Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 02:53, реферат

Описание

Цели государственной инновационной политики обусловлены ведущей функцией государства в условиях рыночных отношений – защитой свободы личности, собственности и предпринимательства. Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Инновационный менеджмент.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)
 

      Правовую  основу инновационной политики российского государства, помимо "Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 2001-2005 гг.", составляют следующие нормативно-правовые акты:

       - Федеральный закон от 23 декабря  1999 года № 535-СФ "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике";

       - Основы политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2010 года  и дальнейшую перспективу;

       - Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с последующими  изменениями);

       - Положение о государственной  системе научно-технической информации. Утверждено Постановлением Правительства  РФ от 24 июля 1997 г.;

       - Концепция научной, научно-технической  и инновационной политики в  системе образования Российской  Федерации на 2001-2005 гг. Приказ Министерства образования РФ от 6 июня 2000 г., № 1705;

       - Постановление  Правительства   Российской Федерации  от  18  июня 1999

 №  651 "О формировании федеральных центров науки и высоких технологий";

       - Федеральный закон "О статусе  наукограда Российской Федерации";

       - Федеральный закон от 23 августа  1996 г. № 127-ФЗ "О науке и  государственной научно-технической  политике" (с изменениями и  дополнениями от 19 июля, 17 декабря  1998 г., 3 января, 27,29 декабря 2000 г.);

       - Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге".

       Кроме этого, к нормативной базе инновационной  политики относятся авторское и  патентное право Российской Федерации. 

2. Мировой опыт государственного  регулирования инновационной 

деятельности 

       В мировой практике накоплен значительный опыт по государственному регулированию инновационной деятельности. Его формы и методы определяются уровнями экономического и научно-технологического развития страны, приоритетами ее общенациональной политики, инновационным потенциалом. Можно выделить три модели научно-инновационного развития промышленно развитых стран (табл. 4.3).

       Рассмотрим  особенности инновационной политики государства стран технологического ядра – США и Японии, а также  стран в составе Евросоюза. 

    Таблица 4.3

Модели  научно-инновационного развития промышленно развитых стран 

Название  стран Ведущие черты инновационной  политики государства
1. США, Англия, Франция Ориентированы на лидерство  в науке с опорой на научно-инновационный  потенциал оборонного сектора. Реализуют  крупномасштабные целевые проекты, охватывающие все стадии инновационного цикла
2. Германия, Швеция, Швейцария Ориентированы на распространение  нововведений, создание благоприятной  инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики
3. Япония, Южная Корея Стимулируют нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к  достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных  секторов в области науки и  технологии
 

       Государственная инновационная политика США. Страна занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности. Это обусловлено не только мощным научно-техническим потенциалом, но и отработанным механизмом развития внутренней и международной конкуренции. Расходы на НИОКР в США за последние годы составляют в среднем более 2,5% от ВВП. Источники финансирования составляют: около 50% – частные фирмы и организации, 46% – федеральное правительство, остальное – университеты, колледжи и неправительственные организации. К органам государственного регулирования инновационной деятельности относятся:

      - Американский научный фонд (курирует  фундаментальные исследования);

      - Американский научный совет (курирует  промышленность и университеты);

       - Национальное космической агентство  (НАСА);

       - Национальное бюро стандартов;

       - Министерство обороны; 

       - Национальный центр промышленных  исследований;

       - Национальная академия наук;

       - Американская ассоциация содействия  развитию науки.

       К характерным чертам государственной  инновационной политики в США  относятся:

       1. Мощная система стимулирования создания и деятельности венчурных фирм и исследовательских центров. Наиболее эффективные из них первые 5 лет могут полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Кроме венчурных фирм, государство поддерживает фирмы "спин-офф" (дочерние фирмы, отделившиеся от вузов, государственных исследовательских центров и лабораторий крупных промышленных предприятий). Они субсидируются из крупных некоммерческих научных центров.

       2. Наиболее наукоемкие, эффективные  и перспективные исследования государство полностью финансирует из федерального бюджета. К примеру, государство финансирует до 70% всех исследований по проблемам управления персоналом в стране. Лицензии на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований (являющиеся собственностью государства), выдаются бесплатно.

