Инновационная политика и стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а также роль государственного регулирования инвестиций в обеспечении инновационного развития предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение категории «инновация»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие, сущность и виды инноваций………………………………………5
2. Инновационная политика в реализации стратегии предприятия………....12
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ…...20
Заключение………………………………………………………………………29
Литература……………………………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 123.92 Кб (Скачать документ)
 

     Инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем необходимое повышение  эффективности использования отдельных  ресурсов или повышение эффективности  отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия  в целом в результате внедрения  новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в  получении экономического эффекта  от функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и  др.), воздействие которых чрезвычайно  сложно спрогнозировать. Таким образом, можно утверждать, что инновация  – это новшество, внедренное в  деятельность предприятия с целью  повышения его эффективности  на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический  и иной результат, ожидаемый от внедрения  новшества.

 

      2. Инновационная  политика в реализации  стратегии предприятия 

     Необходимость внедрения инновационных проектов требует от предприятий формирования инновационной политики, позволяющей  согласовывать интересы всех участников инновационного процесса, которая должна отвечать следующим требованиям[9,c.20]:

  • по отношению к потребителям - обеспечение высокой чувствительности к состоянию и изменению рыночной ситуации;
  • по отношению к конкурентам - ориентация на активные действия;
  • по отношению к участникам инновационного процесса - соблюдение баланса интересов предприятия, региона, государства и работника;
  • по отношению в человеку - обеспечение социальной направленности в деятельности и её результатов. Это: производство экологически чистой продукции, ужесточение экологических стандартов, защита прав потребителей, создание комфортных условий труда, раскрытие потенциала каждого сотрудника.

     Под инновационной политикой понимают основополагающую линию поведения, действий, систем мер в области  инновационного развития предприятия  в соответствии с поставленной целью  и стратегий.

     В любой организации следует различать  внешнюю и внутреннюю инновационную  политику. Внешняя инновационная  политика представляет собой общую  линию поведения организации  на рынке, ведущая к повышению  уровня её развития и определяющая приоритетные инновационные проекты. Она определяется внешней средой, потребностями рынка и внутренним потенциалом организации. Внутренняя инновационная политика является процессом  регулирования поведения персонала, нацеленного на инновационный тип  развития. Она определяется системой менеджмента организации. В целом, инновационная политика является руководством по выбору приоритетных направлений инновационного процесса, разработке и исполнению инновационных планов и проектов, формированию инновационно-активных отношений между сотрудниками в организации [7,c.156].

     Инновационная политика обеспечивает интеграцию всех структур (НИОКР, маркетинг, финансы) для  осуществления эффективного процесса внедрения новшеств.

     Главная задача – это достижение поставленных на более высоком уровне управления целей и реализация стратегии.

     Основная  цель инновационной политики промышленного  предприятия состоит в создании условий, обеспечивающих инновационное  саморазвитие компании, повышение эффективности  производства и рост конкурентоспособности  в долгосрочной перспективе за счёт внедрения инноваций. Задачи инновационной  политики заключаются в: обосновании  приоритетов и направлений инновационного развития; грамотной организации  инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов  инновационной деятельности; оценке инновационного потенциала предприятия; активизации инновационной деятельности; выборе и реализации инновационных  проектов, оказывающих влияние на повышение конкурентоспособности; разработке сценариев инновационного развития; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационной политики; реализации других мероприятий.

     К основным принципам инновационной  политики следует отнести: соответствие требованиям рынка, доминирование  стратегических параметров, комплексность, непрерывность, адаптивность, поисковую  активность, многовариантность, эффективность  и учёт неопределённости.

     Политику  развития промышленного предприятия  можно разделить на инновационную  и неинновационную. По характеру  развития инновационную политику делят на: политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений. Политика НИОКР связана с проведением предприятием исследований и разработок (лицензионная, политика параллельной разработки, исследовательского лидерства, опережающей наукоёмкости, следования жизненному циклу). Политика адаптации нововведений относится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки (политика поддержки продуктового ряда, ретро нововведений, продуктовой имитации, технологического трансферта, вертикального заимствования, стадийного преодоления, процессной имитации, следования за рынком, технологической связанности, радикального опережения, выжидания лидера, сохранения технологических позиций). Инновационная политика промышленного предприятия представляет собой совокупность принципов, целей, задач, экономических, правовых и организационных мероприятий, форм, механизмов и методов управления, направленных на достижение долгосрочных стратегических ориентиров инновационного развития для повышения конкурентоспособности и роста эффективности промышленного производства.

     Для реализации эффективной инновационной  политики следует ответить на вопрос: чем обусловлена восприимчивость  предприятия к инновациям?

     Проанализировав различные типологии, была разработана системная классификацию факторов, определяющих инновационную активность промышленного предприятия (рис. 3).

     Данная  классификация учитывает следующие  реалии инновационного развития: комплексное  воздействие на организацию внутренних и внешних факторов; концепцию  М. Портера, предполагающую переход от стадии «факторы производства» и «инвестиции» к стадии «инновации»; появление разноотраслевых инноваций, сопровождающихся переходом от доминирующих технических к информационным нововведениям; возникновение инноваций на основе менеджмента знаний. 

