Инновационная политика и стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а также роль государственного регулирования инвестиций в обеспечении инновационного развития предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение категории «инновация»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие, сущность и виды инноваций………………………………………5
2. Инновационная политика в реализации стратегии предприятия………....12
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ…...20
Заключение………………………………………………………………………29
Литература……………………………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 123.92 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие, сущность и виды инноваций………………………………………5

2. Инновационная политика в реализации стратегии предприятия………....12

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ…...20

Заключение………………………………………………………………………29

Литература……………………………………………………………………….31 

 

      Введение 

     Формирование  инновационной политики промышленного  предприятия, адекватной современным  экономическим условиям, является важнейшей  задачей достижения конкурентных преимуществ  в долгосрочной перспективе и  повышения эффективности промышленного  производства.

     В современных условиях инновации  становятся фактором, способным существенно  влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное  использование инноваций для  национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной  политики, проводимой как ТНК, так  и на государственном уровне. Эта  задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным  потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в  связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.

     Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений  корпораций до государства, в целом  призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую  политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в  разных странах, хотя и подчинена  одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

     Место и роль инновационной и связанной  с ней инвестиционной политики в  структуре государственного регулирования  экономики определяются особенностями  инновационного процесса как объекта  управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с  товарно-денежными отношениями, опосредующими  все стадии его реализации. Это  обстоятельство вполне убедительно  проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических  стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

     В этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

     Целью нашей работы является изучение инновационной  политики на уровне предприятия, а также  роль государственного регулирования  инвестиций в обеспечении инновационного развития предприятий.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение категории «инновация»;
  • рассмотреть виды инноваций;
  • проанализировать этапы разработки инновационной политики предприятия;
  • рассмотреть государственное регулирование инвестиций.
 

 

      1. Понятие, сущность и виды инноваций 

     В современных условиях возрастающей конкуренции компаниям все чаще приходится сталкиваться с понятием «инновация». Специалисты, непосредственно  связанные с изобретением настоящих  инноваций, отмечают, что этот термин стал «модным». Однако, как показывает практика, его истинный смысл понятен  далеко не всем. Многие считают, что  инновации - это прерогатива высокотехнологичных  компаний, но это верно лишь отчасти. В действительности инновации возможны в любой области человеческой деятельности. Попытаемся разобраться, что же означает данное понятие в  научно-деловом мире.

     Понятие «инновация» как таковое было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических  факторов, мотивированную предпринимательским  духом при пяти типичных изменениях [4, с.7]:

     1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

     2. внедрение продукции с новыми свойствами;

     3. использование нового сырья;

     4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

     5. появление новых рынков сбыта.

     Уже в начале XX века австрийский экономист Й. Шупметер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация» и описал инновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.

     П. Друкер подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они  используют изменения как шанс осуществить  новый вид бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями  менеджера являются: внедрение инноваций  и осуществление маркетинговой  деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о  необходимости понимания и внедрения  инноваций рассматривается практически  во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений – «компьютер это идиот» - подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены. Б. Твисс понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [12, c.170].

     Законодательно  закрепленным в России следует считать  следующее определение: «инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Можно выделить следующие характерные черты инноваций:

  • научно-техническая новизна
  • проявление творческой деятельности
  • достижение целевой эффективности
  • возможность коммерческой реализации.

     На  рисунке 1 представлены некоторые подходы  к определению понятия «инновация». 

     

     Рис. 1 различные подходы к определению  «инновация» [11, c.175] 

     Также следует отметить, что «инновация»  с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякий смысл без  контекста конкретного предприятия  или организации, где она осуществляется.

     Innovation (лат.- обновление, улучшение) является  основой английского слова innovation, в переводе на русский язык  имеет три значения – инновация,  нововведение, новшество. Многие  ученые считают данные понятия  синонимичными, некоторые все  же пытаются найти смысловые  различия (рис.2).

 

     

     Рис. 2 Взаимосвязь понятий 

     Например, Р.А. Фатхутдинов дает следующее  определение понятия «новшество». Новшество – это оформленный  результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества  оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных  подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество  используется. С момента появления  на рынке новшество приобретает  новое качество и становится инновацией [5, с.229].

     Инновации различаются между собой по множеству  параметров. Разные типы инноваций  имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют  специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной  деятельности, ее методов и стилей.

     Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так  и для практики управления инновациями.

     На  основе изучения и анализа различных  видов классификаций понятия  «инновация», предлагаемых многими  авторами была сформирована следующая  таблица (табл.1). 

     Таблица 1

     Классификация инноваций по различным признакам

    Вид инновации Характеристика
    По  широте воздействия инноваци
    национальные 

    - отраслевые 

    - локальные

    Характерны  для определенных стран, национальностей

    Имеют практическую значимость и новизну  в определенной отрасли

    Инновации в конкретной сфере (например, в производстве)

    По  сфере деятельности
    - экологические 
     
     
     

    - технико-технологические 
     
     
     
     
     

    - экономические 
     
     
     
     
     

    - организационные 
     
     
     
     
     
     

    - управленческие 
     
     
     
     
     
     
     
     

    - социальные 
     
     
     

    проявляются в  более эффективных способах использования  природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду 

    приводят  на рынке к созданию новых или  улучшенных промышленных продуктов  и обеспечивающих коммерческое использование  новых и улучшенных производственных процессов и оборудования 

    Вызывают  перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных  продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства 

    это процессы освоения новых форм и методов  организации и регламентации  производства и труда, а также  инновации, предполагающие изменения  соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц; 

    целенаправленное  изменение состава функций, организационных  структур, технологии и организации  процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное  на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с  целью ускорения, облегчения или  улучшения решения поставленных перед предприятием задач 

    проявляются в форме активизации человеческого  фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени

    Технологические инновации делятся на:
    Продуктовые 
     

    Процессные

    позволяют создавать  новые товары для их производительного  и непроизводительного использования

    позволяют использовать новые технологические  процессы для производства как традиционных, так и нестандартных процессов

    По  уровню новизны: или в зависимости  от глубины вносимых изменений
    Радикальные или базисные 
     

    Улучшающие 
     
     
     

    Псевдоинновации или модификационные (частные).

    Относятся к  принципиально новым продуктам, направлены на освоение новых поколений  техники (технологии) и технологических  укладов

    Касаются  значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов  с учетом специфических требований разных сфер их применения 

    Несущественное  видоизменение продуктов и технологических  процессов: эстетическое (цвет, декор  и т.п.), техническое, не оказывающее  заметного влияния на параметры  и свойство изделия

    По  распространенности
    - единичные 

    - диффузные 

    Единичные случаи изобретений, часто не столь масштабно  значимые

    распространение уже однажды освоенного новшества  в новых условиях или на новых  объектах внедрения. Именно благодаря  диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

Информация о работе Инновационная политика и стратегия предприятия