных условиях и на основе определенного законодательства. Другими словами, термин «экономика» употребляют применительно к странам и группам стран, а «бизнес» характеризует отношения между отдельными фирмами и людьми.
На рис. 3 графически показано основное отличие бизнеса от экономики. Взаимоотношения между отдельными субъектами экономики (фирмы, физические лица и др.) относятся к сфере бизнеса. Совокупность всех деловых отношений на макроуровне обозначают термином «экономика».
В современных законодательных актах термин «бизнес» не используется. Вместо него существует понятие «предпринимательская деятельность».
Согласно Гражданскому кодексу РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Фактически это и есть бизнес, т.е. с законодательной точки зрения бизнес и предпринимательство синонимичны. Однако в менеджменте предпринимательством называют особый стиль ведения дел, связанный со стремлением к высоким рискам и инновациям. Выделяют и противоположный стиль – лидерский подход к ведению дел, предполагающий минимум рисков, строгое следование планам, ориентацию на внутренние связи, а не внешнюю среду. Та образом, с точки зрения науки менеджмента, предпринимательство – это один из методов ведения бизнеса.
В данном учебном пособии мы будем отталкиваться от законодательной позиции, используя термины «бизнес» и «предпринимательство» как синонимы.
Список литературы
1. Акопов Г.Л. Правовая информатик. – М,: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.-575c.
2. Дашян М.С. "Право информационных магистралей. Вопросы правового регулирования в сфере Интернет",М:"Волтерс Клувер", 2007.-343c.
3. Ковалев Н.Н. Информационное право России. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.-282c.
4. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. — М.: ООО «Трейн», 2007. -447c.
5. Минаев В.А., Фисун А.П. Правовое обеспечение информационной безопасности. – М.: Маросейка, 2008.-639c.
6. Цветкова М. С., Ратобыльская Э. С., Дылян Г. Д. Модели комплексной информатизации общего образования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. -587c.
3
Информация о работе Информация в сфере бизнеса, информационные технологии и их применение в торговле