     

     Рис.3 Система факторов инновационного развития предприятия [12] 

     Среди главных факторов, сдерживающих инновационную  деятельность промышленных предприятий, выделяют нехватку собственных денежных средств. Второе и третье место делят  между собой высокая стоимость  нововведений и недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Четвертое место стабильно приходится на низкий инновационный потенциал, а пятое занимает высокий экономический  риск.

     Как мы уже отметили, инновационная политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений  и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых  видов продукта и технологий.

     Целью инновационной политики предприятия  является разработка непосредственно  инновационного проекта, в котором  необходимо обосновать его экономическую  целесообразность. А поскольку инновации  предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с  Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

     Однако  прежде чем приступить к разработке инновационной политики Вашего предприятия  проанализируйте следующие факторы: состояние рынка, в том числе  финансового рынка в целом  и по его звеньям; место предприятия  на рынке, объем реализации товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов; экономическое положение  предприятия, его финансовое состояние; сочетание собственных и чужих  ресурсов Вашего предприятия. К чужим  ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга; льготы, получаемые от государства (если таковые  есть); условия страхования и получения  гарантий от некоммерческих рисков.

     Разработка  инновационной политики предприятия  представляет собой достаточно сложный  процесс, который включает в себя три основных аспекта [9, c.29]:

     1. Выбор направления инновационной  политики. На данном этапе задача  состоит в том, чтобы проанализировать  варианты возможной будущей обстановки  на рынке и спрогнозировать  возможные цели в будущем. Здесь  сложность заключается в том,  что здесь в большей степени  придется опираться на собственную интуицию, основанную на жизненном опыте. После этого необходимо сформировать идеи в альтернативные цели, которые предполагается реализовать.

     Существуют  и более точные методы прогноза и  отбора целей, т.е. методы выбора инновационной  политики как таковой. Они будут  рассмотрены нами ниже.

     2. Стратегическое планирование инноваций.  На этом этапе необходимо разработать  варианты альтернативных путей  и средств достижения выбранных  на предыдущем этапе целей.  Затем путем сравнения и оценки  необходимо отбросить все лишние  варианты и выработать окончательную  стратегию. Эта стратегия должна  описывать общее направление  поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации,  а также ее технико-экономическое  обоснование. Таким образом, конечным  результатом стратегического планирования  является создание непосредственно  инновационного проекта.

     3. Оперативное планирование инновации.  Здесь инновационный проект разбивается  на отдельные этапы. В составе  полученных этапов необходимо  запланировать отдельные мероприятия,  целью которых является реализация  разработанной стратегии. Каждое  мероприятие определяет сроки  начала и окончания конкретной  работы, количество исполнителей, необходимый  объем ресурсов и т.д. Таким  образом, в результате оперативного  планирования разрабатывается подробный  последовательный план действий по осуществлению инновации.

     Как мы уже говорили, существует несколько  методов выбора направления инновационной  политики[4, c.57]:

     1. Метод написания сценариев. Данный  метод заключается в подготовке  детального плана осуществления  инновации. Собственно говоря, сценарий  – это логическая и правдоподобная  возможная ситуация в инновациях  в будущем, а сама цель написания  сценария состоит в освещении  этой самой ситуации. Для начала необходимо подобрать коллектив для составления сценария будущего развития процессов и выявления их возможных последствий. Далее необходимо сформировать специальные вопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, и свести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо можно создать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, и записать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволит определить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для их достижения. Достоинством данного метода является то, что специалист, занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущую ситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легко мог бы упустить.

     2. Метод игр. Игра представляет  собой особый вид моделирования  ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую  роль, отведенную ему сценарием,  и подчиняется набору определенных  правил.

     Для принятия инновационных решений  используются стратегические игры, в  т.ч. деловые. Стратегические игры –  это конфликтные игры, в которых  конфликтная ситуация возникает  при столкновении интересов двух и более участников экономической  системы. Здесь система поведения  – стратегия – участников игры в той или иной конфликтной  ситуации, а также эффективность  принимаемых ими решений зависит  от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают  имитацию группой лиц хозяйственной  деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого  из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений  претерпевает изменения.

     В процессе игры прорабатываются различные  ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа  дальнейших действий, т.е. разрабатывается  инновационная политика.

     3. Метод Дельфи. Представляет собой  метод прогноза возможных будущих  событий, при котором проводится  индивидуальный опрос экспертов  с использованием анкет для  выяснения их мнения. В данном  случае необходимо обеспечить  экспертов необходимой информацией  и исключить непосредственное  общение между членами группы, что исключает действие психологических  факторов: нежелание публично высказываться,  личные антипатии, внимание к  мнениям определенных лиц и  т.д. Опрос экспертов производится  с помощью опросных листов  в несколько туров, результаты  анкетирования обрабатываются и  доводятся до сведения экспертов,  что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. При проведении каждого последующего  тура участникам опроса предлагают  дополнительные вопросы, а также  просят пересмотреть свои первоначальные  оценки. В итоге это приводит  к сужению диапазона оценок.

     Далее составляется сценарий, который описывает  общее мнение экспертов о предыстории  проблемы, ее текущем состоянии и  прогнозах на перспективу. Результат  сценария – формулировка основной цели, которая служит основанием для  составления так называемого  «дерева целей». Построение «дерева  целей» не только обеспечивает увязку и согласование целей плана в  качественном отношении, но и дает возможность  провести некоторую количественную оценку их важности.

Информация о работе Инновационная политика и стратегия предприятия