       3. Эффективно осуществляется программа  поддержки инновационных предприятий  малого и среднего бизнеса.  Деятельность инвестиционных фондов  по поддержке мелких фирм инноваторов и изобретателей-одиночек носит филантропический характер. Национальный научный фонд США не только кредитует малые инновационные фирмы, но и выдает им гранты – безвозмездные целевые субсидии. Некоммерческая ориентация государственных фондов проявляется в предпочтении разработок, имеющих высокую степень коммерческого риска. В результате этого направления государственной политики за три последние десятилетия ХХ в. инновационные предприятия с численностью до 500 человек реализовали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого, чем крупные корпорации.

       4. Среди прямых форм государственной  поддержки особое место занимает  формирование государственной инновационной  инфраструктуры: сети центров распространение  инноваций, консультационных центров.  Государство выступает активным агентом рынка инноваций, осуществляет мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, организует государственную экспертизу инновационных проектов.

       5. Еще одной особенностью государственной  инновационной политики США является низкая ведомственная концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов. И развитая система межведомственной и независимой экспертизы проектов.

       Государственное управление инновационной  политикой в Японии имеет организационную структуру, представленную на рис. 4.2

  

  Рис. 2 Структура механизма  государственного регулирования  инновационной деятельности в Японии 

       Основной  задачей иннновационной политики Японии является превращение страны из импортера  лицензий в экспортера. Традиционно Япония вытесняла конкурентов с существующих рынков за счет высокого качества и низких цен продукции. В последние годы японское правительство провозгласило задачу самостоятельного формирования новых рынков, прежде всего, в сферах информатики, интегральных схем и электронной техники. Государственные расходы на НИОКР в Японии составляют до 3,5% ВВП. Значительная часть их направляется на фундаментальные исследования и генерирование новых идей. Приоритетными направлениями являются информационная сфера, новые материалы, био- и лазерные технологии.

       Характерными  особенностями японской государственной  инновационной политики выступают:

       1. Ключевая роль Министерства внешней торговли и промышленности, которому подчинена Ассоциация промышленных технологий, занимающаяся импортом и экспортом лицензий. Его деятельность отличается значительной долей косвенных средств регулирования инноваций: целевым распределением в приоритетных областях финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками; содействием предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии; контролем за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

       2. В Японии действует технополисная  модель интеграции науки и  производства. Строительство городов-технополисов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое производство, – одна из целей государственной программы технологического лидерства Японии. Создание сети региональных центров высшего технологического уровня (совместно с задачей по получению за государственный счет к 2010 г. высшего образования всеми рабочими высокотехнологичных производств) должно обеспечить интеллектуализацию всего японского хазяйства.

       Активная  инновационная политика обеспечила Японии мировое лидерство по темпам экономического роста среди промышленно  развитых стран, уровню ВВП на душу населения и эффективности использования ресурсов.

       Инновационная политика стран Евросоюза определяется особенностями европейских стран, задачами интеграции и кооперации в сфере инноваций, а также растущей конкуренцией со стороны США и Японии (табл. 4.4). 

       Таблица 4.4

Инновационная политика стран Евросоюза 

Особенности стран,

входящих  в Евросоюз

Основные направления Нормативно-правовые основы

сотрудничества

1. Дороговизна рабочей силы и  природных ресурсов

2. Высокий  технологический уровень производства и информатизации

3. Государственное  регули-рование цен на важнейшие  производсвтенные товары

4. Применение  в управлении и производстве  междуна-родных и европейских  стандартов

5. Высокий  уровень концентрации и коопе-рирования  производства

6. Индикативное планиро-вание инновационной дея-тельности

1. Выработка  еди-ного антимонопо-льного законода-тельства

2. Льготное  нало-гообложение НИОКР

3. Использование  системы ускорен-ной амортизации  оборудования

4. Поощрение  на-укоемкого малого бизнеса

5. Прямое финан-сирование инно-вационных пред-приятий

  
1. План развития  международной инфраструктуры инноваций  и передачи технологий

2. Программа  "ВЭЛЬЮ" по распространению  в Евросоюзе результатов НИОКР

3. Программа  "ЭСПРИТ" - Европейская стратегическая  программа научных исследований в сфере технологии информационных систем (действует с 1984 г.)

4.  Программа  "РАСЕ" по исследованию передовых  способов связи в Европе 

5. Комплексная  программ "ЭВРИКА" по стимулированию  создания мощных альянсов между  европейскими странами для противодействия американской и японской конкуренции

 

        Основными объектами  координации усилий стран Евросоюза  в области инноватики являются мощные лазеры и ЭВМ, программное обеспечение, ускорители частиц, новые материалы, оптическая техника. Основные усилия направлены на:

Информация о работе Инновационный менеджмент