Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 02:53, реферат

Описание

Цели государственной инновационной политики обусловлены ведущей функцией государства в условиях рыночных отношений – защитой свободы личности, собственности и предпринимательства. Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Инновационный менеджмент.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

1. Сущность инновационной  политики государства.  Функции государства

в инновационной сфере 

       Цели  государственной инновационной  политики обусловлены ведущей функцией государства в условиях рыночных отношений – защитой свободы  личности, собственности и предпринимательства. Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности.

       Эти задачи определяют и функции государства  в инновационной сфере:

       - аккумулирование средств на научные  исследования и инновации;

       - координацию инновационной деятельности;

       - стимулирование инновационной активности  и конкуренции на рынке инноваций;

       - страхование инновационных рисков;

        - создание правовой базы инновационных процессов;

       - кадровое обеспечение инновационной  деятельности;

       - формирование инновационной инфраструктуры;

       - регулирование региональных, общенациональных и международных аспектов инновационной деятельности.

       К формам государственной поддержки  инноваций относятся:

       - законодательное регулирование  инновационной деятельности, трансферта технологий, малого и среднего бизнеса; нормативно-правовое создание условий для благоприятного инновационного климата;

       - разработка долгосрочной стратегии  инновационной деятельности: определение  инновационных приоритетов, выбор  основных направлений государственного  регулирования инноваций, разработка  инновационных программ, пользующихся государственной поддержкой;

       - прямое участие государства в финансировании инновационных программ, конверсии военных технологий;

       - содействие формированию венчурных фондов для финансирования инновационных проектов малого и среднего бизнеса, вложение в эти фонды государственных средств;

       - дополнительные меры поддержки  малого и среднего бизнеса,  создание государственных фондов  поддержки малого предпринимательства

       - налоговые и таможенные льготы для инвесторов инновационных программ, трансферта технологий;

       - содействие развитию инновационной инфраструктуры – технопарков, технологических инкубаторов, инновационных центров, центров трансферта технологий, банков данных по инновациям и др.;

        - содействие развитию  международного сотрудничества  в области инноваций и трансферта технологий;

       - защита интеллектуальной собственности  и защита интересов участников  инновационной деятельности;

       - подготовка и переподготовка  кадров для инновационной деятельности, реализации инновационных программ  и развития инновационной инфраструктуры.

       К основным принципам инновационной  политики большинства развитых стран  мира относятся:

       - принцип переноса центра тяжести  в экономической стратегии на  базисные инновации (освоение  новых поколений техники и  технологий);

       - принцип опережающего роста инвестиций в базисные инновации;

       - принцип подготовки и реализации  технологического прорыва в тех  узких сферах, где есть инновационный  потенциал и предпосылки для  освоения рыночных ниш;

       - принцип всемерной поддержки  малого и среднего бизнеса  как основных агентов технологического прорыва;

       - принцип социальной и экологической  направленности государственного  регулирования инновационной деятельности.

       Для реализации инновационной политики государства в Российской Федерации  создан организационный механизм (рис. 4.1).  
 

  

  Рис. 1. Структура механизма  государственного регулирования  инновационной деятельности в Российской Федерации

       К внебюджетным мерам государственной  поддержки инноваций, помимо правовой защиты и поддержки, кредитных, таможенных, амортизационных и арендных льгот инноваторам, относятся обеспечение инновационного менеджмента информацией, государственными стандартами, методиками, инструкциями и др. документами, а также оказание помощи в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции.

       Государственное регулирование инновационной деятельности учитывает специфику конкретной отрасли народно-хозяйственного комплекса, ее производственно-экономический  потенциал и уровень конкурентоспособности  основной продукции (табл. 4.1).

       Таблица 4.1

Классификация отраслей народно-хозяйственного комплекса России

по  конкурентоспособности  продукции 

Ранговое

положение

группы

Отрасли,

входящие

в группу

Основания

отнесения

к группе

Основные

направления

стратегии

1. Имеющие мировую конкурентоспособность Топливно-энегретический комплекс, химическая и алюминиевая  промышленность Большой конкурентоспособный  капитал, длительное и устойчивое пребывание на мировом рынке  Постоянное повышение  своего производственно-экономического потенциала для сохранения положения на мировом рынке
2. Потенциально  конкурентоспособные на мировом  уровне 
Оборонная промышленность, машиностроение и др. Многие параметры  продукции близки к мировым, что  дает возможность выхода и закрепления  на мировом рынке Наращивание потенциала и совершенствование качества при определенной поддержке и помощи государства
3. Неконкурентоспособные  Агропромышленный  комплекс, легкая и пищевая промышленности, промышленность строительных материалов и др. Низкая котировка  продукции на мировом рынке, ориентация на внутренний российский рынок, низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, низкая рентабельность Новая кадровая политика, значительные инвестиции
 

       Значительную  роль в государственной поддержке инноваций играют внебюджетные фонды, союзы и ассоциации по поддержке инновационной деятельности, которые формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции. Суммы отчисленных средств включаются в себестоимость продукции. Кроме того, освобождена от налогообложения прибыль предприятий (организаций), направленная на проведение ими научно-исследовательских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технического развития (но не более, чем в общей сумме 10% налогооблагаемой прибыли). Не производят отчислений во внебюджетные фонды предприятия, изготавливающие продукцию для государственных нужд, если ее финансирование производится за счет бюджетных ассигнований.

       Внебюджетные  фонды не имеют прав юридических  лиц и действуют от имени органов, в которых образованы. Такие фонды  имеют более чем 20 федеральных  министерств. Средства этих фондов направляются на финансирование НИОКР, работ по стандартизации, сертификации, охране труда, разработке научно-технической документации.

       Для реализации российской инновационной  политики введена система возвратного  финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых  за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе.

       Еще одной формой финансовой поддержки  инноваций стало создание Федеральных  центров науки и высоких технологий. Этот статус с 1999 г. присваивается Правительством РФ научным хозяйствующим субъектам, осуществляющим научно-технологическое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. Российское государство берет на себя финансирование Федеральных центров науки и высоких технологий при условии результативной их работы.

       Примером  долговременной инновационной политики, направленной на решение отраслевых задач, может служить "Концепция  инновационной политики Российской Федерации на 2001-2005 гг." Документ предполагал решение ряда задач:

       - разработку и усовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;

       - создание системы комплексной  поддержки инновационной деятельности  со стороны не только государственных  и муниципальных органов власти, коммерческих структур, финансовых  учреждений, но и общественных организаций на федеральном и региональном уровнях;

       - развитие инфраструктуры инновационных  процессов;

       - развитие малого инновационного  высокотехнологичного предпринимательства;

       - совершенствование системы конкурсного  отбора инновационных проектов и программ.

       В качестве задач, имеющих особое значение в связи со спецификой российской экономики, выделены следующие:

       1. Реализация так называемых критических  технологий. Это предполагает выбор  относительно небольшого числа  важнейших базовых технологий, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики на общенациональном и региональном уровнях. Критические технологии должны способствовать переходу экономики страны к новому технологическому укладу.

       2. Использование технологий двойного назначения, применимых как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

       Еще одной задачей, характерной для  России, выступает обеспечение востребованности достаточно высокого инновационного потенциала отечественных исследований и разработок, формирование мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способу конкурентной борьбы.

       На  муниципальном уровне политика поддержки  инновационных предприятий разрабатывается  и реализуется в рамках задачи развития предпринимательства в системе местного самоуправления. Органы местного самоуправления, как правило, не выделяют инновационную политику в отдельное направление своей социально-экономической деятельности. Некоторое исключение составляет тип моногорода, сложившегося вокруг крупного научно-исследовательского центра (академгородки или наукограды). Поэтому функции поддержки инноваций берут на себя структуры, способствующие развитию малого бизнеса (табл. 4.2). 
 
 
 
 

       Таблица 1

Поддержка инновационной деятельности предприятий малого бизнеса

на  муниципальном уровне 

Формы поддержки

инновационной

деятельности

малого бизнеса

 
Виды деятельности
1. Управление  содействия малому бизнесу администрации Проведение инвестиционных конкурсов. Разработка общей стратегии  и координация действий инновационных предприятий малого бизнеса
2. Ассоциация  поддержки малого бизнеса Проведение инвестиционных конкурсов. Функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам инновационных  предприятий малого бизнеса. Поиск  партнеров
3. Региональный фонд поддержки предпринимательства Проведение инвестиционных конкурсов. Функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам инновационных  предприятий малого бизнеса. Поиск  партнеров
4. Инновационный  фонд Финансирование инновационной  деятельности. Финансирование и проведение конференций и симпозиумов.
5. Технопарк Маркетинговые исследования рынка. Разработка и экспертиза инновационных  проектов и бизнес-планов. Поиск  партнеров. Финансирование инновационной  деятельности
6. Информационно-аналитический фонд Сбор и предоставление статистической информации. Издание  методической литературы и реклама. Социологические и маркетинговые  исследования рынка. Экспертиза инновационных  проектов и бизнес-планов. Поиск  партнеров

Информация о работе Инновационный менеджмент