Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:30, реферат
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
Введение……………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………...…….4
1.1 Основные понятия….……………………………………………………….4
1.2 Инновационный процесс…………………………………………………..5
1.3 Классификация инноваций………………………………………………..8
2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………10
2.1 Роль науки и инновационной деятельности…………………………….10
2.2 Характеристика современного научного потенциала……………….....12
2.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России……...13
3.заключение……………………………………………..……................16
список литературы…………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………...…….4
1.1Основные
понятия….………………………………………………………
1.2 Инновационный процесс…………………………………………………..5
1.3 Классификация инноваций………………………………………………..8
2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В
2.1 Роль науки
и инновационной деятельности……
2.2 Характеристика
современного научного
2.3.
Приоритеты развития науки и
научного комплекса в России…….
3.заключение…………………………………………….
список литературы…………………………………………………
Введение
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
Разработка, внедрение в производство
новой продукции имеют для
фирм важное значение как средство
повышения
Инновационный менеджмент -
одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем
уровне руководства компании. Его
целью является определение основных
направлений научно-
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.Основные понятия
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных
документах чаще всего использовались
понятия управление научно-техническим
прогрессом, внедрение достижений науки
и техники в производство и
тому подобное, что характерно для
централизованно управляемой
В повседневной практике, как правило,
отождествляют понятие
Любые изобретения, новые явления,
виды услуг или методы только тогда
получают общественное признание, когда
будут приняты к
1.2. Инновационный процесс
Общеизвестно, что переход от одного
качества к другому требует затрат
ресурсов (энергии, времени, финансов и
тому подобное). Процесс перевода новшества
в нововведение также требует
затрат различных ресурсов, основными
из которых являются инвестиции и
время. В условиях рынка как система
экономических отношений купли
– продажи товаров, в рамках которой
формируются спрос, предложение
и цена, основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества,
инвестиции и нововведения. Новшества
формируют рынок новшеств, инвестиции
рынок капитала, нововведения рынок
чистой конкуренции нововведений. Эти
три основных компонента и образуют
сферу инновационной
Под инновациями в широком смысле
понимается прибыльное использование
новшеств в виде новых технологий,
видов продукции и услуг, организационно-технических
и социально-экономических
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1) создание новшества и его распространение;
2) диффузия нововведения.
Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
В Научно-исследовательском
2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ
2.1. Роль
науки и инновационной
Известно, что научное сообщество
страны выполняет ориентирующую
функцию в жизнедеятельности
населения, а научный комплекс в
целом обеспечивает развитие экономики
на основе модернизации и смены технологий.
Наука – это мост между настоящим
и будущим и его легко
Политические и экономические
преобразования 1991-1996 годов нанесли
научному комплексу огромный, а некоторой
части и непоправимый ущерб. Масштаб
и глубина кризиса этого
Роль и место науки в обществе
существенно зависят от уровня развития
общественного сознания, информированности
населения о возможностях применения
результатов научно-
Практически по всем составляющим тенденции
в сфере инновационной
Информация о работе Инновационный менеджмент и оценка инновационной сферы в России