Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 02:53, реферат
Цели государственной инновационной политики обусловлены ведущей функцией государства в условиях рыночных отношений – защитой свободы личности, собственности и предпринимательства. Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности.
Правовую основу инновационной политики российского государства, помимо "Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 2001-2005 гг.", составляют следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 23 декабря 1999 года № 535-СФ "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике";
-
Основы политики Российской
- Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с последующими изменениями);
-
Положение о государственной
системе научно-технической
-
Концепция научной, научно-
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999
№ 651 "О формировании федеральных центров науки и высоких технологий";
- Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации";
-
Федеральный закон от 23 августа
1996 г. № 127-ФЗ "О науке и
государственной научно-
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге".
Кроме
этого, к нормативной базе инновационной
политики относятся авторское и
патентное право Российской Федерации.
2. Мировой опыт государственного регулирования инновационной
деятельности
В мировой практике накоплен значительный опыт по государственному регулированию инновационной деятельности. Его формы и методы определяются уровнями экономического и научно-технологического развития страны, приоритетами ее общенациональной политики, инновационным потенциалом. Можно выделить три модели научно-инновационного развития промышленно развитых стран (табл. 4.3).
Рассмотрим
особенности инновационной
Таблица 4.3
Модели
научно-инновационного
развития промышленно
развитых стран
Название стран | Ведущие черты инновационной политики государства |
1. США, Англия, Франция | Ориентированы на лидерство в науке с опорой на научно-инновационный потенциал оборонного сектора. Реализуют крупномасштабные целевые проекты, охватывающие все стадии инновационного цикла |
2. Германия, Швеция, Швейцария | Ориентированы на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики |
3. Япония, Южная Корея | Стимулируют нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологии |
Государственная инновационная политика США. Страна занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности. Это обусловлено не только мощным научно-техническим потенциалом, но и отработанным механизмом развития внутренней и международной конкуренции. Расходы на НИОКР в США за последние годы составляют в среднем более 2,5% от ВВП. Источники финансирования составляют: около 50% – частные фирмы и организации, 46% – федеральное правительство, остальное – университеты, колледжи и неправительственные организации. К органам государственного регулирования инновационной деятельности относятся:
- Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
-
Американский научный совет (
-
Национальное космической
- Национальное бюро стандартов;
- Министерство обороны;
-
Национальный центр
- Национальная академия наук;
-
Американская ассоциация
К характерным чертам государственной инновационной политики в США относятся:
1. Мощная система стимулирования создания и деятельности венчурных фирм и исследовательских центров. Наиболее эффективные из них первые 5 лет могут полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Кроме венчурных фирм, государство поддерживает фирмы "спин-офф" (дочерние фирмы, отделившиеся от вузов, государственных исследовательских центров и лабораторий крупных промышленных предприятий). Они субсидируются из крупных некоммерческих научных центров.
2. Наиболее наукоемкие, эффективные и перспективные исследования государство полностью финансирует из федерального бюджета. К примеру, государство финансирует до 70% всех исследований по проблемам управления персоналом в стране. Лицензии на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований (являющиеся собственностью государства), выдаются бесплатно.
3.
Эффективно осуществляется
4.
Среди прямых форм
5.
Еще одной особенностью
Государственное управление инновационной политикой в Японии имеет организационную структуру, представленную на рис. 4.2
Рис.
2 Структура механизма
государственного регулирования
инновационной деятельности
в Японии
Основной задачей иннновационной политики Японии является превращение страны из импортера лицензий в экспортера. Традиционно Япония вытесняла конкурентов с существующих рынков за счет высокого качества и низких цен продукции. В последние годы японское правительство провозгласило задачу самостоятельного формирования новых рынков, прежде всего, в сферах информатики, интегральных схем и электронной техники. Государственные расходы на НИОКР в Японии составляют до 3,5% ВВП. Значительная часть их направляется на фундаментальные исследования и генерирование новых идей. Приоритетными направлениями являются информационная сфера, новые материалы, био- и лазерные технологии.
Характерными особенностями японской государственной инновационной политики выступают:
1. Ключевая роль Министерства внешней торговли и промышленности, которому подчинена Ассоциация промышленных технологий, занимающаяся импортом и экспортом лицензий. Его деятельность отличается значительной долей косвенных средств регулирования инноваций: целевым распределением в приоритетных областях финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками; содействием предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии; контролем за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
2.
В Японии действует
Активная инновационная политика обеспечила Японии мировое лидерство по темпам экономического роста среди промышленно развитых стран, уровню ВВП на душу населения и эффективности использования ресурсов.
Инновационная
политика стран Евросоюза определяется
особенностями европейских стран, задачами
интеграции и кооперации в сфере инноваций,
а также растущей конкуренцией со стороны
США и Японии (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Инновационная
политика стран Евросоюза
Особенности
стран,
входящих в Евросоюз |
Основные направления | Нормативно-правовые
основы
сотрудничества |
1.
Дороговизна рабочей силы и
природных ресурсов
2. Высокий
технологический уровень 3. Государственное
регули-рование цен на 4. Применение в управлении и производстве междуна-родных и европейских стандартов 5. Высокий
уровень концентрации и коопе- 6. Индикативное планиро-вание инновационной дея-тельности |
1. Выработка
еди-ного антимонопо-льного 2. Льготное нало-гообложение НИОКР 3. Использование
системы ускорен-ной 4. Поощрение на-укоемкого малого бизнеса 5. Прямое финан-сирование инно-вационных пред-приятий |
1. План развития
международной инфраструктуры 2. Программа "ВЭЛЬЮ" по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР 3. Программа "ЭСПРИТ" - Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем (действует с 1984 г.) 4. Программа "РАСЕ" по исследованию передовых способов связи в Европе 5. Комплексная
программ "ЭВРИКА" по стимулированию
создания мощных альянсов |
Основными объектами координации усилий стран Евросоюза в области инноватики являются мощные лазеры и ЭВМ, программное обеспечение, ускорители частиц, новые материалы, оптическая техника. Основные усилия направлены на: