Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 02:53, реферат
Цели государственной инновационной политики обусловлены ведущей функцией государства в условиях рыночных отношений – защитой свободы личности, собственности и предпринимательства. Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности.
1. Сущность инновационной политики государства. Функции государства
в
инновационной сфере
Цели
государственной инновационной
политики обусловлены ведущей функцией
государства в условиях рыночных
отношений – защитой свободы
личности, собственности и
Эти задачи определяют и функции государства в инновационной сфере:
-
аккумулирование средств на
-
координацию инновационной
-
стимулирование инновационной
-
страхование инновационных
- создание правовой базы инновационных процессов;
-
кадровое обеспечение
-
формирование инновационной
- регулирование региональных, общенациональных и международных аспектов инновационной деятельности.
К формам государственной поддержки инноваций относятся:
- законодательное регулирование инновационной деятельности, трансферта технологий, малого и среднего бизнеса; нормативно-правовое создание условий для благоприятного инновационного климата;
-
разработка долгосрочной
- прямое участие государства в финансировании инновационных программ, конверсии военных технологий;
- содействие формированию венчурных фондов для финансирования инновационных проектов малого и среднего бизнеса, вложение в эти фонды государственных средств;
-
дополнительные меры поддержки
малого и среднего бизнеса,
создание государственных
- налоговые и таможенные льготы для инвесторов инновационных программ, трансферта технологий;
- содействие развитию инновационной инфраструктуры – технопарков, технологических инкубаторов, инновационных центров, центров трансферта технологий, банков данных по инновациям и др.;
- содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий;
-
защита интеллектуальной
-
подготовка и переподготовка
кадров для инновационной
К основным принципам инновационной политики большинства развитых стран мира относятся:
-
принцип переноса центра
- принцип опережающего роста инвестиций в базисные инновации;
-
принцип подготовки и
- принцип всемерной поддержки малого и среднего бизнеса как основных агентов технологического прорыва;
-
принцип социальной и
Для
реализации инновационной политики
государства в Российской Федерации
создан организационный механизм (рис.
4.1).
Рис. 1. Структура механизма государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации
К внебюджетным мерам государственной поддержки инноваций, помимо правовой защиты и поддержки, кредитных, таможенных, амортизационных и арендных льгот инноваторам, относятся обеспечение инновационного менеджмента информацией, государственными стандартами, методиками, инструкциями и др. документами, а также оказание помощи в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции.
Государственное
регулирование инновационной
Таблица 4.1
Классификация отраслей народно-хозяйственного комплекса России
по
конкурентоспособности
продукции
Ранговое
положение группы |
Отрасли,
входящие в группу |
Основания
отнесения к группе |
Основные
направления стратегии |
1. Имеющие мировую конкурентоспособность | Топливно-энегретический комплекс, химическая и алюминиевая промышленность | Большой конкурентоспособный капитал, длительное и устойчивое пребывание на мировом рынке | Постоянное повышение своего производственно-экономического потенциала для сохранения положения на мировом рынке |
2. Потенциально
конкурентоспособные на |
Оборонная промышленность, машиностроение и др. | Многие параметры продукции близки к мировым, что дает возможность выхода и закрепления на мировом рынке | Наращивание потенциала и совершенствование качества при определенной поддержке и помощи государства |
3. Неконкурентоспособные | Агропромышленный комплекс, легкая и пищевая промышленности, промышленность строительных материалов и др. | Низкая котировка продукции на мировом рынке, ориентация на внутренний российский рынок, низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, низкая рентабельность | Новая кадровая политика, значительные инвестиции |
Значительную роль в государственной поддержке инноваций играют внебюджетные фонды, союзы и ассоциации по поддержке инновационной деятельности, которые формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции. Суммы отчисленных средств включаются в себестоимость продукции. Кроме того, освобождена от налогообложения прибыль предприятий (организаций), направленная на проведение ими научно-исследовательских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технического развития (но не более, чем в общей сумме 10% налогооблагаемой прибыли). Не производят отчислений во внебюджетные фонды предприятия, изготавливающие продукцию для государственных нужд, если ее финансирование производится за счет бюджетных ассигнований.
Внебюджетные фонды не имеют прав юридических лиц и действуют от имени органов, в которых образованы. Такие фонды имеют более чем 20 федеральных министерств. Средства этих фондов направляются на финансирование НИОКР, работ по стандартизации, сертификации, охране труда, разработке научно-технической документации.
Для реализации российской инновационной политики введена система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе.
Еще
одной формой финансовой поддержки
инноваций стало создание Федеральных
центров науки и высоких
Примером долговременной инновационной политики, направленной на решение отраслевых задач, может служить "Концепция инновационной политики Российской Федерации на 2001-2005 гг." Документ предполагал решение ряда задач:
-
разработку и
-
создание системы комплексной
поддержки инновационной
-
развитие инфраструктуры
-
развитие малого
-
совершенствование системы
В качестве задач, имеющих особое значение в связи со спецификой российской экономики, выделены следующие:
1.
Реализация так называемых
2.
Использование технологий
Еще
одной задачей, характерной для
России, выступает обеспечение
На
муниципальном уровне политика поддержки
инновационных предприятий
Таблица 1
Поддержка инновационной деятельности предприятий малого бизнеса
на
муниципальном уровне
Формы поддержки
инновационной деятельности малого бизнеса |
Виды деятельности |
1. Управление
содействия малому бизнесу |
Проведение инвестиционных конкурсов. Разработка общей стратегии и координация действий инновационных предприятий малого бизнеса |
2. Ассоциация поддержки малого бизнеса | Проведение инвестиционных конкурсов. Функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам инновационных предприятий малого бизнеса. Поиск партнеров |
3. Региональный фонд поддержки предпринимательства | Проведение инвестиционных конкурсов. Функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам инновационных предприятий малого бизнеса. Поиск партнеров |
4. Инновационный фонд | Финансирование инновационной деятельности. Финансирование и проведение конференций и симпозиумов. |
5. Технопарк | Маркетинговые исследования рынка. Разработка и экспертиза инновационных проектов и бизнес-планов. Поиск партнеров. Финансирование инновационной деятельности |
6. Информационно-аналитический фонд | Сбор и предоставление
статистической информации. Издание
методической литературы и реклама.
Социологические и |