Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

В экономику России интенсивно входит относительно новая концепция управления проектами, основу которой составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. А процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработан­ным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, — это управление проектами. К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых и новых индустриальных странах методологией инновационной деятельности. В отечественной практике эта концепция нашла отражение в применении программно-целевых программ.

Содержание

Введение
1.Понятие и основные элементы инновационного проекта
2.Виды и содержание инновационных проектов
2.1.Виды инновационных проектов
2.2.Содержание инновационных проектов
3.Разработка инновационного проекта
3.1.Формирование инновационной идеи,постановка цели проекта
3.2.Маркетинговое исследование идеи проекта
3.3.Планирование инновационного проекта
4.Завершение инновационного проекта
5. Программно-целевые методы управления,реализации инновационными проектами
5.1.Целевая программа
5.2.Создание системы программно-целевого менеджмента ЦП
5.3.Механизм действия программно-целевого менеджмента
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Иннов мен курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Содержание

 

 

Введение

1.Понятие и основные элементы инновационного проекта

2.Виды и содержание инновационных проектов

2.1.Виды инновационных проектов

2.2.Содержание инновационных проектов

3.Разработка инновационного проекта

3.1.Формирование инновационной идеи,постановка цели проекта

3.2.Маркетинговое исследование идеи проекта

3.3.Планирование инновационного проекта

4.Завершение инновационного проекта

5. Программно-целевые методы управления,реализации инновационными проектами

5.1.Целевая программа

5.2.Создание системы программно-целевого менеджмента ЦП

5.3.Механизм действия программно-целевого менеджмента

Заключение

Приложение 1

Список литературы:


Введение

 

В экономику России интенсивно входит относительно новая концепция управления проектами, основу которой составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. А процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработан­ным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, — это управление проектами. К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых и новых индустриальных странах методологией инновационной деятельности. В отечественной практике эта концепция нашла отражение в применении программно-целевых программ.

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться как: форма целевого управления инновационной деятельностью; процесс осуществления инноваций; комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Подробному рассмотрению вопросов управления инновационными проектами будет посвящена моя работа.


1.Понятие и основные элементы инновационного проекта

Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производствен­ных, организационных, финансовых, коммерческих и других ме­роприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное реше­ние конкретной научно-технической задачи (проблемы), выражен­ной в количественных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

•     сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

•     комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

•     организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

•     основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом до частных — по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Инновационные проекты могут формироваться в составе:

научно-технических программ — для реализации задач отдельных направлений (заданий, разделов) программы и самостоятельно — для решения конкретной проблемы на приоритетных на­правлениях развития науки и техники.


2.Виды и содержание инновационных проектов

2.1.Виды инновационных проектов

Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет множество видов инновационных проектов. Общепринятой их классификации не существует. Целесообразно классифицировать инновационные проекты по таким признакам, как период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений.

В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижение его целей, инновационные проекты могут быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет, среднесрочные -с периодом реализации от трех до пяти лет и краткосрочные -менее трех лет. С точки зрения характера целей проект может быть конечным, то есть отражать цель решения инновацион­ной проблемы (задачи) в целом, или промежуточным, связан­ным с достижением промежуточных результатов решения слож­ных проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых. Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает следующее их деление: введе­ние нового (радикального) или усовершенствованного (инкремен­тального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового ис­точника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. По уровню принятия решений и сфер, охваты­ваемых инновационными проектами, они подразделяются на фе­деральные (межгосударственные) и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в состав федеральных научно-технических программ; региональные ин­новационные проекты, задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ; инновационные проекты
отдельных инновационных предприятий (ИП), задания которых могут включаться в планы ИП.                    Рис. 1.

Схема классификации инновационных проектов в соответствии с выделенными признаками приведена на рисунке 1.

Принадлежность инновационного проекта к тому или иному виду определяет его специфическое содержание и использование особых методов его формирования и управления. Единство проектных принципов позволяет использовать общие методические положения для управления инновационными проектами.

 

2.2.Содержание инновационных проектов

Можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта: по стадиям инновационной деятельности; по процессу формирования и реализации; по элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя НИР, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия. В основе рассмотрения содержания инновационного проек­та по процессу его формирования и реализации, то есть техно­логически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление:

•     формирование инновационной идеи (замысла). Это процесс зарождения инновационной идеи и формулирования генеральной (конечной) цели проекта. На этом этапе определяются конечные цели проекта (количественная оценка по объемам, срокам, размерам прибыли) и пути их достижения, субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники;

•     разработка проекта. Это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формированию взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий реализации цели проекта. На этом этапе осуществляются сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации; разрабатывается план реализации инновационного проекта; решаются вопросы специальной организации для работы над проектом (команды проекта); производится комплексный отбор потенциальных исполнителей проекта и оформляется контрактная документация;

•     реализация проекта. На этом этапе осуществляются контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта;

•     завершение проекта. Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл инновационного проекта.

3.Разработка инновационного проекта

3.1.Формирование инновационной идеи,постановка цели проекта

Возникновение инновационной идеи — отправная точка, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т.п.). С другой стороны, под формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план действий, то есть способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или явиться результатом длительного процесса, а также результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

К средствам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования — выборочных опросов; написание сценария и т.д.), и творческие методы («мозговая атака»; морфо­логический анализ; метод Дельфи и т.д.).

 

3.2.Маркетинговое исследование идеи проекта

 

Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа выступает определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации.

С этой целью осуществляются следующие действия:

•     устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;

•     анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;

•     изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;

•     анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;

•     исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.

 

3.3.Планирование инновационного проекта

В управлении проектом планирование (программирование, детальная программа) занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта. Основная цель планиро­вания — интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных резуль­татов проекта. План реализации инновационного проекта пред­ставляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.

Система планов. При управлении инновационными проектами выделяется система планов.

По целям различают стратегический и оперативный планы реализации проекта. Стратегический план определяет: целевые этапы и основные вехи проекта, характеризующиеся сроком завершения комплексов работ, сроками поставки продукции (оборудования), сроками подготовки фронта работ и т.д.; кооперацию организаций-исполнителей; потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам, кварталам. Основное назначение стратегического плана — показать, как промежуточные этапы реализации проекта логически выстраиваются по направлению к его конечным целям. Оперативный план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают различные организации-исполнители, в разрезе года и квартала.

Планы могут детализироваться по уровню проекта (степени охвата работ проекта): план проекта в целом, планы организаций — участников проекта, планы отдельных видов работ (этапов, стадий, основных вех). План проекта в целом называется сводным или комплексным и охватывает все работы проекта. Планы отдельных организаций-участников (поставщиков, инвесторов, исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, бюджет проекта, план поставок и т.д.) могут быть частными или детальными. Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематические, календарные, технико-экономические (ресурсные) и бизнес-планы.

Информация о работе Инновационный менеджмент