Инновационный менеджмент и оценка инновационной сферы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:30, реферат

Описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………...…….4
1.1 Основные понятия….……………………………………………………….4
1.2 Инновационный процесс…………………………………………………..5
1.3 Классификация инноваций………………………………………………..8
2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………10
2.1 Роль науки и инновационной деятельности…………………………….10
2.2 Характеристика современного научного потенциала……………….....12
2.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России……...13
3.заключение……………………………………………..……................16
список литературы…………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

(Основы менеджмента)Основные понятия инновационного менеджмента.docx

— 33.92 Кб (Скачать документ)

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Все промышленно развитые страны создали  соответствующие их национальных интересам  инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании  развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение  и начальное тиражирование новшеств. Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

 

 

2.2. Характеристика  современного научного потенциала

 

Сложившаяся ситуация в науке и научном комплексе  в целом характеризуется преобладанием  устойчиво отрицательных для  дальнейшего развития тенденций. Это  проявляется в следующем:

  1. Наука и инновационная деятельность (новая техника, технологии и материалы), по-прежнему, остаются практически невостребованными. Это проявляется в сокращении числа образцов вновь создаваемых типов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации. Об этом также свидетельствует неизменно уменьшающееся количество освоенных производством образцов новой техники. Объем финансирования науки в 2005 году уменьшился почти в 25 раз по отношению к уровню 1985 года. Сохраняющий стабильный уровень производства сырьевой сектор (нефтедобывающая, газовая промышленность) в основном ориентируется на закупку импортной техники и технологий, а горнодобывающая, металлургическая промышленность, железнодорожный транспорт и авиация эксплуатируют изношенную на 2/3 и морально устаревшую технику.
  2. Уровень среднемесячной заработной платы в сфере науки и научного обслуживания находится на девятом месте среди 15 основных отраслей экономики, а задолженность госбюджета науки составляет на сегодняшний день около половины запланированных средств.
  3. Организационно распался самый крупный сектор науки – отраслевая наука, доля которого в 1990 году составляла примерно 60%. При этом промышленность практически лишилась дееспособных научных коллективов, осуществляющих научное сопровождение производства, а академическая и вузовская наука – партнеров по доведению идей, технических и технологических решений до практического освоения. Наука и научный комплекс финансируются государством из незащищенных разделов бюджета по остаточному принципу. Резко сократились затраты на закупку приборов и научного оборудования, расходы на проведение научных экспериментов.
  4. Крайне недостаточен приток талантливой молодежи в науку. Если наиболее многочисленная группа исследователей находилась в 1988 году в интервале 30-39 лет, в 1998 году наиболее многочисленная группа исследователей переместилась в возрастной интервал 40-49 лет, наиболее квалифицированную часть научного потенциала составляют доктора наук, возраст которых в основном превышает 60 лет.
  5. Размеры помощи российской науке со стороны развитых стран, достигавшие в 1992-94 годах около трети всех затрат на науку, имеют устойчивую тенденцию к сокращению.

 

 

2.3. Приоритеты  развития науки и научного  комплекса в России

При формировании целей развития научного комплекса  страны важно помнить, что наука  как социальный инструмент, по крайней  мере, две составляющие с точки  зрения ее взаимоотношений с обществом.

Первая относится, прежде всего, к  фундаментальной науке и отражает естественный ход ее развития, определяемы  накопленным научным знанием, творческим потенциалом ученых и, частично, воздействием улавливаемого этими учеными  социального заказа. Научные знания имеют всеобщий характер и коллективы ученых, порождающие эти знания, входят в мировое научное сообщество, являются достоянием общечеловеческой цивилизации и развиваются, ориентируясь на решение проблем глобального  развития человечества.

Вторая составляющая относится  к прикладной науке, которая ориентирована  на решение социальных и экономических  задач страны и может энергично  и результативно развиваться  при наличии достаточно отчетливо сформулированного и оплаченного обществом социального заказа на результаты научно-технической деятельности. Это сфера практически прямого воздействия на масштабы и качество ожидаемых научных и технологических результатов со стороны органов управления обществом и государством. Социальная и экономическая эффективность деятельности второй составляющей существенно зависит от трудовой этики населения.

Особую тревогу вызывает фактический  распад прикладной науки и устойчивое снижение научно-технологического потенциала страны. Это означает, что экономика  страны лишается ее постоянно  обновляющей  основы, а смена технологии в ближайшем  будущем будет зависеть даже не столько  от продажи России лицензий на новые  технологии, сколько от прямых поставок устаревшего импортного оборудования и технологии. Все это только увеличит отставание России от ведущих  стран  мира, поскольку в этих условиях Россия не сможет ни предлагать мировому сообществу новую технику, ни самостоятельно осваивать новейшие технологии ведущих  стран мира. При оценке значимости первой составляющей необходимо исходить из следующего: заставлять фундаментальную  науку адаптироваться только экономическими методами в кризисной ситуации неэкономно и бесперспективно. Мировой опыт показал, что именно научный комплекс совместно со сферой образования и управления технологиями является локомотивом энергичного движения к наукоемким и образовательным экономикам, за которыми будущее. Необходимость движения именно в этом направлении задают общецивилизационные процессы глобализации и информатизации всех сфер хозяйственной жизни человечества. Иначе остается лишь перспектива технологической отсталости и энергичное смещение на периферию цивилизации.

России уже сейчас нужно перспективная  модель будущей науки, способной  обеспечить стратегические интересы жизнедеятельности  населения. Эти стратегические интересы должны быть политически осознаны и  оформлены как социальный заказ  научному комплексу.

Чтобы разработать целевые ориентиры, кроме самоопределения научного сообщества, нужна технология формирования и проведения в жизнь долговременных целевых установок общества, подкрепленная  соответствующими институтами и  законами. Такие страны как Япония, Франция, США имеют технологии формирования национальных приоритетов и поддерживающие их институты.

Чрезвычайно актуально ввести в  действие технологию принятия решений  по вопросам социального, экономического и научно-технического развития, вовлечь  в подготовку важнейших государственных  решений высококвалифицированных  ученых и специалистов научного комплекса, повысить результативность действий органов  государственной власти и сэкономить огромные средства за счет системного согласования решений, без чего невозможно устойчивое сбалансированное развитие жизнедеятельности страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла “наука - производство". Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

В 80-е годы в инновационной  политике крупных фирм отчетливо  проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

 

Список литературы

1.Анупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 551с.

2.Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 216 с.

3.Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления: Учебно- практическое пособие. – Москва: ИКЦ “МарТ”, 2004. – 384 с.

4.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.: Ил.

5.Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. – М: Финансы и статистика, 2002. – 192 с.

6.Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебное пособие. – М.: “Издательство ПРИОР”, 2002. – 464 с.

 

 


Информация о работе Инновационный менеджмент и оценка инновационной сферы в России